Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 21:13, практическая работа
Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире других людей, других народов. Такое знание и понимание возможно только тогда, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое – далекое и близкое.
I. Введение 3
II. Основная часть 5
III. Заключение 10
IV. Список литературы 12
Большую роль в становлении личности играет его ближайшее окружение. Очень часто для молодых людей это в первую очередь друзья. Под дружбой понимаются такие взаимоотношения между людьми, которые основаны на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях (13). В ответах респондентов не прослеживалось влияние друзей на формирование отношения к народной музыки. Только 5 русских ребят часто слышат народную музыку у друзей, обучающихся в музыкальной школе, когда те репетируют игру на народных инструментах (таб. 7).
Слушание музыки в современных условиях, благодаря развитию многообразных технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны и т.д.) становятся доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Ориентация подростков в области музыки, формируется под воздействием средств массовой коммуникации. В основном только русские ребята могут услышать свою народную музыку по телевизору, радио, в общественном транспорте или на каких-либо праздниках, в то время как, большая часть детей других национальностей слушают её дома (таб. 7).
Музыкальное воспитание детей осуществляется не только в семье, но и в образовательных учреждениях, таких как детский сад и школа. Однако и они не оказывают никакого влияния на формирование музыкальной культуры. Небольшое количество ребят слышали русскую народную музыку на уроках музыки в общеобразовательной и музыкальной школах (таб. 7). Кроме школы, 3 респондента чаще всего слышат русскую народную музыку в театре, а 6 человек – на концертах Кубанского казачьего хора (таб. 7).
Полученные в результате
исследования данные
Мы живем в эпоху массовой культуры, в эпоху глобализации, когда происходят потери национальных особенностей, и результаты анкетирования это подтвердили. Среди большинства моих сверстников не нашлось настоящих любителей народной музыки.
Очень обидно, что ребята не любят народную музыку. Ведь формирование музыкальной культуры очень тесно взаимосвязано с процессом развития народа, развитием его культуры в целом (4). Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. И действительно, многие респонденты отмечали, что испытывают чувство гордости, когда сверстники другой национальности слушают с интересом их народную музыку (таб. 9, диаграммы 5, 6).
Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона. В связи с этим, большое внимание должно уделяется патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Однако, как выяснилось в результате анкетирования, мало респондентов, которые слушая народную музыку, испытывают гордость за свой народ, свою культуру и Родину (таб. 2, 3, 4), большинству русских ребят не нравится слушать народную музыку других национальностей (таб. 10, диаграммы 7, 8).
В музыкальном окружении молодежи не находится места высокохудожественным образцам народной музыки, обладающим огромным духовным потенциалам, воспитательными и развивающимися возможностями. Но желание слушать только развлекательную музыку, не претендующую на глубокие переживания, обедняет человека.
Становление личности человека – сложный и длительный процесс. Особое место в этом процессе занимает детство. В этом возрасте начинают развиваться первые «механизмы» поведения ребенка как личности, как члена общества, как активного субъекта, закладываются основы моральных качеств личности. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве, в семье. Необходимо уже с первого года жизни малыша прививать любовь к народной музыке, которая отвечает за нравственный и духовный аспекты его развития.
Нельзя забывать, что музыка преображает духовный мир ребенка. Вдохновенный музыкой, ощутив его красоту, он преобразуется внутри и смотрит на мир чистыми глазами, открытым сердцем, не способным сотворить зло. Музыка способна изменить человека, а человек, изменившись, способен изменить мир, в котором он живет.
Результаты исследования можно использовать, как материал на уроках, занятиях кружков, факультативах по музыки, обществознанию, на классных часах. С результатами исследования я выступила на классном часе в 10 «А» классе.
Список литературы:
1. Васина-Гроссман В. Первая книжка о музыке. М.: Музыка, 1985
2. Кабалевский Д.Б.
Как рассказывать детям о
3. Музыкальная энциклопедия. Т. 3. М.: Советская энциклопедия, 1976
4. Народная музыка: http://www.dimedrol.com/
5. Должданский А. Краткий
музыкальный словарь.
6. Музыка и Здоровье: http://muslib.ru/groups/196/
7. Влияние музыки на человека: http://strana-sovetov.com/
8. Роль народной музыки
в воспитательном процессе: http://www.detskiysad.ru/
9. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко
Н.М. Учебное пособие:
10. Азаров Ю. 100 тайн детского развития. М.: ИВА, 1998
11. Булатова Н.С. Музыкальные жанры и их
влияние на психику: http://aziaros.narod.ru/
12. Кравченко А.И. М.: Социология. М.: Проспект, 2001
13. Зильберквит М. Мир музыки. М.: Детская литература, 1988.
14. Роль народный музыкальной
культуры в развитии
Таблица 1. Количество респондентов по национальному признаку.
Национальность |
14 – 15 лет |
16 – 17 лет | ||
Ж |
М |
Ж |
М | |
Русские |
46 |
38 |
68 |
42 |
Представители других национальностей. Из них: |
8 |
7 |
13 |
11 |
Армяне |
2 |
1 |
4 |
3 |
Дагестанцы |
2 |
1 |
– |
– |
Адыгейцы |
– |
– |
– |
2 |
Корейцы |
– |
1 |
– |
1 |
Татары |
– |
– |
1 |
1 |
Грузины |
– |
– |
– |
1 |
Таджики |
– |
– |
– |
1 |
Удин |
– |
– |
– |
1 |
Еврей |
– |
– |
– |
1 |
Ингуш |
– |
1 |
– |
– |
Чеченцы |
– |
– |
1 |
– |
Езиды |
– |
– |
1 |
– |
Украинцы |
– |
– |
1 |
– |
Белорусы |
– |
– |
1 |
– |
Немцы |
1 |
– |
– |
– |
Метисы |
3 |
3 |
4 |
– |
Таблица 2. Почему вам нравится (не нравится) слушать свою народную музыку?
Национальность |
Ответы |
14 – 15 лет |
16 – 17 лет | ||
Ж |
М |
Ж |
М | ||
Русские |
Оказывает патриотическую гордость за свою Родину |
3 |
1 |
3 |
7 |
Нравится, как звучит |
4 |
4 |
5 |
3 | |
Музыка моего народа, культуры, истории |
2 |
2 |
2 |
4 | |
По настроению |
1 |
– |
1 |
2 | |
Не вызывает отклика в душе, скучная |
5 |
3 |
15 |
3 | |
Интересная музыка, находит отклик в душе |
1 |
– |
2 |
6 | |
Больше нравится музыка современная |
8 |
– |
14 |
3 | |
Не люблю такое слушать, не интересная |
13 |
9 |
18 |
11 | |
Песни слабые в исполнении |
2 |
– |
– |
– | |
Веселая |
– |
– |
2 |
2 | |
Наполнена смыслом |
– |
1 |
1 |
1 | |
Устарела |
1 |
2 |
– |
4 | |
Не успокаивает |
– |
1 |
2 |
1 | |
Не знаю |
4 |
13 |
6 |
2 | |
Представители других национальностей |
Музыка моего народа |
3 |
1 |
3 |
– |
Традиции, культура |
2 |
1 |
1 |
1 | |
Мне по душе |
1 |
1 |
1 |
2 | |
Красивая музыка |
1 |
– |
1 |
2 | |
Люблю другие муз. направления |
– |
– |
– |
1 | |
Оказывает патриотическую гордость за свой народ |
– |
– |
2 |
1 | |
Нравится |
1 |
1 |
– |
1 | |
Часть истории |
– |
– |
1 |
– | |
По настроению |
1 |
– |
– |
– | |
Она нудная |
– |
– |
– |
1 | |
Не нравится |
2 |
1 |
3 |
3 | |
Не знаю |
– |
2 |
2 |
– |
Таблица 3. Какое воздействие оказывает на вас народная музыка?
Национальность |
Ответ |
14 – 15 лет |
16 – 17 лет | ||
Ж |
М |
Ж |
М | ||
Русские |
Никакого |
26 |
15 |
34 |
16 |
Положительное |
3 |
6 |
4 |
7 | |
Негативное |
2 |
4 |
1 |
1 | |
Нейтральное |
– |
2 |
2 |
1 | |
Патриотическое, вызывает гордость за Родину |
3 |
3 |
7 |
5 | |
Утомляет и усыпляет |
4 |
1 |
3 |
2 | |
Для души |
– |
3 |
2 |
1 | |
Воодушевляет |
– |
1 |
3 |
2 | |
Успокаивающее |
1 |
1 |
1 |
1 | |
Поднимает настроение |
2 |
2 |
6 |
5 | |
Обычное |
1 |
2 |
2 |
– | |
Непосредственное |
– |
– |
– |
3 | |
Не знаю |
4 |
3 |
6 |
3 | |
Представители других национальностей |
Благоприятное |
2 |
1 |
3 |
3 |
Гордость за свой народ и Родину |
4 |
– |
1 |
– | |
Поднимает дух и настроение |
2 |
2 |
2 |
– | |
Счастье |
2 |
– |
– |
– | |
Огромное |
– |
– |
1 |
– | |
Желание учить язык |
– |
– |
1 |
– | |
Никакое |
1 |
4 |
5 |
8 | |
Негативное |
1 |
– |
– |
– | |
Не знаю |
– |
– |
1 |
– |
Информация о работе Исследование отношения учащихся к народной музыке