Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 10:49, реферат
Гендер является неотъемлемой частью социальных практик взаимодействия людей и оказывает влияние на все аспекты жизни человека - на выбор места работы, системы ценностей, сферы самоутверждения и саморазвития, хобби, одежды, стиля поведения в семье, на работе, в учебном заведении и т.д. Через «гендерную линзу» человек воспринимает любую информацию и передает ее в окружающий мир тоже с помощью гендерного дисплея. Т.о. процесс гендерной социализации и содержание гендерных стереотипов имеет огромное значение не только для жизни отдельного индивидуума, но и для прогрессивного развития всего общества.
ВВЕДЕНИЕ
Гендер является неотъемлемой частью социальных практик взаимодействия людей и оказывает влияние на все аспекты жизни человека - на выбор места работы, системы ценностей, сферы самоутверждения и саморазвития, хобби, одежды, стиля поведения в семье, на работе, в учебном заведении и т.д. Через «гендерную линзу» человек воспринимает любую информацию и передает ее в окружающий мир тоже с помощью гендерного дисплея. Т.о. процесс гендерной социализации и содержание гендерных стереотипов имеет огромное значение не только для жизни отдельного индивидуума, но и для прогрессивного развития всего общества.
Гендерная дискриминация по-прежнему охватывает многие сферы жизни во всем мире, несмотря на произошедшие за последнее десятилетие значительные сдвиги в сторону достижения гендерного равенства. Особенности и степень распространения дискриминации заметно разнятся в случае перехода от страны к стране и от региона к региону. Широко распространены гендерные разрывы в сфере доступа к ресурсам и распоряжения ими, в сфере экономических возможностей, в сфере власти и представления интересов. По этой причине достижение гендерного равенства становится центральным показателем развития каждой страны.
Современное общество усиливает внимание к проблеме гендерного неравенства в связи с развитием процесса глобализации и рядом связанных с ним политических и социально-экономических последствий. Организация Объединенных Наций причисляет эту проблему к разряду глобальных и рекомендует государствам изменять существующие гендерные модели, сохраняющие систему неравных ценностей и двойных стандартов. В настоящее время существует даже интегральный показатель, который отражает существующее неравенство в возможностях достижений между мужчинами и женщинами в трех измерениях: репродуктивном здоровье, расширении прав и возможностей, а также на рынке труда. Индекс гендерного неравенства представлен Секретариатом Всемирного экономического форума в Женеве в 2010 году и используется Организацией Объединенных наций в докладах о человеческом развитии. При этом большинство документов, предложенных ООН и другими международными организациями содержат утверждение о том, что равенство между мужчинами и женщинами способствует полноценному социально-экономическому и демографическому развитию общества.
Процесс глобализации сталкивает интересы отдельных групп на планетарном, межгосударственном и внутригосударственном уровнях. Изучение гендерных отношений, затронутых этими процессами под влиянием глобализации, приобретают особую актуальность.
Гендерные отношения являются ключевым понятием гендерных исследований в научной литературе социально-гуманитарного профиля и преимущественно используется при изучении проблем дифференциации, стратификации и доминирования в системе общественного устройства. Рассмотрение категории гендерных отношений в психологических публикациях практически не используется. Однако, гендерные отношения включены в широкий пласт общественных, межгрупповых, межличностных отношений. Поэтому гендерные отношения можно рассматривать как одну из разновидностей социально-психологических отношений.
В настоящее время гендерные исследования широко проводятся во всем мире. Этот вопрос рассматривается многими ведущими учеными-психологами, такими как Ш. Берн, Д. Майерс, И.С. Кон, И.С. Клецина, Т.В. Бендас и др.
Цель работы - рассмотреть гендерные отношения в современном обществе в рамках социально-психологического знания XX века.
Гипотеза исследования - личностные гендерные стереотипы определяют гендерные отношения в обществе и влияют на уровень его развития в целом.
Объект - гендерные отношения в обществе.
Предмет - проявление гендерных стереотипов в современном обществе.
Задачи работы:
- выявить предпосылки
провести теоретико-методологический анализ категории «гендерные отношения» в рамках социально-психологического знания XX века;
рассмотреть структуру гендерных отношений и особенности гендерных стереотипов в современном обществе;
провести эмпирическое исследование;
представить интерпретацию полученных результатов эмпирического исследования.
Раздел 1.Особенности гендерной социализации молодежи
К сожалению, содержание современных российских гендерных стереотипов приводит, например, к тому, что человеческий капитал девушек не используется полностью: в 2004 г. в России среди занятого населения 49,6% женщин, в тоже время по данным Росстата, средний заработок женщин равен лишь 64% среднего заработка мужчин. Образуется замкнутый круг: экономическая зависимость женщины в семье оправдывает традиционное гендерное разделение труда; большая нагрузка в домашнем хозяйстве, основная роль в уходе за детьми, перерывы в трудовой карьере снижают востребованность женщин на рынке труда и являются причиной их низких личных доходов; низкие личные доходы обусловливают экономическую зависимость женщин в семье.
Причины данного явления лежат не в разнице человеческого капитала женщин и мужчин, не в том, что мужчина играет инструментальную роль, а женщина экспрессивную в связи с рождением ребенка, разницей гормональной регуляции и т.п., а в отсутствии гибких, сбалансированных стереотипов.
Данные стереотипы приводят не просто к торможению общественного развития в результате недоиспользования человеческих ресурсов, но и к таким явлениям, как социально-психологический дискомфорт женщин от зависимого статуса; насилие в семье, на женщинах большая часть работы по дому, кто бы ни был кормильцем в доме. Более того, эти стереотипы отрицательно влияют не только на женщин, но и на мужчин. На рынке труда существует следующая закономерность: чем меньше платят в какой-либо отрасли, тем больше в этой отрасли женщин. Соответственно, женщины в 5 раз больше мужчин представлены в отрасли образования.
В связи с данным фактом, большим числом неполных семей без отца, существовании гендерного стереотипа некомпетентности, второстепенной роли отца в воспитании и существующей потребности молодого человека в сохранении и формировании мужской гендерной роли, молодые люди имеют тенденцию формировать особый однородный по полу и противопоставляющий себя женский коллектив, в котором культивируются нормы гипермаскулинного поведения, подавление «феминных» чувств, таких как нежность и т.п.
Это и является одной из причин распространение
пивного алкоголизма (в связи с паразитизмом
рекламы пива на гипертрофированном образе
настоящего мужчины), курения, наркомании,
девиантного и криминального поведения
юношей. В результате исследования,
проведенного в 2006 г.оказалось, что 60% парней
курят, что в 2 раза больше, чем курящих
девушек. Близки к этому показатели и по
остальным формам социальной патологии.
Гендерные стереотипы действуют и на студентов:
девушка должна делать работу по дому,
ухаживать за детьми в семье, а у парней
гораздо больше свободного времени, которое
они тратят не на учебу; здесь же мы видим
и действие гендерного стереотипа, который
лояльнее относится к патологическим
формам проявления агрессивности и вредным
привычкам мужчины. Также высокая загруженность
домашним трудом, воспитанием ребенка,
низкая заработная плата учителя и такая
же ситуация у матери студента приводит
к низкому уровню и образования, и воспитания
молодежи. Данный процесс усугубляется
содержанием гендерных стереотипов современных
молодежных СМИ, где подавляющее большинство
образов женщины «отражает мужские фантазии
о полуодетой глупышке, которую необходимо
спасти» или человека, который выполняет
всю работу по дому.
Раздел 2.Исследование гендерных
проблем социализации
Гендерные проблемы в белорусском обществе.
Белорусское государство сохранило основы
советского законодательства, гарантировавшие
равные права граждан независимо от пола,
как и от других демографических признаков.
Республикой Беларусь подписаны основные
международные документы, касающиеся
обеспечения реального равноправия женщин
и мужчин во всех сферах общественной
жизни. Женщины и мужчины имеют равный
доступ ко многим ресурсам общества, включая
образование, здравоохранение, социальную
защиту; уровень их доходов и жизни различается
не так значительно, как в большинстве
стран мира. По основным показателям гендерного
равенства, используемым в международных
сравнениях, (ожидаемая продолжительность
жизни при рождении, диспропорции в области
образования, уровень экономической активности
и др., наконец, Индекс развития человеческого
потенциала (ИРЧП) с учетом гендерного
фактора , Беларусь имеет достаточно высокий
рейтинг.
Тем не менее, правоприменительные практики
и нормы социального поведения, состояние
общественного мнения о месте женщины
в обществе остаются скорее традиционными.
К основным проблемам гендерного неравенства,
связанным с проблемами бедности, можно
отнести дефицит женщин в сфере принятия
решений; в первую очередь, в сфере государственного
управления; наличие «стеклянного потолка»
− нигде не прописанных механизмов, ограничивающих
профессиональную карьеру женщин; неравную
оплату труда; несправедливое распределение
неоплачиваемого домашнего труда, ограничивающее
свободное время и профессиональное развитие
женщин.
Женщины в сфере принятия решений. Ни в
каких нормативно-правовых актах Республики
Беларусь не ограничиваются возможности
профессиональной и/или общественно-политической
карьеры женщин. Тем не менее, несмотря
на более высокий уровень образования,
наблюдается дефицит женщин в сфере принятия
решений, в первую очередь, в области политики
и государственного управления. Так, женщины
составляют 29% от общего числа депутатов
Палаты Представителей и только 7% от общего
числа членов Совета министров.
Среди государственных служащих республиканских
органов государственного управления
женщины составляют 56,8%. Их высокий профессиональный
уровень подтверждается тем, что они в
значительной степени преобладают среди
главных и ведущих специалистов (66,3 и 80%
соответственно). Однако 53,5% руководителей
среднего звена и 86,6% руководителей высшего
звена составляют мужчины (рис. 2). Другими
словами, среди всех работающих в республиканских
органах управления женщин только 1,2% является
руководителями верхнего эшелона, 32,8%
− руководителями среднего и нижнего эшелона.
Среди мужчин – соответственно 10,8 и 52,2%
В экономике профессиональные качества
женщин находят себе применение чаще,
чем в государственном управлении. Среди
руководителей организаций и их заместителей
женщины составляют 41,4%; среди руководителей
структурных подразделений и их заместителей
− 47%. За 7 лет с 1995 по 2002 г. доля женщин
среди главных специалистов выросла в
1,5 раза (рис. 3), что, несомненно, является
признанием их высокой квалификации. Однако
присутствие женщин среди руководителей
подразделений растет значительно медленнее,
а среди руководителей организаций даже
уменьшается.
Начиная с 2003 г. подробная статистика
по должностям не ведется. В конце 2004 г.
женщины составляли 45,5% всех руководителей
и 73% всех специалистов в народном хозяйстве
РБ.
Оплата труда. Согласно данным официальной
статистики, средняя заработная плата
женщин в РБ составляет около 80% от средней
заработной платы мужчин , что несколько
выше, чем в большинстве развитых стран.
Можно предложить следующие объяснения
данного феномена: 1) более высокий уровень
образования белорусских женщин, по сравнению
с мужчинами; 2) преобладание государственного
сектора экономики с тарифно-разрядной
системой оплаты труда (53% всех занятых
); 3) отсутствие данных о зарплате в «сером
секторе» экономики (зарплата «в конверте»);
4) низкий общий уровень дифференциации
доходов (соотношение располагаемых ресурсов
20% наиболее и наименее обеспеченных слоев
населения равно 4 ).
Занятость. Уровень безработицы в РБ
является одним из самых низких в мире
и составляет 1,9% от экономически активного
населения (85 тысяч человек) (по оценкам
экспертов, уровень незарегистированной
безработицы может быть значительно выше
). Женщины составляют 68% от числа зарегистрированных
безработных (рис. 4). Однако можно предположить,
что мужчины чаще, чем женщины, не считают
целесообразным регистрироваться в качестве
безработных.
Уровень благосостояния мужчин и женщин.
Статистика располагаемых ресурсов, на
основе выборочного исследования домашних
хозяйств, не позволяет сделать категорический
вывод о более низком уровне благосостояния
женщин по сравнению с мужчинами. В частности,
удельный вес женщин, имеющих располагаемые
ресурсы ниже величины прожиточного минимума,
составляет 17,6%, удельный вес мужчин –
18,2% . Однако с учетом значительного превышения
количества женщин в белорусском обществе
над количеством мужчин, необходимо использовать
не относительные, а абсолютные показатели.
По нашим оценкам, основанным на численности
населения в трудоспособном возрасте,
ресурсами ниже прожиточного минимума
располагают около 774 тыс. женщин и 671 тыс.
мужчин. Методика расчета определяет средний
уровень располагаемых ресурсов на 1 члена
домохозяйства; соответственно, мужчины
и женщины, проживающие в одном домохозяйстве,
располагают одинаковыми ресурсами. Поэтому
можно заключить, что не менее 100 тыс. женщин
с располагаемыми ресурсами ниже прожиточного
минимума принадлежат к домохозяйствам
без мужчин – это, в первую очередь, одинокие
женщины (преимущественно, старших возрастов,
проживающие в сельской местности), а также
одинокие матери с детьми.
Наличие детей является основным фактором риска бедности . К малообеспеченным относятся 21,6% всех домохозяйств с детьми, в том числе 23,9% домохозяйств с одним взрослым. . В 85% таких домохозяйств одиноким родителем являются женщины.
Таким образом, в настоящее время в Беларуси не наблюдается широкомасштабной феминизации бедности. За чертой бедности пребывает 18% населения, как женщин, так и мужчин. Однако в силу демографических и культурных причин, женщины преобладают в двух наименее обеспеченных социальных группах – одиноких родителей с детьми и одиноких пенсионеров в сельской местности.
Распределение неоплачиваемого домашнего
труда и свободного времени в белорусской
семье. В современном (по некоторым оценкам,
постиндустриальном) обществе время становится
наиболее важным и дефицитным ресурсом
человека, а бюджет времени – одним из
наиболее информативных показателей образа
и уровня жизни. Разумеется, бюджет времени
зависит от основного занятия (работает
человек, учится или является пенсионером).
В данном случае нас будет интересовать
соотношение времени, затрачиваемого
на работу, домашний труд и отдых работающими
женщинами и мужчинами
Раздел 3.Пути решения гендерных
вопросов
Информация о работе Исследование гендерных проблем социализации