Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 10:25, контрольная работа
Становление социологи как самостоятельной науки.
В процессе развития гражданского общества значительно возрастала географическая и социальная мобильность людей, появились новые социальные институты, изменялась социальная структура общества, накапливались социальные факты, которые уже не укладывались в объяснения, предлагаемые существовавшими теориями.
Своеобразная интерпретация С. Подолинским дарвинистских законов заключается в том, что в обществе происходит продвижение вверх талантливых и морально совершенных людей, а не победа физически более сильных. Ему принадлежит одна из первых работ социологического характера - "Ремесла и хвабрики на Україні" (1880, Женева).
Самым выдающимся основателем украинской социологической мысли был Михаил Грушевский (1866-1934) - выдающийся украинский ученый, историк мирового уровня, энциклопедист-просветитель, этнолог, фольклорист, выдающийся государственный деятель, первый «президент Украинской Народной Республики». Он впервые начал применять в украинской историографии историко-социологический метод, разработанный на рубеже XIX и ХХ вв. европейским позитивизмом, основал первый Украинский социологический институт в Вене в 1919г. Главное направление деятельности концентрирует на обоснование исторически, теоретически и юридически право украинского народа на собственное государство, он доказал, что украинский народ существует как отдельный исторический культурный субъект. Ученый пропагандировал идеи социального единства, гармонии, гражданского мира на демократических принципах, которые актуальны и сегодня.
Социальный процесс в целом, по мнению М. Грушевского, характеризуется определенным ритмом, тенденциями, формами. Задача социологии именно в том и заключается, чтобы, отбрасывая изменчивое, случайное, выбирать типичное, постоянное, то, что составляет свойственную основу социального ритма. Украинский ученый обосновал мнение о том, что характерными тенденциями социального развития является дифференциация и интеграция. Чередование этих тенденций происходит под влиянием комбинирование факторов, однако в определенном социальном пространстве и времени могут преобладать то экономические, то религиозно-психологические факторы и др. Итак, Г. Грушевский, по сути, отстаивал понимание колебательной динамики общественной эволюции, которое является близким современным посткласичним теориям. В труде "Начала гражданства" (1921 г.), он критиковал противоречивые теории о начальной общественной эволюции, применяя для сравнения и украинские материалы.
М. Ковалевский (1851-1916) еще 17-летним юношей ознакомился с трудами О. Конто. Более 25 лет его дальнейшую жизнь проходило за рубежом, что позволило ему не только читать произведения, но и знать лично таких известных социологов, как Спенсер, Тард, Дюркгейм, Маркс и другие; П. Сорокин был одно время секретарем Ковалевского. По мнению последнего, сравнение Конто и Маркса идет не на пользу социологической концепции марксизма с ее экономическим трактовкой истории; Ковалевский осуждает также марксистскую идею революции как способа решения социальных проблем.
Историю общества
сам Ковалевский понимает как закономерный
и естественный процесс, в котором равноправную
роль играют много факторов, однако ни
один из них не является определяющим.
Это так же, как в функционировании живого
организма признавать равнозначную роль
многих факторов и рассматривать его как
единство. В целом и общественная жизнь
объясняется ним через "теорию факторов",
то есть теорию функциональной связи социальных
явлений.
В книге "Современные социологии"
Ковалевский ратует за утверждение двух
направлений, гармоничное сочетание которых
может обеспечить счастливое развитие
общества. Индивид не может быть принесен
в жертву семье, роду, государству и т.
д., но его деятельность должна быть в то
же время согласованной с деятельностью
других, равных ему единиц и сообществ;
их совместные усилия должны быть направлены
на обеспечение всеобщего блага.
Социологию советского периода можно считать одной из самых отсталых наук как в Украине, так и в целом в бывшем СССР.
К этому привели следующие факторы:
К этому следует добавить, что результаты социологических исследований в большинстве случаев скрывались, а рекомендации социологов в основном не учитывались.
Лишь с началом революционного обновления общества в середине 80-х годов меняется отношение к социологии и осознается растущая потребность в ее исследованиях. Развитие социологии становится насущной потребностью национального возрождения Украины. Ярким проявлением этой тенденции было создание осенью 1990 г. Института социологии в системе Национальной Академии наук. Главное направление деятельности института - выявление закономерностей развития украинского общества в национальном и международном контексте, осмысления и обобщения опыта преобразования общества в подлинно гражданское. Достижение этой цели реализуется, в частности, в таких направлениях исследований: особенности социально-статусной стратификации в условиях становления рыночной экономики; социальные условия и механизмы формирования рыночной экономики; факторы возникновения и механизмы преодоления социальных конфликтов в процессе трансформации общества; украинская этничность в современном мире и др. Институт имеет широкие связи с аналогичными зарубежными институтами. В нем работает плеяда широко известных у нас и за рубежом ученых - социологов, среди которых Л. В. Сохань, В. М. Ворона, Г. О. Шульга, А. О. Ручка, В. В. Танчер, Есть. И. Головаха, В. И. Тарасенко, В. Л. Осовски, В. Есть. Пилипенко, Н. В. Панина, С. О. Макеев, К. К. Грищенко и др.
В это время происходят и другие важные события для становления украинской социологии. Создается Социологическая ассоциация Украины. В университетах открываются факультеты и отделения для подготовки профессиональных социологов, начинаются социологические издания, создаются специализированные советы по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора социологических наук, начинает выходить журнал "Философская и социологическая мысль", а с 1998 г. - журнал "Социология: теория, методика, маркетинг".
В настоящее время социология находится в поиске собственной подлинности, вырабатывает свою методологическую базу, концептуальную схему и соответствующий им понятийно-категориальный аппарат. Кардинально пересматривается предмет ее исследований; в качестве центрального понятия, ключевой социологической категории выделяется гражданское общество, а сама социология понимается как самостоятельная наука о социальных сообществах - субъекты, механизмы их становления, функционирования и развития; создаются условия для методологического плюрализма в социологии, существование различных подходов, ориентаций в социальных исследованиях; украинская социологическая школа приобретает черты национальной, что находит проявление не столько в проблематике исследований, сколько в акцентах на традиции социально-гуманитарных исследований украинской культуры в целом.