Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 22:51, контрольная работа
Институт брака без преувеличения можно назвать ключевым в науке семейного права. Брак тесно связан с понятием семьи и является его основой. В ст. 1 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) провозглашается, что семья находится под защитой государства, а также что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины и равенства прав супругов в семье. Безусловно, во все времена институту брака уделялось особое внимание не только со стороны государства и церкви, но и со стороны общества.
Первая брачная форма появилась в эпоху дикости и представляла собой групповой брак, при котором брачные отношения устанавливаются между определенным коллективом мужчин и женщин.
Введение 2
Глава 1. Понятие брака 5
Глава 2. Происхождение брака 13
Глава 3. Формы брака 19
Заключение 22
Список использованной литературы: 26
у людей первоначально существовали
ничем не ограниченные половые
отношения, которые он обозначает неудачным
термином «гетеризм». Такие отношения
исключают всякую возможность достоверно
установить
отца, и поэтому происхождение можно было
определять лишь по женской
линии - согласно материнскому праву -
как первоначально это и было у
всех народов древности.
Вследствие этого женщины как матери,
как единственно достоверные
родители молодого поколения пользовались
высокой степенью уважения и
почета, доходившей до полного господства
женщин (гинекократия).
Переход к единобрачию, при котором женщина
принадлежала исключительно одному мужчине,
таил в себе нарушение религиозной заповеди
(то есть фактически нарушение исконного
права остальных мужчин на эту женщину),
нарушение, которого требовало искупления
или допускалось при условии выкупа, состоявшего
в том, что женщина в течение определенного
времени должна была отдаваться посторонним.
Мак – Леннан выделяет две группы племен:
экзогамные - племена, где брак между членами
племени был запрещен и эндогамные - племена,
где браки разрешались только между членами
племени. Это идет из другого более древнего
обычая, когда в племени убивали почти
всех младенцев женского пола иконечно
вследствие этого развивалось многомужество.
Отсюда и обычай вести родство по женской
линии, а не мужской. Заслуга Мак – Леннана
состоит в том, что он указал на повсеместное
распространение и большое значение того,
что он назвал экзогамией. Он вовсе не
открыл факт
существования экзогамных групп и во всяком
случае не понял его. Мак – Леннан знал
лишь три формы брака: многоженство, многомужество
и единобрачие.
Но в то время когда господствовал еще групповой
брак - а он по всей
вероятности, некогда господствовал повсеместно,
- племя расчленялось на
ряд связанных кровным родством по материнской
линии групп, родов, внутри которых царило
строгое запрещение браков, так, что мужчины,
принадлежавшие к одному роду, хотя и могли
брать для себя жен внутри
племени и, как правило, так и делали, но
должны были брать их вне
своего рода. Таким образом, если род был
строго экзогамным, то племя,
охватывающее совокупность родов, было
также строго эндогамным. Этим
был окончательно опровергнут последний
остаток искусственных построений Мак
- Леннана.
Воссоздавая таким образом историю семьи,
Морган, в согласии с
большинством своих коллег, приходит к
выводу, что существовало
первобытное состояние, когда внутри племени
господствовали
неограниченные половые связи, так что
каждая женщина принадлежала
каждому мужчине и равным образом каждый
мужчина - каждой женщине. Эти найденные
следы возвращают нас вовсе не к общественной
ступени
неупорядоченных половых отношений, а
к гораздо более поздней форме, к
групповому браку. Названная примитивная
общественная ступень, - если
она действительно существовала,- относиться
к столь отделенной эпохе,
что едва ли можно рассчитывать найти
среди социальных ископаемых, у
отставших в своем развитии дикарей, прямые
доказательства ее
существования в прошлом.
С недавнего времени вошло в моду отрицать
эту начальную ступень
половой жизни человека, хотят избавить
человечество от этого «позора».
Над этим невежеством Энгельс открыто смеется
и говорит, что если строгая
моногамия является вершиной всяческой
добродетели, то пальма первенства
по праву принадлежит ленточному червю,
которая в каждом из своих 50 -
200 члеников тела, имеет полный женский
и мужской половой аппарат и всю
свою жизнь только и делает, что в каждом
из этих члеников совокупляется
сама с собой. В млекопитающем мире мы
найдем все формы половой жизни -
неупорядоченные отношения, подобие группового
брака, многоженство,
единобрачие; недостает только многомужества,
до которого дойти могли
только люди. А вот о наших ближайших родственниках,
человекообразных
обезьянах, в этом вопросе нам почти ничего
неизвестно. Ревность самца,
одновременно скрепляющая и огранивающая
семью животных, приводит ее в
противоречие со стадом. Одного этого
достаточно для доказательства, что
семья животных и первобытное человеческое
общество - вещи
несовместимые, что первобытные люди,
или совсем не знали любви, или
самое большее знали такую, какая не встречается
у животных. И
действительно, что находим мы в качестве
древнейшей, наиболее ранней
формы семьи? Групповой брак, форму брака,
которая оставляет мало места
для ревности.
Согласно Моргану, из этого первобытного
состояния неупорядоченных
отношений, вероятно, весьма рано развивалась:
Кровнородственная семья - первая ступень
семьи. Здесь брачные группы
разделены по поколениям: все деды и бабки
в пределах семьи являются
друг для друга мужьями и женами, равно
как и их дети, то есть отцы и
матери; равным образом дети последних
образуют 3 круг общих супругов,
а их дети, правнуки первых,- 4 круг. Таким
образом, в этой форме семьи
взаимные супружеские права и обязанности
исключаются только между
предками и потомками, между родителями
и детьми, родственные же
отношения брата и сестры на этой ступени
семьи включают в себя половую
связь, как нечто само собой разумеющееся.
Кровнородственная семья
вымерла, не оставив после себя никаких
последователей.
Пуналуальная семья. Если первый шаг
вперед состоял в том, чтобы
исключить половую связь между родителями и детьми, то состоял
в
исключении ее для сестер и братьев. Он
совершался не сразу, начавшись,
вероятно, с исключения половой связи
между единоутробными братьями и
сестрами и закончившись запрещением
брака даже в боковых линиях. Каждая первоначальная
семья должна была раздробиться самое
позднее через несколько поколений.
Непосредственно из пуналуальной семьи,
по - видимому, возник в
громадном большинстве случаев институт
рода. Существенным обогащением
наших сведений о групповом браке мы больше всего обязаны английскому
миссионеру Лоримеру Файсону, который
в течение многих лет изучал эту
форму семьи на ее классической почве
- в Австралии. Здесь многие
племена разделены на два больших класса
- кроки и кумите. Половые
связи внутри каждого из этих классов
строго запрещены, напротив, каждый
мужчина одного класса уже от рождения
является мужем каждой женщины
другого класса, а последняя его прирожденной
женой. И следует отметить,
что ни различие в возрасте, ни близкое
кровное родство здесь никогда не
служат препятствием для половых связей,
а только ограничение,
обусловленное разделением на два экзогамных
класса
Групповой
брак представляет собой еще брак между
классами, массовое
супружество целого класса мужчин, часто
рассеянных по всему материку, со
столь же широко разбросанным классом
женщин, - этот групповой брак при
ближайшем рассмотрении выглядит отнюдь
не так ужасно, как его рисует
себе привыкшая к публичным домам фантазия
филистеров. Поверхностному
наблюдателю он представляется в виде
непрочного единобрачия, а в
некоторых местах - в виде многоженства
с неверностью, допускавшейся от
случая к случаю. И там где европеец усматривает
безнравственность и
беззаконие, на самом деле господствует
строгий закон. Эти женщины
принадлежат к брачному классу чужеземца,
и поэтому они то рождения
являются его женами; тот самый нравственный
закон, который предназначает их друг
для друга, воспрещает под угрозой наказания
всякую половую связь вне принадлежащих
друг другу брачных классов.
Парная
семья. Известное соединение отдельных
пар на более или менее
продолжительный срок имело место уже
в условиях группового брака или
еще раньше; мужчина имел главную любимую
жену среди многих жен, и он был для нее
главным мужем среди всех мужей. Но такое
вошедшее в привычку соединение отдельных
пар должно было все более и более упрочиваться,
чем больше развивался род и чем многочисленнее
становились группы «братьев» и «сестер»
между которыми брак был невозможен. При
растущей запутанности брачных запретов
групповые браки становились все более
и более невозможными; они вытеснялись
парной семьей. Но мы видим как мало общего
с возникновением единобрачия имела индивидуальная
половая любовь в современном смысле этого
слова. Со времени возникновения парного
брака начинается похищение и покупка
женщины. Но за право оставаться верной
одному мужчине женщина должна заплатить
«выкуп», состоящий в ограниченном определенными
рамками обычае отдаваться посторонним:
вавилонские женщины должны были раз в
год отдаваться любому мужчине пожелавшему
ее в храме Милитты; другие народы Передней
Азии посылали своих девушек в определенном
возрасте на год в храм Анаитис, где они
должны были предаваться свободной любви
со своими избранниками прежде чем получить
разрешение на брак; подобные обычаи, облеченные
в религиозную оболочку, свойственны всем
азиатским народам, живущим между Средиземным
морем и Гангом.
Моногамная семья. Она возникает из парной
семьи. Она отличается от
парного брака гораздо большей прочностью
брачных уз, которые теперь уже
не расторгаются по желанию любой из сторон.
Моногамия не была плодом
индивидуальной половой любви, с которой
она не имела ничего общего, так
как многие браки оставались браками по
расчету. Она была первой формой
семьи, в основе которой лежали не естественные,
а экономические
условия.
Старая относительная
свобода половых связей отнюдь не исчезла
с
победой парного брака или даже единобрачие.
То есть наряду с
единобрачием существуют внебрачные половые
связи мужчин с незамужними женщинами,
что, как известно процветает в самых различных
формах на протяжении всего периода цивилизации
и все более и более превращается в неприкрытую
проституцию. Этот гетеризм ведет свое
происхождение от той жертвы ценой которой
женщины, отдаваясь посторонним, покупали
себе право на целомудрие.
Но вместе с этим развивается второе противоречие
внутри самой
моногамии. Рядом с мужем, скрашивающим
свое существование гетеризмом,
стоит покинутая супруга. Но и жены вразумили
своих мужей. Вместе с
единобрачием появляются два неизменных,
ранее неизвестных общественных типа:
постоянный любовник жены и муж - рогоносец.
Рядом с единобрачием и гетеризмом неустранимым
общественным явлением сделалось и прелюбодеяние,
запрещенное, строго наказуемое, но неискоренимое.
Так как моногамная
семья за период в
начала цивилизации усовершенствовалась,
то можно, по меньшей мере,
предполагать, что она способна к дальнейшему
совершенствованию, пока не
будет достигнуто полоне равенство полов.
Если же моногамная семья в
отдаленном будущем окажется неспособной
удовлетворять потребности
общества, то невозможно заранее предсказать,
какой характер будет иметь
ее преемница.
Глава 3. Формы брака
Способ, каким выбирается брачный партнер, подразделяет все формы брака на два типа - эндогамный и экзогамный. При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий, то есть это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же социальной группы. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера из чужой группы. Чужой группой может стать класс, раса, нация, возрастная категория.
Размер брачной группы служит основанием для разделения форм брака на две большие категории:
моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины);
полигамия (брачный союз более чем двух партнеров).
Каждая из данных категорий распадается на подвиды. В моногамии выделяют:
а) пожизненную моногамию;
б) моногамию, допускающую развод (легко разводимый брак);
в) парную семью.
Последняя хоть и называется семьей, но лишь формально. На самом деле парная семья - это неустойчивая, кратковременная форма брачного союза. В полигамии выделяют:
а) полигинию (брачный союз одного мужчины с несколькими женщинами);
б) полиандрию (брак одной женщины с несколькими мужчинами);
в) групповой брак (брачный союз нескольких мужчин и нескольких женщин).
Классификацию форм брака можно провести и по самым разным критериям: брак по сговору, брак по любви, брак по расчету, брак по рекомендации посредников. Посредники - друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту.
Гостевой брак. Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю: и женаты, и свободны одновременно.
Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку - общественному положению, возрасту, доходу и т. д.
Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака имеет давние традиции. Он возник одновременно с групповым браком и внутри него. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной. Обряд бракосочетания осуществлялся в виде эквивалентного дарообмена. Две группы обменивались «подарками», которым могла служить женщина. Родственники женщины «дарили» родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались оказать вторые первым.
В отличие от древних форм покупного брака, осуществлявшихся в виде эквивалентного дарообмена, более поздние его формы, особенно в эпоху патриархата, проявлялись уже в форме неравного дарообмена. Мужчина преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал от нее, - соответственно своему привилегированному положению, размерам богатства и политической власти. С тех пор можно говорить о новой форме покупного брака - выкупном браке. Теперь устной договоренности молодых людей или их родителей было уже недостаточно. Поскольку речь шла о крупном состоянии, постольку возникла необходимость в заключении договора, где оговаривались права и обязанности сторон, а также размер выкупа.
Постепенно покупной брак превратился в часть родоплеменных мероприятий, и на мусульманском Востоке возникла новая форма покупного брака - калымный брак. Калым, выкуп за невесту, первоначально выплачивался роду, а позднее - родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Как пережиток калым сохранился у некоторых народов Азии и Африки.
Кроме покупного брака существует хищнический брак. Различают две его разновидности:
умыкание (похищение) невесты;
умыкание жениха;
Такой брак возник в древности и сохранился у некоторых народов как общепринятая норма (Закавказье) либо как девиантное поведение (Европа).
Заключение
Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой, поскольку государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встре-чаются на протяжении всей античной эпохи.
Аристотель, критикуя проекты «Идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» - государство.
Английский философ Томас Гоббс, разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности.
Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное - это семья. Таким образом, семья - это, если угодно, прообраз политических обществ…»
Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель.