Исследование гендерных проблем социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 10:49, реферат

Краткое описание

Гендер является неотъемлемой частью социальных практик взаимодействия людей и оказывает влияние на все аспекты жизни человека - на выбор места работы, системы ценностей, сферы самоутверждения и саморазвития, хобби, одежды, стиля поведения в семье, на работе, в учебном заведении и т.д. Через «гендерную линзу» человек воспринимает любую информацию и передает ее в окружающий мир тоже с помощью гендерного дисплея. Т.о. процесс гендерной социализации и содержание гендерных стереотипов имеет огромное значение не только для жизни отдельного индивидуума, но и для прогрессивного развития всего общества.

Вложенные файлы: 1 файл

соц.docx

— 28.82 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Гендер является неотъемлемой частью социальных практик взаимодействия людей и оказывает влияние на все аспекты жизни человека - на выбор места работы, системы ценностей, сферы самоутверждения и саморазвития, хобби, одежды, стиля поведения в семье, на работе, в учебном заведении и т.д. Через «гендерную линзу» человек воспринимает любую информацию и передает ее в окружающий мир тоже с помощью гендерного дисплея. Т.о. процесс гендерной социализации и содержание гендерных стереотипов имеет огромное значение не только для жизни отдельного индивидуума, но и для прогрессивного развития всего общества.

Гендерная дискриминация по-прежнему охватывает многие сферы жизни во всем мире, несмотря на произошедшие за последнее десятилетие значительные сдвиги в сторону достижения гендерного равенства. Особенности и степень распространения дискриминации заметно разнятся в случае перехода от страны к стране и от региона к региону. Широко распространены гендерные разрывы в сфере доступа к ресурсам и распоряжения ими, в сфере экономических возможностей, в сфере власти и представления интересов. По этой причине достижение гендерного равенства становится центральным показателем развития каждой страны.

Современное общество усиливает внимание к проблеме гендерного неравенства в связи с развитием процесса глобализации и рядом связанных с ним политических и социально-экономических последствий. Организация Объединенных Наций причисляет эту проблему к разряду глобальных и рекомендует государствам изменять существующие гендерные модели, сохраняющие систему неравных ценностей и двойных стандартов. В настоящее время существует даже интегральный показатель, который отражает существующее неравенство в возможностях достижений между мужчинами и женщинами в трех измерениях: репродуктивном здоровье, расширении прав и возможностей, а также на рынке труда. Индекс гендерного неравенства представлен Секретариатом Всемирного экономического форума в Женеве в 2010 году и используется Организацией Объединенных наций в докладах о человеческом развитии. При этом большинство документов, предложенных ООН и другими международными организациями содержат утверждение о том, что равенство между мужчинами и женщинами способствует полноценному социально-экономическому и демографическому развитию общества.

Процесс глобализации сталкивает интересы отдельных групп на планетарном, межгосударственном и внутригосударственном уровнях. Изучение гендерных отношений, затронутых этими процессами под влиянием глобализации, приобретают особую актуальность.

Гендерные отношения являются ключевым понятием гендерных исследований в научной литературе социально-гуманитарного профиля и преимущественно используется при изучении проблем дифференциации, стратификации и доминирования в системе общественного устройства. Рассмотрение категории гендерных отношений в психологических публикациях практически не используется. Однако, гендерные отношения включены в широкий пласт общественных, межгрупповых, межличностных отношений. Поэтому гендерные отношения можно рассматривать как одну из разновидностей социально-психологических отношений.

В настоящее время гендерные исследования широко проводятся во всем мире. Этот вопрос рассматривается многими ведущими учеными-психологами, такими как Ш. Берн, Д. Майерс, И.С. Кон, И.С. Клецина, Т.В. Бендас и др.

 Цель работы - рассмотреть гендерные отношения в современном обществе в рамках социально-психологического знания XX века.

Гипотеза исследования - личностные гендерные стереотипы определяют гендерные отношения в обществе и влияют на уровень его развития в целом.

Объект - гендерные отношения в обществе.

Предмет - проявление гендерных стереотипов в современном обществе.

Задачи работы:

- выявить предпосылки формирования  гендерных отношений;

провести теоретико-методологический анализ категории «гендерные отношения» в рамках социально-психологического знания XX века;

рассмотреть структуру гендерных отношений и особенности гендерных стереотипов в современном обществе;

провести эмпирическое исследование;

представить интерпретацию полученных результатов эмпирического исследования.

 

Раздел 1.Особенности гендерной социализации молодежи

К сожалению, содержание современных российских гендерных стереотипов приводит, например, к тому, что человеческий капитал девушек не используется полностью: в 2004 г. в России среди занятого населения 49,6% женщин, в тоже время по данным Росстата, средний заработок женщин равен лишь 64% среднего заработка мужчин. Образуется замкнутый круг: экономическая зависимость женщины в семье оправдывает традиционное гендерное разделение труда; большая нагрузка в домашнем хозяйстве, основная роль в уходе за детьми, перерывы в трудовой карьере снижают востребованность женщин на рынке труда и являются причиной их низких личных доходов; низкие личные доходы обусловливают экономическую зависимость женщин в семье.

Причины данного явления лежат не в разнице человеческого капитала женщин и мужчин, не в том, что мужчина играет инструментальную роль, а женщина экспрессивную в связи с рождением ребенка, разницей гормональной регуляции и т.п., а в отсутствии гибких, сбалансированных стереотипов.

Данные стереотипы приводят не просто к торможению общественного развития в результате недоиспользования человеческих ресурсов, но и к таким явлениям, как социально-психологический дискомфорт женщин от зависимого статуса; насилие в семье, на женщинах большая часть работы по дому, кто бы ни был кормильцем в доме. Более того, эти стереотипы отрицательно влияют не только на женщин, но и на мужчин. На рынке труда существует следующая закономерность: чем меньше платят в какой-либо отрасли, тем больше в этой отрасли женщин. Соответственно, женщины в 5 раз больше мужчин представлены в отрасли образования.

В связи с данным фактом, большим числом неполных семей без отца, существовании гендерного стереотипа некомпетентности, второстепенной роли отца в воспитании и существующей потребности молодого человека в сохранении и формировании мужской гендерной роли, молодые люди имеют тенденцию формировать особый однородный по полу и противопоставляющий себя женский коллектив, в котором культивируются нормы гипермаскулинного поведения, подавление «феминных» чувств, таких как нежность и т.п.

Это и является одной из причин распространение пивного алкоголизма (в связи с паразитизмом рекламы пива на гипертрофированном образе настоящего мужчины), курения, наркомании, девиантного и криминального поведения юношей. В результате  исследования, проведенного в 2006 г.оказалось, что 60% парней курят, что в 2 раза больше, чем курящих девушек. Близки к этому показатели и по остальным формам социальной патологии. Гендерные стереотипы действуют и на студентов: девушка должна делать работу по дому, ухаживать за детьми в семье, а у парней гораздо больше свободного времени, которое они тратят не на учебу; здесь же мы видим и действие гендерного стереотипа, который лояльнее относится к патологическим формам проявления агрессивности и вредным привычкам мужчины. Также высокая загруженность домашним трудом, воспитанием ребенка, низкая заработная плата учителя и такая же ситуация у матери студента приводит к низкому уровню и образования, и воспитания молодежи. Данный процесс усугубляется содержанием гендерных стереотипов современных молодежных СМИ, где подавляющее большинство образов женщины «отражает мужские фантазии о полуодетой глупышке, которую необходимо спасти» или человека, который выполняет всю работу по дому.  
 

Раздел 2.Исследование гендерных проблем социализации 
Гендерные проблемы в белорусском обществе. Белорусское государство сохранило основы советского законодательства, гарантировавшие равные права граждан независимо от пола, как и от других демографических признаков. Республикой Беларусь подписаны основные международные документы, касающиеся обеспечения реального равноправия женщин и мужчин во всех сферах общественной жизни. Женщины и мужчины имеют равный доступ ко многим ресурсам общества, включая образование, здравоохранение, социальную защиту; уровень их доходов и жизни различается не так значительно, как в большинстве стран мира. По основным показателям гендерного равенства, используемым в международных сравнениях, (ожидаемая продолжительность жизни при рождении, диспропорции в области образования, уровень экономической активности и др., наконец, Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) с учетом гендерного фактора , Беларусь имеет достаточно высокий рейтинг.

Тем не менее, правоприменительные практики и нормы социального поведения, состояние общественного мнения о месте женщины в обществе остаются скорее традиционными. К основным проблемам гендерного неравенства, связанным с проблемами бедности, можно отнести дефицит женщин в сфере принятия решений; в первую очередь, в сфере государственного управления; наличие «стеклянного потолка» − нигде не прописанных механизмов, ограничивающих профессиональную карьеру женщин; неравную оплату труда; несправедливое распределение неоплачиваемого домашнего труда, ограничивающее свободное время и профессиональное развитие женщин. 
Женщины в сфере принятия решений. Ни в каких нормативно-правовых актах Республики Беларусь не ограничиваются возможности профессиональной и/или общественно-политической карьеры женщин. Тем не менее, несмотря на более высокий уровень образования, наблюдается дефицит женщин в сфере принятия решений, в первую очередь, в области политики и государственного управления. Так, женщины составляют 29% от общего числа депутатов Палаты Представителей и только 7% от общего числа членов Совета министров.

Среди государственных служащих республиканских органов государственного управления женщины составляют 56,8%. Их высокий профессиональный уровень подтверждается тем, что они в значительной степени преобладают среди главных и ведущих специалистов (66,3 и 80% соответственно). Однако 53,5% руководителей среднего звена и 86,6% руководителей высшего звена составляют мужчины (рис. 2). Другими словами, среди всех работающих в республиканских органах управления женщин только 1,2% является руководителями верхнего эшелона, 32,8% − руководителями среднего и нижнего эшелона. Среди мужчин – соответственно 10,8 и 52,2% 
В экономике профессиональные качества женщин находят себе применение чаще, чем в государственном управлении. Среди руководителей организаций и их заместителей женщины составляют 41,4%; среди руководителей структурных подразделений и их заместителей − 47%.  За 7 лет с 1995 по 2002 г. доля женщин среди главных специалистов выросла в 1,5 раза (рис. 3), что, несомненно, является признанием их высокой квалификации. Однако присутствие женщин среди руководителей подразделений растет значительно медленнее, а среди руководителей организаций даже уменьшается.

Начиная с 2003 г. подробная статистика по должностям не ведется. В конце 2004 г. женщины составляли 45,5% всех руководителей и 73% всех специалистов в народном хозяйстве РБ. 
  Оплата труда. Согласно данным официальной статистики, средняя заработная плата женщин в РБ составляет около 80% от средней заработной платы мужчин , что несколько выше, чем в большинстве развитых стран. Можно предложить следующие объяснения данного феномена: 1) более высокий уровень образования белорусских женщин, по сравнению с мужчинами; 2) преобладание государственного сектора экономики с тарифно-разрядной системой оплаты труда (53% всех занятых ); 3) отсутствие данных о зарплате в «сером секторе» экономики (зарплата «в конверте»); 4) низкий общий уровень дифференциации доходов (соотношение располагаемых ресурсов 20% наиболее и наименее обеспеченных слоев населения равно 4 ).

 

Занятость. Уровень безработицы в РБ является одним из самых низких в мире и составляет 1,9% от экономически активного населения (85 тысяч человек)  (по оценкам экспертов, уровень незарегистированной безработицы может быть значительно выше ). Женщины составляют 68% от числа зарегистрированных безработных (рис. 4). Однако можно предположить, что мужчины чаще, чем женщины, не считают целесообразным регистрироваться в качестве безработных. 
  Уровень благосостояния мужчин и женщин. Статистика располагаемых ресурсов, на основе выборочного исследования домашних хозяйств, не позволяет сделать категорический вывод о более низком уровне благосостояния женщин по сравнению с мужчинами. В частности, удельный вес женщин, имеющих располагаемые ресурсы ниже величины прожиточного минимума, составляет 17,6%, удельный вес мужчин – 18,2% . Однако с учетом значительного превышения количества женщин в белорусском обществе над количеством мужчин, необходимо использовать не относительные, а абсолютные показатели. По нашим оценкам, основанным на численности населения в трудоспособном возрасте, ресурсами ниже прожиточного минимума располагают около 774 тыс. женщин и 671 тыс. мужчин. Методика расчета определяет средний уровень располагаемых ресурсов на 1 члена домохозяйства; соответственно, мужчины и женщины, проживающие в одном домохозяйстве, располагают одинаковыми ресурсами. Поэтому можно заключить, что не менее 100 тыс. женщин с располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума принадлежат к домохозяйствам без мужчин – это, в первую очередь, одинокие женщины (преимущественно, старших возрастов, проживающие в сельской местности), а также одинокие матери с детьми.

Наличие детей является основным фактором риска бедности . К малообеспеченным относятся 21,6% всех домохозяйств с детьми, в том числе 23,9% домохозяйств с одним взрослым. . В 85% таких домохозяйств одиноким родителем являются женщины.

Таким образом, в настоящее время в Беларуси не наблюдается широкомасштабной феминизации бедности. За чертой бедности пребывает 18% населения, как женщин, так и мужчин. Однако в силу демографических и культурных причин, женщины преобладают в двух наименее обеспеченных социальных группах – одиноких родителей с детьми и одиноких пенсионеров в сельской местности.

 

Распределение неоплачиваемого домашнего труда и свободного времени в белорусской семье. В современном (по некоторым оценкам, постиндустриальном) обществе время становится наиболее важным и дефицитным ресурсом человека, а бюджет времени – одним из наиболее информативных показателей образа и уровня жизни. Разумеется, бюджет времени зависит от основного занятия (работает человек, учится или является пенсионером). В данном случае нас будет интересовать соотношение времени, затрачиваемого на работу, домашний труд и отдых работающими женщинами и мужчинами 
 
Раздел 3.Пути решения гендерных вопросов

Информация о работе Исследование гендерных проблем социализации