Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 14:53, реферат
Становление информационной культуры как самостоятельного научного направления и образовательной практики в России связано с осознанием фундаментальной роли информации в общественном развитии; возрастанием объёмов информации; информатизацией общества, развитием информационной техники и технологии; становлением информационного общества
Часть I. Концепция формирования информационной культуры личности
Часть II. Опыт формирования информационной культуры пользователя
Список литературы
Минобрнауки России
Тверской государственный технический
университет
Кафедра социологии и социальных технологий
по дисциплине «Соц. проблемы информатизации»
Реферат на тему:
«Информационная культура личности»
Группа ИСТ-137
Тверь
2012г.
Оглавление
Часть I. Концепция формирования информационной культуры личности
Часть II. Опыт формирования информационной культуры пользователя
Список литературы
Часть I. Концепция формирования информационной культуры личности
Становление информационной культуры как самостоятельного научного направления и образовательной практики в России связано с осознанием фундаментальной роли информации в общественном развитии; возрастанием объёмов информации; информатизацией общества, развитием информационной техники и технологии; становлением информационного общества [8, с.55].
Сегодня всё большее
число людей оказываются
В масштабах всей земной
цивилизации возникает
Изучением проблем информационной культуры личности сотрудники НИИ информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) Кемеровского государственного университета культуры и искусств занимаются свыше двадцати лет. В НИИ ИТ СС под руководством профессора Кемеровского государственного института культуры и искусств Н.И. Гендиной [1,2,8], разработана концепция формирования информационной культуры личности.
Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) – система взглядов, определённый способ понимания, трактовка какого-либо предмета, процесса, явления, ведущая идея для их систематического освещения [1, с.32].
Предлагаемая Н.И. Гендиной и Н.И. Колковой [1,2,8] концепция формирования информационной культуры личности включает определение понятия «информационная культура личности», обоснование общеметодологических принципов и условий организации информационного образования, представление механизма взаимодействия библиотек и образовательных учреждений в сфере информационной подготовки граждан.
Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является также важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищённости личности в информационном обществе [1, с.32].
Концепция формирования информационной культуры личности разработанная профессором Кемеровского государственного института культуры и искусств Н.И. Гендиной [1,2,8], аккумулировала результаты исследований, которые, начиная с 80-х годов XX века, велись на библиотечном факультете Кемеровского государственного университета культуры и искусств и была дополнена исследованиями и разработками, которые НИИ ИТ СС проводят в рамках международной программы ЮНЕСКО «Информация для всех», в частности, по таким её разделам, как «Развитие потенциала человека, навыков и умений в век информации» [8, с.55]. В основу концепции были положены результаты комплекса научных исследований и разработок по следующим основному направлению:
1. анализ терминологии в сфере формирования готовности человека к самостоятельной работе с информацией. В ходе исследования терминологии был проведён сопоставительный анализ понятий «грамотность», «информационная грамотность», «компьютерная грамотность», «информационная культура» и целого ряда смежных понятий, рассмотрена их эволюция в отечественной и международной практике. На основании результатов исследования была выявлена неадекватность термина «информационная грамотность» объёму и содержанию закреплённого за ним понятия; предложен рабочий термин «информационная культура личности» [8, с.56].
Принципиальное значение имеет в данной концепции и многозначное явление – «информационная культура». Для организации практической работы библиотек и образовательных учреждений в этом направлении уже сегодня настоятельно требуется внесение терминологической ясности и выработка определения, отражающего весь комплекс проблем, связанных с формированием информационной культуры в современном обществе. В этой связи профессором Н.И. Гендиной [1,2,8] предлагается следующая трактовка понятия «информационная культура личности». Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.
Информационная культура – одна из граней общей культуры современного человека [1, с.32]. Информационная культура личности – совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе [2, с.34].
Понимание сущности информационной культуры личности предполагает, прежде всего, её осознание как одного из проявлений общей культуры человека (культура от лат. culture – что означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). Любая культура, в том числе и информационная, есть продукт человеческой деятельности. Человек – творец, созидатель культуры и вместе с тем её пользователь. В этой двуединой связи с деятельностью человека заключено своеобразие информационной культуры. С одной стороны, обретение информационной культуры требует значительных усилий личности, а с другой – только информационная культура открывает современному человеку доступ к накопленным цивилизацией информационным ресурсам. Именно в связи с этим об информационной культуре человека судят не потому, что он думает о себе сам или каким он желает казаться, а по реальным результатам его самостоятельной информационной деятельности [1, с.32]. Информационная культура как одно из проявлений "культуры вообще" охватывает собой сферу отношений человека, отдельных социальных групп, общества к информации. Соответственно принято различать информационную культуру личности, информационную культуру определенной социальной группы (учителей, врачей, юношества и др.), информационную культуру общества в целом [2, с.35]. Наступление информационной эры, переход к качественно новым технологиям работы с информацией, открывая широкие перспективы для удовлетворения информационных потребностей и запросов вместе с тем существенно повышает требования к уровню информационной культуры личности, актуализируя тем самым задачи её формирования [1, с.32]. Решение этих задач направлено на овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом; освоение формализованных методов аналитико-синтетической переработки информации; применение традиционных и информационно-компьютерных технологий для подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности. Важным звеном, «скрепляющим» все компоненты информационной культуры, является информационное мировоззрение. Информационное мировоззрение – система обобщенных взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, информатизацию, информационное общество и место человека в нем, на отношения людей к окружающей информационной среде, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Анализ теории и практики формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях, многолетнее изучение состояния информационной культуры различных социальных групп (учителей, юристов, врачей, студентов, школьников и других) позволяет утверждать следующее. Основной причиной низкой результативности, неэффективности деятельности библиотек и образовательных учреждений по формированию информационной культуры личности явилось:
3. отсутствие мотивационного компонента, способствующего становлению информационного мировоззрения гражданина информационного общества [2, с.36].
Формирование информационной культуры личности и организация информационного образования должны базироваться, по мнению Н.И. Гендиной и Н.И. Колковой [1,2,8], на следующих общеметодологических принципах: системности, интегративности, технологичности, непрерывности, а также деятельностного подхода, культурологического подхода.
3. принцип деятельностного подхода означает, что формирование информационной культуры личности строится не с позиции библиотекаря, информационного работника, пытающегося объяснить школьнику, студенту, учителю, как устроена библиотека, информационная служба или компьютер и посвятить его в тонкости библиотечно-библиографической, информационной, компьютерной технологии, а с позиции пользователя, потребителя информации, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной, профессиональной или досуговой деятельности.
4. принцип технологического подхода позволяет рассматривать формирование информационной культуры личности как педагогическую технологию, включающую определённую совокупность методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата. Предполагает детальное определение конечного результата и обязательный контроль его точности как основы получения продукции с заданными параметрами. Обязательными требованиями при этом являются массовость и воспроизводимость полученных результатов. Нарушение этих требований и отсутствие хотя бы одного элемента в заданной технологической цепи неизбежно влечёт снижение качества результатов.
5. принцип интегративности даёт возможность построения единой стратегии и тактики формирования информационной культуры личности с ориентацией на ограниченное взаимодействие как образовательных, так и библиотечно-информационных учреждений каждое из которых в соответствии со своей спецификой призвано стать участником информационного всеобуча. Реализация данного принципа открывает перспективы гармонизации совместной работы этих институтов по достижению общей цели – формированию информационной культуры личности.
6. принцип непрерывности предусматривает использование возможности всех звеньев системы непрерывного образования (дошкольного, общего, среднего, высшего послевузовского) для формирования информационной культуры личности [8, с. 60–61].
Объектом изучения уровня
информационной культуры явились такие
категории потребителей информации,
как студенты, учителя, врачи, юристы,
инженерно-технические
1. умение самостоятельно сформулировать свою информационную потребность и выразить её словесно;
2. знание основных алгоритмов поиска информации в зависимости от вида информационного запроса (адресный, тематический, фактографический);