Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 16:50, реферат
Изучение семьи, а точнее досемейных, добрачных отношений, которые получили название «промискуитет» (лат. – смешанный, общий) или «полигамия» (греч. – многобрачие), началось во второй половине XIX в. В 1861 г. немецкий антрополог Баховен в работе «Материнское право» утверждал, что у первобытных людей сексуальные отношения не имели никаких ограничений. Так как установить отца не представлялось возможности, то, естественно, родство определялось по женской линии. Это вело к доминированию женщин во всех социальных отношениях (гинекократия, по Баховену, или, говоря современным языком, матриархат). В дальнейшем переход к единобрачию привел, в частности, к такой социальной норме, как выкуп, который в то время означал компенсацию другим мужчинам за их утерянные права на данную женщину. Здесь мы обнаруживаем уже развитые социальные отношения патриархата.
Историческое развитие института семьи и брака
Изучение семьи, а точнее досемейных, добрачных отношений, которые получили название «промискуитет» (лат. – смешанный, общий) или «полигамия» (греч. – многобрачие), началось во второй половине XIX в. В 1861 г. немецкий антрополог Баховен в работе «Материнское право» утверждал, что у первобытных людей сексуальные отношения не имели никаких ограничений. Так как установить отца не представлялось возможности, то, естественно, родство определялось по женской линии. Это вело к доминированию женщин во всех социальных отношениях (гинекократия, по Баховену, или, говоря современным языком, матриархат). В дальнейшем переход к единобрачию привел, в частности, к такой социальной норме, как выкуп, который в то время означал компенсацию другим мужчинам за их утерянные права на данную женщину. Здесь мы обнаруживаем уже развитые социальные отношения патриархата.
Английский антрополог Мак-Леннан, не знакомый с трудами Ба-ховена, нашел, что на определенной ступени развития общества появляется обычай экзогамии, т. е. правило для мужчин брать себе жен только в экзогамных группах, или внешних по отношению к его группе («Очерки по древней истории», 1886). Мак-Леннан выделил три формы брака: многоженство (полигиния), многомужество (полиандрия) и единобрачие (моногамия).
Американский социальный
антрополог Льюис Морган (18181881) впервые
попытался представить
Дальнейшие исследования уточнили общую картину. С точки зрения современной социальной антропологии в истории семьи выделяют следующие этапы.
Промискуитет (характерен для низшей ступени дикости) – это такая форма совместной жизни, когда отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы, т. е. существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Постепенно происходило ограничение полового общения и начали выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено, что привело к возникновению особой формы семьи – кровнородственной.
Кровнородственная семья
характеризуется групповым
Пуналуальная семья возникает тогда, когда из полового общения исключаются сначала ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это – брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляет такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказываются устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это – первый шаг к появлению парного брака.
Синдиасмическая семья является переходным историческим типом. Она появляется на рубеже дикости и варварства. В такой семье один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия (т. е. многобрачие или, в данном случае, многоженство – полигамия) остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя и появления частной собственности.
Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи были появление частной собственности и стремление ее защищать, т. е. обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом.
Исторически развитие семьи
шло от нерегулируемых половых отношений
к их ограничению в рамках моногамной
семьи. По сути, в генезисе человека
как мыслящего существа он, развивая
свои производительные силы и устанавливая
множество отношений в
Индивидуальная (брачная, супружеская) семья. Является сегодня наиболее распространенным типом семьи в мире. Она характеризуется тем, что является не только общественно, но и юридически признанной. Она образуется в результате особого акта бракосочетания. В семью входят лишь ближайшие родственники: муж, жена, дети, еще не вступившие в брак и не ставшие экономически самостоятельными (нуклеарная семья). Происхождение определяется по обеим линиям – мужской и женской.
Если выделить основные тенденции в историческом развитии семьи, получится следующая картина: по количеству супругов: полигамия (которая подразделялась на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество)) – моногамия (однобрачие); по власти в семье: матриархат – патриархат – эгалитарная семья; по составу: родовая семья – нуклеарная (простая: только супруги или сложная: родители и дети) семья; по количеству детей: многодетная – малодетная или бездетная семья; по семейным взаимоотношениям: родственная (патриархальная) – детоцентристская – супружеская семья.
Можно проследить тенденции по развитию форм семейной жизни, по отношению церкви и государства к институту семьи, другие тенденции в длительной истории семьи.
Понятие и категории семьи
Семья – самый фундаментальный
универсальный социальный институт.
Ученые изучают семью много
> Семья – это социальная группа, характеризующаяся: общим местожительством, экономической кооперацией, воспроизводством.
Таким образом, для социологии характерно рассматривать семью как социальный институт и как социальную группу.
Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.
При рассмотрении семьи как
социального института
Как малую социальную группу семью можно определить как общность, складывающуюся на основе брака или кровного родства, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью супругов за здоровье детей и их воспитание.
При рассмотрении семьи как социальной группы изучаются:
Говоря о семье, нельзя еще раз не подчеркнуть, что ее основу составляет брак.
> Брак – это совокупность социальных норм, а также система взаимных обязанностей и прав, определяющих взаимоотношения женщины и мужчины, необходимых для функционирования семьи.
В браке и супружеских
отношениях находят проявление как
естественная, так и социальная природа
человека, как материальная (общественное
бытие), так и духовная (общественное
сознание) сфера социальной жизни. Именно
поэтому сущность и специфику
брака нельзя сводить лишь к наличию
сексуальных отношений. Так, если в
биологическом, сексуальном инстинкте
влечение к другому полу по существу
деперсонализировано, то в любви
оно направлено всегда на конкретного
человека, физические черты и весь
облик которого воспринимаются и
оцениваются не сами по себе, а в
единстве с морально-этическими качествами.
Таким образом, в любви половой
инстинкт приобретает уже нравственно-
Социальное содержание брака
неоднородно по своему характеру: оно
включает и экономическую, и психологическую
сторону. Экономическая сторона
– это следствие
Брачные отношения имеют
и юридическую сторону. Если на ранних
стадиях развития общества отношения
между мужчиной и женщиной регулировались
племенными и родовыми обычаями, то
с возникновением нравственности, религии
и государства регулирование
этих отношений приобрело
Право оказало сильнейшее
влияние на моральные устои брака.
Оно ускорило преодоление пережитков
отношений и увеличило
Социальная сущность семьи выражается через систему категорий, таких как условия жизни семьи, образ мыслей семьи, успешность брачно-семейных отношений и этапы жизненного цикла семьи. Эти категории отражают основные аспекты брака и семьи, важнейшие стороны их функционирования.
Условия жизни семьи – это совокупность факторов макросреды (общих социальных условий) и микросреды (ближайшего социального окружения). При рассмотрении данной категории мы должны иметь в виду как объективные, так и субъективные условия жизни. Объективные подразделяются на естественные (географические, биологические, экологические и т. п.) и социальные (социально-экономические, социально-политические, социально-культурные, идеологические). Субъективные условия жизни семьи можно разделить на внешнесубъективные и внутреннесубъективные. Это означает, что каждая семья, обладая определенной самостоятельностью, в то же время через комплекс опосредованных связей подчинена общим закономерностям явлений и процессов общественной жизни. Данные связи в зависимости от условий жизни воздействуют в целом на взаимоотношения в семье и способствуют или ее стабилизации, или дестабилизации.
Каждая семья насчитывает определенное количество членов, которые определенным образом связаны между собой.
Структура семьи – это совокупность отношений между ее членами, включающая помимо отношений родства духовные, нравственные отношения, в том числе отношения власти и авторитета.
Выделяют так называемую авторитарную структуру (авторитарные семьи), которая характеризуется жестким подчинением жены мужу, а детей – родителям. Демократические семьи основаны на распределении ролей в соответствии не с традициями, а с личностными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них в принятии решений, добровольном распределении обязанностей в воспитании детей, на осознании, а не на принуждении.
Структура семьи представляет особый интерес в связи с тем, что она оказывает существенное влияние на выполнение семейных ролей каждым членом семьи, на вероятность конфликтов между супругами – одним словом, оказывает влияние на все стороны функционирования семьи.
Функции семьи – это формы проявления активности, жизнедеятельности семьи и отдельных ее членов.
Эти формы отражают систему взаимодействия семьи и общества, с одной стороны, и семьи и личности – с другой. В зависимости от эволюции общества и изменений требований, предъявляемых к семье как социальному институту, изменялись структура семьи и ее социальные функции.
Совокупность функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:
Образ жизни – это совокупность тех видов жизнедеятельности, которые осуществляются совместно всеми или некоторыми из членов семьи либо одним из них, но от имени или для семьи.
Здесь идет речь о ролевом взаимодействии в семье.
Традиционные роли, когда
женщина вела дом, хозяйство, воспитывала
детей, а муж был хозяином и
обеспечивал экономическую
Информация о работе Историческое развитие института семьи и брака