Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:25, контрольная работа
С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?
Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.
Введение.
1.Истоки социологии.
2.Предпосылки возникновения социологии XIX в.
3.О. Конт- радоночальник социологии.
4.Классический период развития социологии.
5Развитие социологии в России.
Заключение.
Список используемой литературы.
- сравнение жизни разных стран и народов по определенным показателям;
- исторического анализа, сопоставления разных состояний человечества или отдельных народов в разные исторические времена.
Такой подход с тех пор называют позитивизмом. Позитивизм, согласно Конту – знание полезное и точное. Говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал, прежде всего, необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии.
Историческая и научная роль Огюста Конта состоит, прежде всего, в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки отдельной науки, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.
Две
идеи, берущие начало в работах
Конта, четко просматриваются в
ходе развития социологии: 1) применение
научных методов для изучения
общества; 2) практическое использование
науки для осуществления
Главные произведения О. Конта: «Курс позитивной философии» (1842) и «Система позитивной политики» (1850 – 1854).
4. Классический период развития социологии
Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического «открытия» социологии принадлежит четырем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, француз Эмиль Дюркгейм, а также англичанин Герберт Спенсер.
Творчество Карла Маркса. Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818-1883). Идейными предпосылками творчества Маркса явились: идея Гегеля о противоречии как источнике развития общества; философия Фейербаха, благодаря которой у Маркса возникла концепция отчуждения труда; английская политэкономическая мысль, у которой Маркс заимствовал понимание труда, как основного источника стоимости продукта; идеи утопического социализма.
Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал классовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса (рабочего класса).
Герберт Спенсер (1820 – 1903), выдающийся английский мыслитель, создатель учения о социальной эволюции, внес существенный вклад в развитие мировой социологии. Немаловажное влияние оказала на него эволюционная теория Чарльза Дарвина. Спенсера считают основателем школы органической аналогии, он сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части (государство, церковь, образование и т.д.) – с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.). Каждая часть несет какую-то пользу целому и выполняет жизненно-важные функции.
Основной
закон социального развития, по Спенсеру
– закон выживания наиболее приспособленных
индивидов. Научное признание получила
заложенная Спенсером теория социальной
эволюции. Концепция выживания
Макс Вебер (1864-1920) - немецкий экономист, историк и социолог. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер тем не менее разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира.
Взгляды Маркса и Вебера существенно различались. Маркс главным для прогресса считал экономические факторы, верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами, сознанием. Коллективное сознание – скорее метафора, нежели точное понятие. Признавая в Марксе великого ученого, Вебер не приемлет предложенный им путь революционного преобразования капиталистического общества.
Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. В этом смысле взгляды Вебера принципиально отличались от взглядов Конта, Маркса и Дюркгейма, которые полностью игнорировали статистику и изучение мотивов поведения. Для того, чтобы выявить эти мотивы, социолог, по мнению Вебера, должен мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему тот поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал.
Одним из центральных пунктов его теории явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми.
Идеи
Эмиля Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм
(1858-1917) - основатель французской социологической
школы. Он стремился, прежде всего, к
автономии социологии, отделению
ее предмета от предмета других наук об
обществе, а также к объяснению
всех феноменов общественной жизни
исключительно с
На
начальных этапах своего научного творчества
Дюркгейм во многом опирался на позитивистскую
философию О. Конта, но пошел гораздо
дальше и выдвинул принципы новой
методологии: натурализм – понимание
законов общества по аналогии с законами
природы и социологизм –
Дюркгейм
– первый профессор социологии во
Франции – сформулировал
По Дюркгейму, предмет социологии – социальные факты, составляющие систему социальной действительности.
Дюркгейм очень много внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им в научны обиход термин «аномия» (от фр. anomie - беззаконие, неорганизованность) служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения.
5. Развитие социологии в России
В середине XIX века русское общество стояло перед необходимостью коренных изменений в политической и экономической сферах. Реформы 60-х годов — отмена крепостного права, реформы земств и судебная реформа были непоследовательны, нерешительны и компромиссны. Россия по-прежнему оставалась сословным бюрократически-дворянским государством. Она не стала ни демократической, ни конституционной страной. Поэтому произошло колоссальное оживление общественной жизни. В России в 60-70-е годы впервые в истории на общественно-политическую сцену выступило общественное мнение. Одни призывали к продолжению реформ, к их радикализации, а другие — к восстанию и слому всей системы вообще. С этого времени в России стало открыто звучать требование широкой общественности о необходимости прогресса общества.
Социологическая мысль в России развивалась как интегральная часть европейской культуры. Выдающиеся деятели русской социологии (М.М. Ковальский, Л.И. Мечников, Н.К. Михайловский и др.) оказали существенное влияние на ее становление как самостоятельной науки об обществе, вышедшей за пределы национальных границ. В то же время она испытывала заметное влияние концепций западных социологов.
Уже через три года после выпуска заключительного тома «Курса позитивной философии» в российской печати появляются первые упоминания имени и идей О.Конта.
Лев Ильич Мечников (1838 – 1888). Главное его произведение – «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» (1889). В этой работе Мечников выступил как крупнейший представитель географической школы в социологии.
Усматривая
критерий общественного прогресса
в «нарастании общечеловеческой
солидарности», Мечников считал неизбежным
и закономерным переход человечества
от деспотичного правления к свободе,
от угнетения к братству всех людей
и народов с помощью
Петр Лаврович Лавров (1823 – 1900) первым ввел в социологическое знание такие термины, как «антропологизм», «субъективный метод», «субъективная точка зрения».
Социология представлялась Лаврову наукой не описательной, а нормативной, направленной на поиск путей и средств изменения общества, решения конкретных его проблем. По его мнению, индивид является единственной реальной силой общества, а потому пренебрегать его интересами – значит игнорировать самые важные социальные явления.
Другой крупный русский социолог Николай Константинович Михайловский (1842 – 1904) считал, что социология неразрывно связана с этикой. Михайловский утверждал, что нельзя беспристрастно относиться к фактам общественной жизни. «Скажите мне, - говорил он, - каковы ваши социальные связи, и я скажу, как вы смотрите на мир».
Михайловский
отверг эволюционную теорию Ч. Дарвина
и Г. Спенсера и исходил из теории
необходимости спасения индивида от
разрушительного воздействия
Питирим Сорокин (1889 – 1986), родился в России, а умерший в США – самый выдающийся ученый, которого Россия дала мировой социологии.
Социология, согласно Сорокину – наука, изучающая свойства надорганики, которые повторяются во времени и в пространстве, то есть являются общими для всех социокультурных феноменов. Она является генерализующей по отношению к другим общественным наукам. Каждая из этих наук имеет дело лишь с одной сферой социокультурного пространства: экономика с экономическими отношениями, политика с политическими отношениями. Социология имеет дело по своим специальным направлениям со всеми сферами этого пространства. Социология — это генерализующая наука о социокультурных явлениях, рассматриваемых в своих родовых видах, типах и разнообразных взаимосвязях.
С конца 20-х годов прошлого столетия социологическая наука в СССР оказалась в кризисе. Это было связано с изгнанием в 1922 г. большой группы ученых из России. Среди них был и Питирим Сорокин. Результатом этого стало снижение уровня философии и социологии как научных дисциплин. Большевики решили покончить с «буржуазной социологией» и на месте социологии утвердились принципы, проповедуемые сторонниками Пролеткульта. В политическом словаре 1958 г. социология домарксовского периода называлась буржуазной, проповедывающей расизм и неравенство наций. Подлинной наукой об обществе и законах его развития назывался исторический материализм, созданный Марксом и Энгельсом.
Первые шаги по возрождению социологии в стране и в Московском университете были сделаны в 60-е годы 20 столетия. На этом этапе социологам предстояло не только возродить, но и практически заново создать эту науку. Значительно расширили масштабы социологических исследований в нашей стране Т. Заславская, Б. Грушин, А. Здравомыслов, Ю. Левада, Г. Осипов, В. Ядов. Особое внимание ими уделялось социальной структуре общества, бюджету времени рабочих, социальным проблемам труда, образования и семьи.
Возрождение
российской социологии как науки
относят к концу 80-х – началу
90-х годов. В 1998 году в вузах страны
насчитывалось 780 кафедр, в названии
которых присутствовало слово «социология».
Во многих крупных городах успешно
функционируют социологические
факультеты, готовящие профессиональные
кадры.
Заключение
На
возникновение и развитие любой
социальной науки, предметом изучения
которой выступает общественная
жизнь, в первую очередь влияет наличие
общественных потребностей в решении
тех или иных задач, возникающих
в социальной системе, а также
теоретических предпосылок, обеспечивающих
соответствующий уровень