Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:59, контрольная работа
Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора ("сына неба") уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: "темные люди", "простолюдины", "низкие", "младшие" должны подчиняться "благородным мужам", "лучшим", "высшим", "старшим". Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью устранялся от участия в управлении государством.
1. Содержание социально-политического учения Конфуция
2. О личности и биографии Конфуция
3. Место конфуцианства в истории Древнего Китая
4. Заключение
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» (МИИТ)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Социология
Тема: История социально – политических учений Конфуция
Смоленск 2013
Содержание
4. Заключение
Список литературы
1.
Содержание социально-
Фундаментальную роль во
всей истории этической и
Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора ("сына неба") уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: "темные люди", "простолюдины", "низкие", "младшие" должны подчиняться "благородным мужам", "лучшим", "высшим", "старшим". Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью устранялся от участия в управлении государством.
Правда, его политический идеал состоял в правлении аристократов добродетели и знания, а не родовой знати и богатых, так что предлагаемая им едеальная конструкция правления отличалась от тогдашних социально-политических реалий и благодаря этому обладала определенным критическим потенциалом. Но в целом для Конфуция и его последователей, несмотря на отдельные критические замечания и суждения, характерно скорее примиренческое и компромиссное, нежели критическое отношение к существовавшим порядкам. Вместе с тем присущее конфуцианству требование соблюдения в государственном управлении принципов добродетели выгодно отличает это учение как от типичной для политической истории Китая практики деспотического правления, так и от теоретических концепций, оправдывавших деспотическое насилие против подданных и отвергавших моральные сдержки в политике.
Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв прежде всего обращен к правящим, поскольку соблюдение ими принципов добродетели играет решающую роль и предопределяет господство норм нравственности в поведении подданных. Отвергая насилие, Конфуций говорил: "Зачем, управляя государством, убивать людей? Если Вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа (подобна) ветру; мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер".
Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию, в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем "старшим". Политическая этика Конфуция в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления. Помимо чисто моральных факторов он обращает внимание и на необходимость преодоления процессов поляризации богатства и бедности среди населения. "Когда богатства распределяются равномерно, — отмечал он, — то не будет бедности; когда в стране царит гармония, то народ не будет малочислен; когда царит мир (в отношениях между верхами и низами) не будет опасности свержения (правителя)". Отвергая бунты и борьбу за власть, Конфуций высоко оценивал блага гражданского мира.
Отрицательно относился Конфуций также и к внешним войнам, к завоевательным походам китайских царств друг против друга или против других народов ("варваров"). Не отвергая в принципе сами гегемонистские претензии китайских правителей, Конфуций советовал им: "людей, живущих далеко и не подчиняющихся", необходимо "завоевать с помощью образованности и морали". "Если бы удалось их завоевать, — добавлял он, — среди них воцарился бы мир". Эти культуртрегерские и миротворческие мотивы в дальнейшем нередко использовались китайскими правителями в качестве морально прикрытия своих завоевательных акций и подчинения своей власти других народов.
Регулирование политических
отношений посредством норм
В целом добродетель в трактовке Конфуция — это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), поятительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и) и т.д. Вся эта нормативная целостность, включающая в себя все основные формы социально-политического регулирования того времени, за исключением норм позитивного закона (фа), представляет собой единство моральных и правовых явлений.
Отрицательное отношение Конфуция к позитивным законам (фа) обусловлено их традиционным наказательным значением, их связью (на практике и в теоретических представлениях, в правосознании) с жестокими наказаниями.
Вместе с тем Конфуций не отвергал полностью значение законодательства, хотя, судя по всему, последнему он уделял лишь вспомогательную роль.
Существенную социально-
Конфуций — это
Как отмечает Энциклопедия Брокгауза и Ефрона1, Конфуций — знаменитый китайский ученый (551-479 гг. до н.э.), имя которого было Чжун-ни, а прозвание Цю, сын выдающегося воина Шу-Лян-Хэ от второй жены из фамилии Янь (из этой же фамилии происходил любимый ученик Конфуция, Янь-Хуй), по имени Чжэн-цзай.
Родился он в нынешних окрестностях Янь-чжоу, провинция Шань-Дун. В 19 лет Конфуций женился, от этого брака у него родился сын Ли. В этот период Конфуций был заведующим хлебными амбарами. На 21 году Конфуций впервые выступает в роли учителя. С 496 по 483 гг. до н.э. Конфуций в сопровождении учеников посетил несколько уделов с проповедями своих идей, но без особого успеха. В 483 г.2 он вернулся в родной удел Лу, где и оставался до самой смерти. В это время Конфуций занимался изучением древних обрядов и музыкой, редактировал древние поэтические произведения и написал предисловие к Шу-цзину, уделяя в то же время много внимания И-цзину.
Согласно легенде, в 480 г. во время охоты был пойман баснословный зверь Ци-Линь, и Конфуций счел это за предзнаменование своей близкой смерти. Этим годом он закончил составленную им летопись удела Лу — Чунь-цю (с 722 по 481 гг.), которую считал самым важным своим трудом: "По ней люди узнают меня, и по ней люди осудят меня". Умер Конфуций, сожалея, что никто из правителей не воспользовался его советами. Могила Конфуция находится в г.Цюй-фоу-сянь, где сооружен обширный храм в его честь, и живут его потомки, служащие жертвоприносителями в храме. Первая биография Конфуция помещена в "Исторических записках" Сы-Ма-Цяня (I в. до н.э.).
Учение Конфуция было
исключительно морально-
Политическим идеалом Конфуция был феодально-теократический строй начала Чжоуского периода. Облеченный властью верховного жреца, сын неба (император) являлся распорядителем судеб удельных князей — своих вассалов. Деление на правящих и управляемых установлено самим небом. Правитель — отец своих подданых. Говоря о пяти социальных отношениях (правитель — подданный, отец — сын, муж — жена, братья, друзья), он отводит женщине роль подчиненную. Почти не касаясь религии, Конфуций признавал необходимость соблюдения национальных верований и обычаев, говоря, что вопросы о потустороннем мире непостижимы для человеческого ума.
Число учеников Конфуция не было слишком велико. Сы-ма-Цянь вкладывает в уста Конфуция фразу: тех, кто изучил мои наставления и постиг их, было 77 человек, выдающихся по своим способностям; легенда число это увеличивает до 3000, считая, что 72 ученика были достойнейшими. Мын-цзы (372-289 гг.) не только был лучшим выразителем конфуцианства, но и истинным создателем его в период до Циньской династии; до Мын-цзы оно не занимало преобладающего положения среди других учений. "Никогда со времени создания мира не было равного Конфуцию", — говорил Мын-цзы. Им было развито учение о доброте человеческой природы. В дополнение конфуцианского принципа жэнь, он говорил о гуманности и о долге, как о волевой и этической формах его проявления. Им было развито учение о правах народа, хотя и Конфуций говорил о "jus divinum" правителя только при условии личных добродетелей.
При династии Цинь, сменившей Чжоускую династию, конфуцианство, судя по преследованиям конфуцианцев при этой династии, уже играло известную роль. Ханьскую династию следует считать создательницей конфуцианства (жу-цзяо — религия ученых). Покровительство, которое оказывала эта династия конфуцианству, дало его идеям возможность достигнуть преобладающего влияния. Вот что об этом говорит первое издание Большой Советской энциклопедии:
"Реставрация
Хань принесла утверждение
Организация государственных экзаменов способствовала дальнейшему укреплению идей конфуцианства.
При Сунской династии
совершилось возрождение
В отношении религии конфуцианство ограничивается обрядами культа предков и лиц, признанных государством особо отличившимися, а также признанных народом (государи различных династий, изобретатели, создатели земледелия, шелководства, великие ученые, выдающиеся деятели и патроны городов). В 194 г. до н.э. основатель Ханьской династии проездом через Лу, посетил могилу Конфуция и принес жертвы. Многие императоры также совершали путешествия в Цзоу. Великий император Маньчжурской династии, Кан-си, посетив храм, трижды простерся ниц перед изображением Конфуция. С 1 г. н.э. Конфуцию стали давать почетные титулы. В 657 г. был установлен современный титул: совершенный мудрец, первоучитель Кун. Первоначально жертвоприношения осуществлялись только на могиле мудреца, но с 57 года повелено их совершать в правительственных школах, а с VII в. стали сооружать специальные храмы. Кроме таблиц с именем Конфуция, помещают таковые с именами его ближайших учеников: Янь-Хуй, Цзэн-Цань, Цзы-Сы, Мын-Цзы и других конфуцианцев и предков Конфуция. Потомки Конфуция единственными в
Информация о работе История социально – политических учений Конфуция