Исследование моделей социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества.
Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики. Процесс трансформации патерналистской модели, которая существовала в эпоху СССР, непростой, и прежде всего требует решения вопрос о роли государства в новой социальной политике, его функциях и взаимодействии с общественными институтами.

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика 1.docx

— 57.13 Кб (Скачать файл)

Социальные услуги.

Обязательное образование является бесплатным. Система здравоохранения также бесплатная. Однако недостаток средств и недостаточно развитая система платных медицинских услуг приводят к необходимости реформ в этой сфере. В ближайшие годы в Великобритании предполагается разработать проект развития системы платных медицинских услуг, что предусматривает широкие возможности для пациентов в выборе врачей и больниц.

Американская модель государства благосостояния.

Данная модель социальной политики базируется на индивидуалистических принципах при отсутствии сильного социального законодательства и относительно слабой роли профдвижения в общественно-политической жизни страны. Начало развитию современной системы социального обеспечения в США было положено принятием в 1935 г. президентом Ф. Рузвельтом фундаментального Закона о социальном страховании.

Социальное обеспечение.

В США основным адресатом социальной помощи является семья. Основной критерий получения материальной поддержки - бедность, то есть доход ниже официально установленного прожиточного минимума на члена семьи. Основным видом помощи малоимущим семьям в США является пособие на детей. Особенностью социальной политики США является преобладание «натуральных» видов помощи нуждающимся над денежными. Это могут быть, например, талоны на питание, которые включают покупку только пищевых продуктов (за исключением корма для животных, алкоголя, табака и импортных продуктов). Страхование является строго персонифицированным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Особенности социальной политики в России

3.1 Основные направления социальной политики в России

В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества, в том числе и по заработной плате. Обострилась ситуация на рынке труда, ухудшилась демографическая ситуация, началось абсолютное сокращение населения страны, снизилась продолжительность жизни.

Согласно оценке Федерации европейских работодателей, по уровню заработной платы работников Россия замыкает в Европе четвертый десяток стран (оценка дана по состоянию на февраль 2004г.). Неудивительно, что в стране сформировался устойчивый слой «новых бедных», т.е. тех граждан, которые даже при наличии постоянной работы имеют доходы ниже необходимых для нормального существования.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что России нужно проводить социальную политику, направленную на достижение рационального уровня потребления для большинства населения, создание условий для квалифицированного творческого труда, формирование эффективной системы социальной защиты. Государство должно быть гарантом функционирования учреждений социальной сферы, сохранения и развития систем социальной защиты населения .

Основными направлениями социальной политики России являются:

I. Политика в области  улучшения жилищных условий.

II. Политика в области  регулирования пенсионного обеспечения.

III. Политика в области  здравоохранения.

IV. Политика в области  образования.

V. Политика в области  регулирования уровня безработицы  и занятости.

VI. Политика в области  регулирования доходов населения.

 

 

 

 

 

3.2 Проблемы социальной политики России и пути их решения

I. Среди основных проблем, накопившихся в жилищной сфере  и требующих решения, особо острыми  являются четыре группы проблем

Во-первых, обострение ситуации в жилищно - коммунальном хозяйстве.

Эта проблема возникла в связи с многолетним недофинансированием капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. За прошедшее десятилетие существенно увеличился износ жилого фонда и коммунальных объектов, что привело к увеличению объемов ветхого и аварийного жилья, снижению надежности, экологической безопасности эксплуатации инженерных систем, повышению текущих расходов на их содержание.

. Одновременно возросла  доля собственных расходов населения  на оплату жилья и коммунальных  услуг в структуре семейных  расходов. Темпы роста доли платежей  граждан за жилье и коммунальные  услуги, без заметного улучшения  их качества, все чаще вызывают  неудовлетворение низкодоходной  части населения. При этом во  многом высокие эксплуатационные  затраты жилищно - коммунального  хозяйства вызваны низким качеством  проектирования и строительства  объектов, применением недолговечных  материалов, пренебрежением к последующим  затратам на текущее содержание  жилья и коммунальной инфраструктуры.

Во-вторых, проблема, связанная с несоответствием количественных и качественных параметров построенного жилья платежеспособному спросу населения.

Основной причиной данного процесса являются ограниченные возможности привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций, недоступность кредитных ресурсов. Существующая в настоящее время система градорегулирования и землепользования не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство. Стоимость нового жилья не соответствуют платежеспособному спросу потребителей.

В-третьих, проблема низкой доступности жилья для граждан с низким и средним уровнем дохода и связанная с ней проблема выполнения государством своих обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.

Действующим законодательством Российской Федерации определены некоторые категории граждан, обязательства по обеспечению жильем которых взяло на себя государство.

В-четвертых, решение неотложных проблем развития жилищной сферы требует значительных инвестиций.

 

Могут быть предложены следующие пути решения жилищной проблемы:

развитие сферы содержания и обслуживания жилищного фонда;

реформирование сферы жилищного строительства, землепользования и градостроительного регулирования;

развитие рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья;

реализация обязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» ориентирует на удвоение объемов жилищного строительства к 2010 г., доведение их до 80 млн. м2 в год, что воспроизводит исторический максимум доперестроечных лет. При этом предполагается существенно снизить срок пребывания в очереди на улучшение жилищных условий.

II. Проблемы, существующие  в пенсионном обеспечении, связаны, прежде всего, с низким уровнем  размеров пенсий, ненадежной системой  инвестирования пенсионных накоплений, а следовательно, возникает проблема  качества жизни пенсионеров.

Эти проблемы возможно решить

во-первых, введением обязательных страховых взносов для большинства работодателей и самих работников на будущее пенсионное обеспечение последних;

во-вторых, предоставлением гарантий государственного пенсионного обеспечения отдельным категориям работников (как правило, выполняющих государственные функции);

в-третьих, созданием условий для развития негосударственных систем пенсионного обеспечения (негосударственных пенсионных фондов), взносы в которые также уплачиваются работниками или работодателями;

В области здравоохранения можно выделить следующие проблемы:

- доступность бесплатной  медицинской помощи;

- недостаточная эффективность  финансирования здравоохранения;

- нехватка кадров;

- обеспечение лекарственными  препаратами;

- качество оказываемых  услуг.

В связи с существующими проблемами мы предлагаем следующие пути решения:

1) повышение реальной  доступности медицинской помощи  для широких слоев населения: создание правовых, экономических  и организационных условий для  предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых  соответствуют уровню заболеваемости и запросам населения, современному уровню медицинской науки и технологии, а также ресурсам, располагаемым государством и гражданами.

2) обеспечение сбалансированности  объемов государственных гарантий  предоставления населению бесплатной  медицинской помощи с финансовыми  возможностями государства.

3) развитие механизмов  координации деятельности всех  звеньев системы управления здравоохранением  на основе введения комплексного  территориального планирования  в здравоохранении и пересмотра  механизмов управления страховыми  фондами.

4) реформирование системы  финансирования здравоохранения,

включающее:

• обеспечение устойчивости и прозрачности многоканальной системы финансирования сферы здравоохранения;

• внедрение механизмов финансового планирования и механизмов оплаты медицинской помощи, стимулирующих рост эффективности использования ресурсов в здравоохранении;

• завершение перехода к преимущественно страховой форме мобилизации финансовых средств для здравоохранения и к страховому финансированию медицинских организаций;

• усиление государственного регулирования платной медицинской помощи, оказываемой в государственных и муниципальных медицинских учреждениях;

постепенную легализацию соучастия населения в оплате медицинской помощи.

5) проведение реструктуризации  сети медицинских организаций.

6) обеспечение хозяйственной  самостоятельности государственных  и муниципальных медицинских  учреждений и расширение спектра  организационно-правовых форм медицинских  организаций.

7) изменение подходов  к организации и оплате труда  медицинских работников.

IV. Существует ряд проблем, которые могут ввести систему  образования РФ в состояние общей стагнации

1. Неопределенность школьного  образования. Она заключается в  отсутствии конкретного «образовательного  вектора». Школьника учат всему  понемногу, без определенной цели. При этом образование, которое  ребенку предлагают современные  российские школы, как правило, носит  сугубо теоретический характер, тогда как на данном этапе  становления личности человеку  требуются как раз практические  навыки.

2. Сомнительная эффективность  единого государственного экзамена. Пройдя первую ступень образовательной  системы (завершив обучение в  школе), молодой россиянин сталкивается  с проблемой сдачи единого  государственного экзамена. Многие  российские школы просто не  готовы к такой форме проведения  экзаменов. Ведь принятие решения  об оценке теперь возлагается  на компьютер, а не на конкретного  человека. Знания оцениваются исключительно  исходя из заполненного бланка  ЕГЭ, а не на основе представления  учителя о потенциале и степени  развития учащегося.

3. Снижение качества высшего  образования. В РФ на 1000 человек  приходится 50 студентов. Из более  чем 3000 вузов Совет по образованию  и науке при Президенте РФ  рекомендует абитуриентам лишь 150.

Информация о работе Исследование моделей социальной политики