Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 15:12, реферат
Актуальность темы исследования. Взаимодействие управления производством и экономической социологии все более выходит на авансцену науки об обществе, ориентированной на достижение практического результата.
Введение.
Глава 1.
Исследование управленческих отношений в строительном производстве как социологическая задача.
1.1 .Экономическая социология и управление производством: взаимодействие казуального ряда.
1.2. Участники социально-экономического взаимодействия в строительном производстве.
1.3. Особенности социальных отношений в строительной организации.
Выводы по первой главе.
Глава 2.
Особенности социально-экономических отношений и управления в строительном производстве города Хабаровска.
2.1. Губернский город в России как особая социальная система.
2.2. Строительное производство в губернском городе: причины и проявления «строительного бума».
2.3. Интенсификация строительства и его влияние на управление социальными процессами в строительной отрасли.
Совмещение количественных и качественных данных в рамках одного исследования позволило, с одной стороны, сделать анализ достаточно глубоким, включив в него моменты, традиционно ускользающие при формализованном опросе. С другой стороны, сообщить исследованию необходимую репрезентативность.
Методология исследования. Теоретико-методологическая и методическая база исследования представлена общенаучными принципами познания общественных процессов и явлений. В работе над диссертацией использованы: системный, структурно-функциональный подходы, комплексное исследование с применением качественных и количественных методов социологического анализа.
Теоретическую основу исследования составили труды социологов, экономистов прошлого и современности по проблемам управления производством, взаимодействия бизнеса и власти, их роли и места в социальной структуре общества. Особе внимание уделено экономико-социологическим исследованиям состояния бизнеса в периоды его становления. Методологическим основанием нашего исследования является концепция фигурации Н. Элиаса, позволяющая описать социальные практики и принципы организации интеракции вне зависимости от субъективных представлений участников интеракции. Фигурация понимается как система взаимозависимых акторов, каждый из которых должен согласовывать любое действие с предполагаемыми действиями других участников фигурации. Другим методологическим источником нашей работы является трансакционная теория фирмы Р. Коуза, позволяющая включить в анализ предприятия социальные параметры. Новизна исследования.
• Впервые в специальной литературе описано строительное предприятие регионального масштаба как социальный организм, интегрированный во властные структуры и в социальное пространство города, определена его роль в формировании социального пространства губернского города России.
• Выявлены и описаны формы взаимодействия строительного предприятия с «внешним окружением», обеспечивающие его эффективное функционирование.
Положения, выносимые на защиту:
• Сегодня в России, в условиях
постоянного возрастания
• Наиболее явно эти процессы проявляются в городе Хабаровске. Хабаровск, сформировавшийся под влиянием промышленной застройка (заказчиком жилищного строительства тоже выступало предприятие или отрасль), обладал к началу перестройки крайне слабо развитой социальной инфраструктурой, еще более сократившейся в начале 90-х годов.
• Становление городского пространства, социальной и жилищной инфраструктуры города, признанного в начале XXI века одним из самых благоустроенных в России, происходила на наших глазах. Параллельно ей происходило становление строительной отрасли.
• Строительное предприятие, по сравнению с советским периодом, оказывалось в крайне сложной ситуации. Ему приходилось одновременно решать несколько задач: формировать коллектив специалистов, частично разрушенный в начале 90-х, вступать во взаимодействие с местными и региональными властями для получения участка под застройку, с инвесторами, для получения оборотных средств и заказчиками для обеспечения сбыта готовой продукции.
• Каждая из этих форм социального взаимодействия ведет к увеличению издержек, что, в свою очередь, ведет к увеличению стоимости конечного продукта (квартиры), снижая спрос на нее. Выявление форм снижения издержек, связанных с социальными контактами, разумного баланса между платежеспособным спросом и рентабельностью производства - главная задача строительного предприятия в новых условиях.
• Здесь наряду с собственно экономическими параметрами (ускорение строительного цикла, увеличение объемов строительства и др.) существуют параметры социальные, связанные с сетевым взаимодействием, обменом реальными и символическими услугами. Выявить и описать эти параметры, мы и предполагаем в настоящей работе.
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении наших представлений о формах и механизмах управления социальными процессами, роли сетевого взаимодействия в выработке этих механизмов. Работа позволяет глубже понять роль социально-экономических механизмов в формировании социального пространства города.
Практическая значимость исследования состоит в возможности выработать социологически обоснованный подход к разработке программ поддержки и развития бизнеса в регионе. Результаты исследования могут быть применены в педагогической практике для разработки спецкурса «Социальные сети на современном предприятии», при чтении курсов «Экономическая социология», «Социология управления».
Апробация. Основные положения диссертационной работы доложены и обсуждены на двух региональных научно-практических конференциях (Хабаровск, 2005; Хабаровск, 2006). Результаты исследования опубликованы в виде 4-х статей, в том числе одной в журнале, рекомендованном ВАК РФ. Работа была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии, политологии и социальной работы Тихоокеанского государственного университета.
Структура работы определяется характером выбранной темы и логикой изложения материала. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы, приложений.
Выводы по второй главе
Современная строительная отрасль относится к одним из наиболее динамично развивающихся направлений производства. Особенно это касается столичных и губернских городов. Здесь в настоящее время наблюдается настоящий «строительный бум». Этот феномен отмечается и в городе Хабаровске. Как доказывается в работе, он порожден несколькими факторами. Во-первых, нерешенностью жилищной проблемы в рамках СССР и наличием огромной потребности в жилье. Во-вторых, с возрастанием реальных доходов населения в связи с экономическим подъемом конца 90-х годов и ростом экспортных цен на энергоносители. В-третьих, непроработанностью механизма инвестирования частных средств в экономику страны. Население воспринимает вложение в жилье, как лучший способ вложения собственных сбережений. Определенную роль здесь играет и активизация социальной политики со стороны государства, проявляющееся, в том числе, и в стремлении к благоустройству городов, особенно губернских центров. Все это порождает ажиотаж и в самой производственной сфере. Последний, однако, сдерживается несколькими обстоятельствами. Реально существующими административными барьерами, существенно удорожающими производство и, соответственно, делающими его малорентабельным. Сложностью организации партнерского взаимодействия в условиях кризиса доверия между партнерами. Проблемами в организации управления внутри предприятия. В рамках предлагаемой модели предприятие создает (не обязательно юридически оформляя) структурные подразделения для противодействия этим факторам и оптимизации собственной деятельности.
В данной главе, на примере крупнейшего
строительного предприятия реги
Заключение
Итак, строительное производство города Хабаровска, как и иного губернского центра, есть сложный сплав формальных и неформальных институтов и норм, обеспечивающих должный уровень производства, его рентабельность. Основным здесь выступает взаимодействие с властными структурами. Представлять государственную бюрократию как нечто противостоящее рынку или подавляющее рынок - принципиально неверно. И дело не в том, что отношения между ними беспроблемны и гармоничны (до этого очень далеко), а в том, что бюрократические услуги составляют непосредственный элемент формирующихся российских рынков. При этом не стоит вдаваться и в другую крайность, отождествляя чиновников с обычными экономическими агентами. Наша точка зрения определена пониманием того, что действия представителей государства пронизывают, структурируют рыночные взаимодействия и при этом связаны с воспроизводством асимметричных отношений неэкономического контроля.
Удержание множества бюрократических барьеров выступает не продуктом «недоработок», а способом воспроизведения всеобщей зависимости от властных структур. Разница только в том, что малые предприятия сталкиваются с низшими чиновниками, а крупные предприятия решают свои вопросы с чиновниками более высокого ранга. Заградительные барьеры заставляют предпринимателей уходить в «серые» зоны рынков и порождают субординацию двоякого рода. Во-первых, практически каждый становится уязвимым для потенциального выборочного контроля и, в случае необходимости, может быть насажен на бюрократический «крючок». Во-вторых, многим приходится искать послаблений и льгот, т.е. вступать в отношения с представителями власти в качестве просителя и заранее планировать дополнительные расходы на обслуживание «вертикальных отношений». Несмотря на множественные изменения условий хозяйствования, принцип всеобщей бюрократической зависимости успешно сохранен.
Количество проверок контролирующих органов и опыт столкновений с вымогательствами должностных лиц напрямую связаны с масштабами тран-сакционных издержек, расходуемых на оплату неформальных услуг. Абсолютный размер подобных издержек за реформенный период имеет тенденцию к росту. Бремя трансакционных издержек на оплату услуг чиновников распределено весьма неравномерно. Рынок бюрократических услуг сегментирован, и сегменты имеют выраженную тенденцию к обособлению. Вместе с тем, в строительном производстве вхождение в бюрократический рынок и издержки с этим связанные оправданы, поскольку альтернативой выступает прекращение деятельности.
Факторы, лежащие в основе сегментации бюрократического рынка, связаны с размером и сферой деятельности предприятия, но также в значительной степени зависят от избранной предпринимателем деловой стратегии. Существует определенное поле свободы выбора между минимизированием контактов с представителями власти и интенсивным использованием административных ресурсов, между пассивным откупом от вымогателей и активным поиском конкурентных преимуществ. В конечном счете, в более выигрышном положении оказываются предприятия, избирающие прогосударст-венную ориентацию.
Взяточничество является начальной и примитивной формой взаимоотношений предпринимателя и чиновника. С ростом масштабов бизнеса и по мере укрепления взаимного доверия складывается более сложная система обмена услугами, а на ее основе - формы сотрудничества в рамках неформальных контракт - отношений. За принуждением скрывается интерес, а последний подталкивает к утверждению социальных норм.
Среди предприятий выделяются: группа предприятий, испытывающих серьезные проблемы в отношениях с чиновниками, но проявляющих лояльность к власти и закону; относительно благополучная группа, которой в основном удается избегать столкновений с представителями власти и сохранять отношения взаимного невмешательства и паритета; группа предприятий, сталкивающихся с частыми бюрократическими вымогательствами и несущих весомые неформальные издержки, находящихся в довольно напряженных отношениях с представителями органов управления и склонных к воздействию на власть; наконец, группа предпринимателей, которые часто сталкиваются с вымогательствами чиновников и имеют максимальные неформальные расходы, но избегают конфликтов и открытого воздействия на власть. Будучи менее щепетильными в деле соблюдения законов, последние предпочитают скорее откупаться от власти.
Государство не оставило своих «забот» о предприятии. Более того, во многих случаях оно пытается вернуться на временно покинутые рубежи. Но меры государственного регулирования и способы взаимодействия «чиновник — предприниматель» серьезно меняются. А вместе с ними меняются структура трансакционных издержек и каналы, через которые они проводятся. Одновременно происходит дифференциация предпринимателей по характеру взаимоотношений с властными институтами.
Управление строительным производством сложнейшая задача. Причем не только и не столько экономическая, но, прежде всего, социологическая. От того, насколько строительная организация будет «вписана» во властный и социальный контекст, зависит успешность и экономической деятельности предприятия. Сегодня не только технология определяет успех производства, но целый круг социальных параметров, среди которых важнейшим выступает взаимодействие с властью. Формы вписанности предприятия во власть и общество, и управление этими процессами мы и попытались проанализировать в нашей работе. Именно эта связь в нестабильных условиях России 90-х годов позволила предприятиям выжить, восстановить доверие между партнерами и клиентами, сохранить базу для дальнейшего развития наших городов, нашей страны
1. Федеральный Закон от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».