Следующий принцип,
предложенный для проверки истинности
знания, - принцип фальсификации – был введен классиком неопозитивизма
английским философом Карлом Поппером
(1902-1994). Свое учение он называл критическим
рационализмом. Принцип фальсификации
в некотором смысле противоположен принципу
верификации и означает своеобразную
проверку знания даже не на истинность,
а на ложность. Верификация общих утверждений
признается невозможной: так, никакие
наблюдения не подтвердят утверждение:
«Все лебеди белы». Число наблюдений всегда
конечно, и всегда остается возможность
встретить черного лебедя. Но единственное
наблюдение черного (или другого не белого)
лебедя сразу и абсолютно достоверно опровергает
(фальсифицирует) утверждение, что все
лебеди белы. Таким образом, достоверное
подтверждение (верификация) знания невозможно,
но зато возможно его абсолютно достоверное
опровержение (фальсификация). В самом
деле, для гарантированного опровержения
утверждения, что все лебеди белы, достаточно
одного опровергающего примера. Знания,
которые до настоящего момента не опровергнуты,
следует, по Попперу, рассматривать как
истинные. Однако при этом надо помнить,
что их истинность всегда остается недоказанной,
гипотетичной. В любой момент может появиться
фальсифицирующий пример, и мы будем вынуждены
признать данное положение ложным. Критерием
научности, осмысленности любого положения
считается его принципиальная фальсифицируемость,
проверяемость. Из-за ограниченности технических
средств мы не можем в данный момент фальсифицировать
утверждение о температуре вещества в
центре Луны, но в будущем эо должно стать
технически возможным. Поэтому утверждение
«температура в центре Луны равна Х градусов
по Цельсию» принципиально фальсифицируемо
и является научно осмысленным.
Применение принципа
фальсификации к науке ХХ
в. заставило К.Поппера и его
последователей внести в свою
концепцию ряд уточнений. Первоначальное
понимание фальсификации – так
называемый наивный фальсификационизм –
требовало, чтобы опровергнутые опытом
гипотезы немедленно отбрасывались и
заменялись новыми. Однако, оказалось,
что реальные механизмы развития научного
знания действуют намного сложнее. Их
изучение привело к выработке концепции усовершенствованного фальсификционизма, в
которой проблема проверки истинности
знания разрешается гораздо тоньше. Теперь
признается, что единственный опровергающий
пример должен вести не к простому отбрасыванию
научной теории, а к ее дальнейшему анализу
и уточнению. Во всех областях знания,
как правило, конкурируют несколько теорий,
которые могут сравниться по глубине и
степени правдоподобия. Эту проблему подробно
исследовал наиболее известный ученик
К.Поппера Имре Лакатос (1922-1974) в фундаментальной
работе «Фальсификация и методология
научно-исследовательских программ».
Он полагал, что «никакой экспериментальный
результат не может убить теорию: любую
теорию можно спасти от контрпримеров
посредством некоторой вспомогательной
гипотезы либо посредством соответствующей
переинтерпретации ее понятий». Охарактеризовать
как истинную можно, строго говоря, даже
не отдельную теорию, а только целый ряд,
последовательность сменяющих друг друга
теорий, - писал И. Лакатос, - является теоретически
прогрессивной, … если каждая новая теория
имеет какое-то добавочное эмпирическое
содержание по сравнению с ее предшественницей,
т.е. предсказывает некоторые новые, ранее
не ожидаемые факты». Теория может считаться
опровергнутой (фальсифицируемой) только
тогда, когда будет построена новая, более
точная теория.
В работах неопозитивистов
содержится довольно глубокий
и интересный анализ современного
научного познания. В то же
время проблема истинности и
доказательности знания не была
ими полностью решена. Любое знание
считается гипотетичным, т.е. не до конца проверенным и обоснованным.
С работ Лакатоса
начался переход к новой фазе
развития современной философии
науки – постпозитивизму. Постпозитивисты обратились к анализу
истории науки и попытались понять механизмы
ее развития и функционирования в социальной
системе. Одним из самых известных постпозитивистов
был Томас Кун (1922-1996), автор классического
труда «Структура научных революций».
Центральное место в его философии науки
занимает понятие парадигмы (в переводе
с греч. – пример, образец). Парадигма –
это совокупность убеждений, ценностей
и технических средств, принятых научным
сообществом и обеспечивающих сохранение
научной традиции. Это стиль мышления,
объединяющий ученых той или иной эпохи,
выраженный в классических научных трудах.
Самостоятельными парадигмами, например,
являются геоцентрическая система Птолемея,
механика Ньютона, теория относительности
Эйнштейна. В развитии познания чередуются
периоды так называемой нормальной науки
и «научных революций». В период «нормального»
научного исследования ученые работают
в рамках уже принятого, сложившегося
стиля мышления. Развитие научного знания
– это процесс смены парадигм. В то же
время Т.Кун полагал, что прогрессивного
развития в науке не происходит, поскольку
невозможно достоверно определить, какая
парадигма наиболее правильная. Парадигмы
вообще несоизмеримы: между сменяющими
друг друга фундаментальными теориями
нет преемственности. Знание, накопленное
в рамках предшествующей парадигмы, с
точки зрения Т.Куна, отбрасывается после
ее крушения, а научное сообщество просто
вытесняется другим. Эта идея американского
философа вызвала аргументированную критику
со стороны ученых, признающих преемственность
и прогрессивное развитие человеческого
знания.
Заключение
В целом можно сделать
вывод, что позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм
выступили в качестве философии науки
(преимущественно естествознания) и поставили
ряд актуальных проблем развития научного
познания. В то же время предложенные решения
этих проблем далеко не бесспорны и вызывают
постоянную критику представителей других
философских направлений.
Список используемой литературы
- Орлов С.В. История философии / С.В. Орлов. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с. –(Краткий курс).
- Курбатов В.И. Обществознание : учеб. Пособие для вузов /В.И. Курбатов. – 3-е изд., испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с. –(Учебники ХХI века).
- Любутин К.Н. История западноевропейской философии: учеб. пособие – М.: Академ. Проект, 2002. – 240 с.
- Социология: история и современность : учеб. пособие для вузов / Ю.Г.Волков, М.А.Гулиев, В.Н.Нечипуренко, С.И.Самыгин. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. -670с.