Инфраструктура Казани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 05:30, курсовая работа

Краткое описание

У каждого города - свой неповторимый облик, своя «изюминка». «Изюминка» Казани – в невероятной способности органично соединять в себе два начала. В этом удивительном городе глубокая древность и жгучая современность, Азия и Европа, Ислам и православие, русская и татарская культура не противостоят друг другу, а сливаются воедино, образуя новые, неожиданные, интересные связи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
История…………………………………………………………………………..4
Градостроительные инфраструктуры Казани …………………………………6
Экология…………………………………………………………………………13
Перспектива развития…………………………………………………………...17
Сравнительная характеристика…………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………23
Приложение……………………………………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 25.42 Кб (Скачать файл)

4) Экономика

Казань — один из крупнейших промышленных, финансовых, торговых и туристических центров России, лидирующий по инвестициям в основной капитал и строительству город Поволжья. Валовый территориальный продукт города в 2008 году составил 271,3 млрд рублей, средняя заработная плата — 17 300 рублей.  Уровень безработицы в Казани колеблется в пределах 2%.   Среди трудящегося населения на первом месте по количеству находятся работники производственных предприятий, далее по убывающей – занятые в строительстве, торговле, осуществляющие транспортные услуги и связь, преподаватели и медицинские работники.

В Казани находятся штаб-квартиры 6 компаний, входящих в топ-500 крупнейших по выручке предприятий России. Суммарная площадь городских бизнес-центров составляет 330 тысяч м², из них к классам «A» и «B» относятся 127 тыс. м². По совокупному капиталу собственных банков Казань занимает 3-е место в России, уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу.

Промышленную основу города составляют машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, лёгкая и пищевая промышленность. Инновационная экономика в Казани представлена крупнейшим в России IT-парком, а также одним из самых больших в Европе технопарком «Идея». В Казани действует единственная за пределами Москвы электронная торговая площадка по размещению заказов для федеральных нужд. По обеспеченности современными торговыми центрами Казань занимает лидирующие позиции в России. В 2009 году оборот розничной торговли составил 225 млрд. рублей.

В Казань ежегодно приезжает большое количество туристов. В городе построено 70 гостиниц, уровнем от 3-х до 5-ти звезд, каждый год они принимают 500 000 человек. Жители Казани сами имеют возможность посещать многие страны. Из международного аэропорта «Казань» несколько раз в неделю летают самолеты в Барселону, Дубаи, Берлин, Франфуркт, Стамбул, Ташкент, Улан-Уде и во многие другие города.

Согласно оценкам, сделанным в докладе Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса в России — 2009», Казань лидирует по уровню благоприятности условий для ведения бизнеса, опережая Тверь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Томск, Иркутск, Пермь, Санкт-Петербург, Воронеж и Москву.

5)Образование

Казанские дети вполне обеспечены школами, лицеями и гимназиями, где проводятся углубленное обучение различным дисциплинам – иностранным языкам, математике, физике и прочим предметам. В большинстве случаев образование бесплатное, но есть и платные образовательные услуги. С детскими садами ситуация обстоит гораздо хуже. Рождаемость в городе держится на довольно высоком уровне, а строительство детских садиков отстает от темпов естественного прироста населения. На очередь в детские сады становятся сразу после рождения ребенка, но в большинстве случаев по достижению им двух лет свободных мест в ДОУ не оказывается. Если раньше детсады были у каждого крупного предприятия на балансе, то теперь они находятся на муниципальном обеспечении.

В городе и республике действует программа «Бэлэкэч». В рамках этой программы в 2011 году в Казани было построено 23 новых детских садика, в большинстве действующих были дополнительно организованы ясельные группы. Это, конечно, помогло улучшить ситуацию с дефицитом мест для детей, но до полного обеспечения еще далеко. Существуют и коммерческие детские сады, однако далеко не все семью могут позволить себе потратить на ребенка от 7 до 12 000 рублей в месяц.

В городе действует 44 высших учебных заведений, включая 19 филиалов и представительств иногородних вузов, в которых получает образование более 140 тыс. студентов . Казань является единственным городом в России, имеющим одновременно федеральный университет и два национальных исследовательских университета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экология

Казань – город с умеренно-континентальным климатом. Здесь не редки сильные морозы зимой и палящий зной летом. Температурный максимум зафиксирован в 2010 году – в тени +39, а минимум в 1942 году (-46 градусов). Средняя температура зимой -9-12, летом + 17-20. С конца марта по середину октября в основном устанавливается устойчивая плюсовая температура, с конца октября по середину марта – устойчивая минусовая.

Как и большинство больших городов, Казань имеет загрязненный воздух и воду в окружающих и протекающих по ее территории реках – Казанке и Волге, а также озерах, расположенных в городской черте (верхнее, среднее и нижнее озеро Кабан). Однако город является единственным в России мегаполисом, который полностью перерабатывает свои отходы. Казань не входит в число российских городов, имеющих крайне неблагополучную экологическую обстановку.

Основными экологическими проблемами Казани в настоящее время являются:

- атмосферное загрязнение  в результате деятельности автотранспорта  и промышленных предприятий в  городской черте;

- неблагополучное качество  вод Куйбышевского водохранилища, реки Казанки, малых рек и озер  в черте города;

- недостаточно удовлетворительное  качество питьевых вод;

- повышение уровня грунтовых  вод;

- недостаточное озеленение  города;

- рост количества отходов, необходимость их утилизации  и переработки;

- неудовлетворительное здоровье  населения города;

- рост количества бездомных  животных и др.

Основными источниками загрязнения атмосферы г. Казань является автотранспорт, количество которого возросло в отчетном году на 1457 ед. и составило 137745 ед. (индивидуальный-113189 ед.). Выбросы автотранспорта в 2003 г. по городу составили 53,000 тыс. т (59%), в 2004 г. 51,500 тыс. т.

 

 Теплоэнергетическая отрасль (7 предприятий). Казанские ТЭЦ – 1,2,3, районные котельные КТС ("Савиново", "Азино", "Горки-2"), КУП КПТС (133 котельных) вносят наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха г. Казани. Общий выброс по отрасли – 15,065 тыс. т (2003 год – 15,341 тыс. т), основные загрязняющие вещества – диоксид серы, оксиды азота, оксид углерода, твердые вещества. В целом по отрасли на установках очистки газа (ГОУ) уловлено 27,6% загрязняющих веществ.

 Химическая отрасль (10 предприятий). Наиболее крупные предприятия отрасли: ОАО "Казаньоргсинтез", ГК НПП им. Ленина, ОАО "Хитон", ОАО ХК "Тасма", ОАО "Казанский завод СК". Общий выброс по отрасли – 12,034 тыс. т (2003 год – 12,23 тыс. т). Основные загрязняющие вещества: летучие органические соединения, углеводороды, оксид углерода, оксиды азота. Уловлено на ГОУ в целом по отрасли 75% загрязняющих веществ.

Машиностроительная отрасль (28 предприятий). Наиболее крупные предприятия: ОАО КМПО, ОАО КОМЗ, ОАО КВЗ, ОАО "Казанькомпрессормаш", ОАО "Завод "Элекон", ОАО "Сантехприбор", ГУП "Казанский завод "Электроприбор", КАПО им. Горбунова. Общий выброс по отрасли – 1,829 тыс. т (2003 год – 1,892 тыс. т). Основные загрязняющие вещества – летучие органические соединения, оксид углерода, оксиды азота. Уловлено ГОУ в целом по отрасли 75% загрязняющих веществ.

 Строительная отрасль (20 предприятий). Наиболее крупные предприятия: ККСМ, КЗССМ, АБЗ КУП Дорремстрой, ГУП Аракчинский гипсовый завод, КПД-1, КПД-3 ИЖСС, ОАО ЖБК, РУП КПД-2, СУ-856, СУ-913 АООТ Каздорстрой. Общий выброс по отрасли – 3,498 тыс.т (2003 год – 3,309 тыс.т). Основные загрязняющие вещества: твердые вещества, оксид углерода, оксиды азота. Уловлено ГОУ в целом по отрасли 85% загрязняющих веществ.

Объём сбросов сточных вод в поверхностные водные объекты Казани — 254 млн. м³ в год, из них 45 млн. м³ приходится на промышленные предприятия. Крупнейшие сбросы воды производят МУП «Водоканал», а также завод Казаньоргсинтез и «Казанский завод синтетического каучука». Основными веществами-загрязнителями воды являются взвешенные вещества, хлориды, нитраты, нитриты, сульфаты, фосфаты и аммонийный азот.

Оценка интенсивности техногенного влияния на окружающую среду  (по показателям токсичности выбросов в атмосферную воздух и водоемы, отходов производства и т.п.) выявила в Казани 11 критических зон и 3 зоны риска.

В частности, к зонам риска с максимальными концентрациями загрязняющих веществ относится северная часть Казани, где действуют такие крупные источники загрязнения, как ОАО «Казаньоргсинтез», ФГУП НПП им. Ленина, НПХФО «Татхимфармпрепараты», ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 ОАО «Татэнерго»,

на втором месте - южная часть города с промышленным узлом Приволжского района вблизи Волги.

Растущее число автотранспортных средств и неприспособленность центра города к пропуску  таких потоков обуславливает высокий уровень загрязнения на автотранспортных магистралях. В городе много несанкционированных свалок мусора. В целом по показателям  состояния и привлекательности окружающей среды Казань отстает от ряда крупных городов России  и Приволжского Федерального округа. Ситуацию усугубляет не достаточная (практически вдвое) по нормативам площадь озеленения города, неблагополучное состояние водных объектов и городских пляжей, не соблюдение режима водоохранных зон, факты отчуждения и застройки ценных природных территорий и акваторий, нерешенность вопросов утилизации отходов.

Общий выброс загрязняющих веществ в 2004 г. от стационарных источников составляет 36,17 тыс. т. Загрязняющие вещества, выбрасываемые промышленными предприятиями весьма разнообразны и одновременно специфичны для отдельных отраслей.

 Доля выбросов загрязняющих веществ в 2004 г. по отраслям промышленности составила: теплоэнергетическая (41,6%); химическая (33,3%); строительная (9,7%); машиностроительная (5,1%); транспортная (3,2%); топливная (1,8%); пищевая (1,2%); легкая (0,7%); лесная и деревообрабатывающая (0,2%); прочие (3,3%).

 Общее количество загрязняющих веществ, отходящих от технологического оборудования предприятий г. Казань, составляет 101,824 тыс. т, из них уловлено 65,654 тыс. т (64,5%).

В Казани работают 2 полигона ТБО — «Самосырово» и по улице Химическая, при этом самосыровский полигон уже исчерпал свои возможности и требует рекультивации. Также действуют 2 мусоросортировочных комплекса суммарной производительностью 250 тыс. тонн в год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспектива развития

Одним из условий перехода Казани к устойчивому градостроительному развитию является обеспеченность города современным генеральным планом. Значение этого документа велико и определяется целью и задачами, которые он призван решать.

Основная задача генплана - рациональная организация городского пространства, которая обеспечивает формирование благоприятной среды жизнедеятельности населения. При ее решении необходимо учитывать рациональное использование всех видов ресурсов, развитие социальной, инженерно-транспортной инфраструктур и экономической деятельности, сохранение равновесия между застроенными урбанизированными и природными территориями, включая особо охраняемые природные и историко-культурные ландшафты. Развитие города необходимо рассматривать в увязке с прилегающей агломерацией и пригородной зоной, поэтому концепция территориального развития должна отвечать фундаментальным ценностям, обусловленным реализацией принципов стабильного развития всей казанской агломерации. Генеральный план станет прогнозом развития города на перспективу. Включаемая в его состав программа первоочередных градостроительных мероприятий явится основой для разработки частных отраслевых программ и планов развития.

Значительное территориальное развитие должен получить общегородской центр, распространяясь на правый берег Казанки и на территорию, занимаемую речным портом. Предлагается освободить городское ядро от несвойственных функций и сформировать его как историко-культурный центр республиканского уровня и постепенно преобразовать его в место сосредоточения разнообразных форм общественной жизни.

 Приоритетной задачей определенной генпланом так же является обеспечение выхода жилой и общественной застройки непосредственно к акватории реки Волги. Для этого предполагается вынести с береговой полосы железнодорожный узел, промышленные предприятия, коммунально-складские объекты и грузовой речной порт.

 Следующим важным направлением является развитие природного каркаса города. Природный каркас складывается из состава водных артерий и зелёных массивов. Долина реки Казанки, с парками, заповедниками, пляжами, набережными образует центральную часть природного каркаса. В неё входит система озёр и каналов Подувалье, Кабан, Булак, а так же долина реки Ноксы. Водные системы Казанка – Кабан – Нокса выводит природный каркас к Большой воде – реке Волга. Таким образом, природный каркас становится внутренней неотъемлемой частью общегородской планировочной структуры. Наличие природного каркаса, его состояние и возможность развития определяют экологическую безопасность города. Задача заключается в том, чтобы из состава городских лесов и лесопарков, особо охраняемых территорий и природно-рекреационных комплексов создать непрерывный каркас города и довести соотношение застроенных и открытых озелененных пространств равное 60% к 40%. Предполагается увеличить протяжённость прибрежных полос доступных для населения, оформленных в парковые зоны, бульвары, территории городских пляжей. Увеличение общей площади озеленённых и территорий города, их рациональная планировка позволит добиться положения, при котором жители каждого из районов будут иметь пешеходную доступность к рекреационным зонам общего пользования.

 Основная конструктивная идея природного каркаса состоит в том, что он располагается между существующей и новой застройкой. Такой приём ограничивает городскую застройку от чрезмерной скученности и загрязнения.

 В генеральном плане предусмотрено развитие внеуличных скоростных рельсовых транспортных средств, благодаря вводу которых в Казани будет решатся проблема совершенствования пассажирских перевозок в городе на перспективу, будут значительно сокращены затраты времени на перевозки и обеспечен необходимый комфорт в передвижении за счёт развития скоростного рельсового транспорта - современных линий метрополитена и развития линий «лёгкого метро» на менее нагруженных пассажиропотоками направлениях.

Генеральным планом предусматривается строительство новых и реконструкция существующих мостовых переходов и транспортных развязок, а так строительство внеуличных пешеходных переходов.

 Авторы экологического раздела генплана предлагают предусмотреть децентрализацию системы очистки городских стоков, ремонт и реконструкцию важнейших коллекторов, проведение рекультивационных мероприятий на иловых полях, строительство в Казани мусороперерабатывающего завода.

Информация о работе Инфраструктура Казани