Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:03, курсовая работа
Социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.
Введение ………………………………………………………….. С. 3
Глава1 Основные этапы становления законодательства о социальном обеспечении в России С. 5
1.1 Общая характеристика законодательства о социальном обеспечении до Октября 1917г. С.5
1.2 Развитие советского законодательства о социальном обеспечении с 1917г. До 90-х годов 20 века С.7
Глава2 Современный период развития социального обеспечения (конец 90-х годов 20 века - начало 21 века)С.17
Заключение …………………………………………………………..С.27
Список литературы ………………………………………………….С.28
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Введение ……………………………………………………… |
С. 3 |
2. |
Глава1 Основные этапы становления законодательства о социальном обеспечении в России |
С. 5 |
3. |
1.1 Общая характеристика законодательства о социальном обеспечении до Октября 1917г. |
С.5 |
4. |
1.2 Развитие советского законодательства о социальном обеспечении с 1917г. До 90-х годов 20 века |
С.7 |
5. |
Глава2 Современный период развития социального обеспечения (конец 90-х годов 20 века - начало 21 века) |
С.17 |
6. |
Заключение ………………………………………………… |
С.27 |
7. |
Список литературы …………………………………………………. |
С.28 |
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Конституции РФ1 Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.
Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья. По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.
Становление социального обеспечения на Руси началось с князя Владимира Святославовича. Как свидетельствует начальная русская летопись, Князь Владимир велел: всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питьё и денег из казны. Устроил он и такое: сказав, что "немощные и больные не могут добраться до двора моего", приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мёд в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: "Где больной, нищий или кто не может ходить".
В 996 году Князь Владимир издал Устав (закон), которым общественное призрение было поручено попечению и надзору духовенства. Владимир заботился также о создании богаделен, странноприимных домов.
Целью настоящей работы является исследование
истории российского
Из данной цели вытекают следующие основные задачи:
1. дать общую характеристику законодательства о социальном обеспечении до Октября 1917 года;
2. рассмотреть развитие
3. рассмотреть современный
ГЛАВА 1 Основные этапы становления законодательства о социальном обеспечении в России
1.1 Общая характеристика законодательства о социальном обеспечении до Октября 1917г.
В конце XIX века социальное обеспечение наёмных работников начинает осуществляться на правовой основе, закрепляемой государством. В качестве способа его организации вводится государственное социальное страхование наёмных работников. В дальнейшем начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие всё население и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховых взносов2.
В России рабочий вопрос, который до сих пор стоял перед обществом и правительством как угроза, в конце столетия стал очевидной реальностью, насущной проблемой, которую было необходимо решать.
Свод законов Российской империи предусматривал взыскание с предпринимателей ущерба в связи с увечьем на производстве, однако возможность воспользоваться судебным порядком такого взыскания была для рабочих практически ничтожной из-за нечёткости формулировок правовых норм, больших судебных издержек, неграмотности рабочих и бюрократизма судопроизводства. При отсутствии государственной системы социального обеспечения основной формой поддержки рабочих являлась взаимопомощь, которая оказывалась за счёт средств касс взаимопомощи на казённых горных заводах, созданных в соответствии с Законом от 8 марта 1861 года. В июне 1886 года утверждается закон, направленный на урегулирование отношений фабрикантов и рабочих, а также Правила о надзоре заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих. Закон 1886 года запрещал «взимать с рабочих плату на врачебную помощь», но не обязывал её оказывать и распространялся не на все районы России.
Под напором классовой борьбы 15 мая 1901 года утверждаются Временные правила о пенсиях рабочим казённых горных заводов и рудников, утративших трудоспособность. 2 июня 1903 года принимается Закон о вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев. Данный закон определяет сферу действия Правил вознаграждения потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих. Статья 1 Правил предусматривала: При несчастных случаях в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности владельцы предприятий обязаны вознаграждать, на основании настоящих Правил, рабочих, без различия их пола и возраста, за утрату долее, чем на три дня, трудоспособности от телесного повреждения, причинённого им работами по производству предприятия или происшедшего вследствие таковых работ. Если последствием несчастного случая была смерть рабочего, то вознаграждением пользуются члены его семейства3.
Принципиально важное значение имело правило, согласно которому: Всякие, предшествовавшие несчастному случаю соглашения, клонящиеся к ограничению права на вознаграждение или размеров оного, признаются недействительными.
В 1912 году принимаются законы «Об обеспечении рабочих на случай болезни» и «О страховании от несчастных случаев». Это был определённый шаг к введению социального обеспечения пролетариата. Однако на многие категории рабочих он вообще не распространялся и охватывал только 15 % общего числа рабочих России.
Ограничительное толкование
понятия «несчастный случай», отсутствие
компенсации при
В 1913 году разрабатывается Устав о промышленном труде, который содержал четыре раздела. Четвёртый раздел, трактовавший виды обеспечения рабочих и служащих в промышленных предприятиях, включал 13 глав. Первые семь глав содержали нормы, определяющие общие вопросы страхования наёмных работников. В главе семь говорилось о вознаграждении рабочих и служащих, потерпевших вследствие несчастных случаев, а также членов их семейств в фабрично-заводских, горных и горнозаводских предприятиях. Остальные главы включали в себя правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих казённых предприятий отдельных ведомств.
Помимо пенсий, пособий
и медицинской помощи, предоставлявшихся незначительн
1.2 Развитие
советского законодательства о
социальном обеспечении в
Сразу же после Октябрьской революции 1917 г. правительство приступило к выполнению основных положений страховой программы, утвержденных на Пражской конференции РСДРС. С 1917 г. по 1922 г. было принято около ста декретов и распоряжений в области социального обеспечения, открыто около 1500 учреждений по охране материнства и младенчества.
Эти нормативные акты
заложили фундамент для организации
государственной системы
Социальное обеспечение крестьян не вошло в государственную систему и осуществлялось за счет организаций крестьянской взаимопомощи.
Ремесленники и другие лица, занимавшиеся индивидуальной трудовой деятельностью, также не имели права на обеспечение за счет государственной системы.
В отношении выходцев из дворянства, буржуазии, духовенства, бывших высших государственных чиновников проводилась политика ограничения прав в области социального обеспечения в связи с происхождением или прошлой деятельностью. В частности, декрет СНК от 11 декабря 1917 г. отменил выплату пенсий, превышавших 300 руб. в месяц.
Позднее Союзный Совет социального страхования при НКТ СССР принял постановление от 21 февраля 1929 г. "О лишении права на пенсию, пособие по безработице бывших помещиков, фабрикантов, жандармов, полицейских, руководителей контрреволюционных банд и т.п.". Названные лица получили право на соответствующие виды социального обеспечения только после восстановления их в избирательных правах, т.е. после принятия Конституции 1936 г.
В 1919 г. было отменено внесение взносов на социальное страхование для всех предприятий и учреждений (кроме частных работодателей) и установлен порядок прямого сметного финансирования социального обеспечения. Все ранее существовавшие страховые фонды и кассы были объединены в единый Всероссийский фонд социального обеспечения. Но такая система действовала недолго.
Необходимость восстановления народного хозяйства после гражданской войны потребовала проведения новой экономической политики. С переходом государственных предприятий на хозяйственный расчет появилась возможность замены государственного социального обеспечения рабочих и служащих социальным страхованием за счет взносов предприятий, что и было утверждено постановлением СНК РСФСР от 15 ноября 1921 г.
Позднее, в 1933 г. социальное страхование было передано в управление профсоюзам. Основные расходы по финансированию системы легли на государственный бюджет, который фактически объединялся с бюджетом социального страхования. Таким образом, социальное страхование по существу утратило страховой и приобрело дотационный (госбюджетный) характер.
Что касается видов обеспечения, то в соответствии с провозглашенными принципами создаваемая система должна была охватывать все случаи утраты заработка в связи с нетрудоспособностью, старостью и безработицей. Необходимо было также организовать систему социальных услуг по оказанию медицинской помощи, протезированию, санаторно-курортному лечению, содержанию и воспитанию детей в детских учреждениях и другие.
Россия была одной из первых стран мира (после Великобритании), установившей страхование на случай безработицы (Положение от 11 декабря 1917г.). Пособия по безработице выплачивались до полной ликвидации безработицы в стране, т.е. до начала 30-х годов.
Декрет "О страховании на случай болезни" от 22 декабря 1917г. предусматривал назначение пособий в случаях болезни, родов, смерти работника, а также предоставление следующих видов бесплатной врачебной помощи: первой помощи, амбулаторного лечения, лечения на дому, родовспоможение, коечное лечение с полным содержанием, санаторное и курортное лечение. 20 ноября 1917г. СНК издал Декрет о бесплатной передаче больничным кассам всех лечебных учреждений предприятий.
7 августа 1918г. Декретом СНК было введено пенсионное обеспечение по инвалидности солдат Рабоче-крестьянской Красной Армии, а членов их семей - по случаю потери кормильца.
В 1919 г. установлено бесплатное детское питание в виде пайков на детей до 14 лет независимо от социального положения их родителей.
Большое внимание уделялось социальному обеспечению беспризорных и безнадзорных детей. Прием детей в интернатные учреждения (приемники, детдома, трудкоммуны) осуществлялся по решению специальных комиссий, создаваемых при местных отделах народного образования. В них принимались дети от 3 до 7 лет, от 8 до 14 лет и от 13 до 16 лет. В последующем детские дома создавались по контингентам обслуживаемых.
Формировалась система дошкольного и внешкольного воспитания детей в учреждениях системы Наркомпроса.
Из-за отсутствия достаточных финансовых средств и нехватки кадров была установлена очередность медицинского обслуживания. Согласно постановлению Мосздравотдела от 30 августа 1923 г. на амбулаторное лечение принимались в первую очередь - застрахованные, во вторую - члены семей застрахованных, в третью - красноармейцы и их семьи, инвалиды, учащиеся и безработные, в четвертую - все прочие граждане.
Информация о работе История российского законодательства о социальном обеспечении