История социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:25, контрольная работа

Краткое описание

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?
Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.

Содержание

Введение.
1.Истоки социологии.
2.Предпосылки возникновения социологии XIX в.
3.О. Конт- радоночальник социологии.
4.Классический период развития социологии.
5Развитие социологии в России.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

социология.предосылки.docx

— 39.17 Кб (Скачать файл)

-        сравнение жизни разных стран и народов по определенным показателям;

-        исторического анализа, сопоставления разных состояний человечества или отдельных народов в разные исторические времена.

Такой подход с тех пор называют позитивизмом. Позитивизм, согласно Конту – знание полезное и точное. Говоря о получении  знаний об обществе и законах его  функционирования и развития, О. Конт предполагал, прежде всего, необходимость  изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически  полностью отрицая роль общей  теории в социологии. Такой подход к получению и использованию  научного знания принято квалифицировать  как эмпиризм в социологии.

Историческая  и научная роль Огюста Конта состоит, прежде всего, в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки отдельной науки, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.

Две идеи, берущие начало в работах  Конта, четко просматриваются в  ходе развития социологии: 1) применение научных методов для изучения общества; 2) практическое использование  науки для осуществления социальных реформ.

Главные произведения О. Конта: «Курс позитивной философии» (1842) и «Система позитивной политики» (1850 – 1854).

4. Классический период  развития социологии 

Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического «открытия» социологии принадлежит четырем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, француз Эмиль Дюркгейм, а также англичанин Герберт Спенсер.

Творчество  Карла Маркса. Значительный вклад  в развитие социологии внес Карл Маркс (1818-1883). Идейными предпосылками творчества Маркса явились: идея Гегеля о противоречии как источнике развития общества; философия Фейербаха, благодаря  которой у Маркса возникла концепция  отчуждения труда; английская политэкономическая мысль, у которой Маркс заимствовал  понимание труда, как основного  источника стоимости продукта; идеи утопического социализма.

Одной из основных его заслуг по праву  считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В  качестве инструмента такого анализа  Маркс использовал классовую  структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого  с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это  значит, что один класс (класс собственников  средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса (рабочего класса).

Герберт Спенсер (1820 – 1903), выдающийся английский мыслитель, создатель учения о социальной эволюции, внес существенный вклад  в развитие мировой социологии. Немаловажное влияние оказала на него эволюционная теория Чарльза Дарвина. Спенсера считают основателем школы органической аналогии, он сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части (государство, церковь, образование и т.д.) – с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.). Каждая часть несет какую-то пользу целому и выполняет жизненно-важные функции.

Основной  закон социального развития, по Спенсеру – закон выживания наиболее приспособленных  индивидов. Научное признание получила заложенная Спенсером теория социальной эволюции. Концепция выживания сильнейших, примененная к социальному миру, получила название социальный дарвинизм. Концепция социального дарвинизма Спенсера получила широкое распространение в Англии и США как теоретическая база, оправдывающая существование «дикого» капитализма.

Макс  Вебер (1864-1920) - немецкий экономист, историк  и социолог. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер тем не менее разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира.

Взгляды Маркса и Вебера существенно различались. Маркс главным для прогресса считал экономические факторы, верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами, сознанием. Коллективное сознание – скорее метафора, нежели точное понятие. Признавая в Марксе великого ученого, Вебер не приемлет предложенный им путь революционного преобразования капиталистического общества.

Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку  изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. В этом смысле взгляды Вебера принципиально  отличались от взглядов Конта, Маркса и Дюркгейма, которые полностью  игнорировали статистику и изучение мотивов поведения. Для того, чтобы выявить эти мотивы, социолог, по мнению Вебера, должен мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему тот поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал.

Одним из центральных пунктов его теории явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в  обществе - социального действия, которое  является причиной и следствием системы  сложных взаимоотношений между  людьми.

Идеи  Эмиля Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической  школы. Он стремился, прежде всего, к  автономии социологии, отделению  ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни  исключительно с социологических  позиций.

На  начальных этапах своего научного творчества Дюркгейм во многом опирался на позитивистскую философию О. Конта, но пошел гораздо  дальше и выдвинул принципы новой  методологии: натурализм – понимание  законов общества по аналогии с законами природы и социологизм – социальная реальность существует независимо от человека.

Дюркгейм  – первый профессор социологии во Франции – сформулировал принципы в социологии, ставшие хрестоматийными.

По  Дюркгейму, предмет социологии –  социальные факты, составляющие систему  социальной действительности.

Дюркгейм  очень много внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им в научны обиход термин «аномия» (от фр. anomie - беззаконие, неорганизованность) служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения.

5. Развитие социологии  в России 

В середине XIX века русское общество стояло перед необходимостью коренных изменений  в политической и экономической  сферах. Реформы 60-х годов — отмена крепостного права, реформы земств и судебная реформа были непоследовательны, нерешительны и компромиссны. Россия по-прежнему оставалась сословным бюрократически-дворянским государством. Она не стала ни демократической, ни конституционной страной. Поэтому произошло колоссальное оживление общественной жизни. В России в 60-70-е годы впервые в истории на общественно-политическую сцену выступило общественное мнение. Одни призывали к продолжению реформ, к их радикализации, а другие — к восстанию и слому всей системы вообще. С этого времени в России стало открыто звучать требование широкой общественности о необходимости прогресса общества.

Социологическая мысль в России развивалась как  интегральная часть европейской  культуры. Выдающиеся деятели русской  социологии (М.М. Ковальский, Л.И. Мечников, Н.К. Михайловский и др.) оказали существенное влияние на ее становление как  самостоятельной науки об обществе, вышедшей за пределы национальных границ. В то же время она испытывала заметное влияние концепций западных социологов.

Уже через три года после выпуска  заключительного тома «Курса позитивной философии» в российской печати появляются первые упоминания имени и идей О.Конта.

Лев Ильич Мечников (1838 – 1888). Главное  его произведение – «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» (1889). В этой работе Мечников выступил как крупнейший представитель географической школы в социологии.

Усматривая  критерий общественного прогресса  в «нарастании общечеловеческой солидарности», Мечников считал неизбежным и закономерным переход человечества от деспотичного правления к свободе, от угнетения к братству всех людей  и народов с помощью добровольной кооперации.

Петр  Лаврович Лавров (1823 – 1900) первым ввел в социологическое знание такие  термины, как «антропологизм», «субъективный  метод», «субъективная точка зрения».

Социология  представлялась Лаврову наукой не описательной, а нормативной, направленной на поиск  путей и средств изменения  общества, решения конкретных его  проблем. По его мнению, индивид является единственной реальной силой общества, а потому пренебрегать его интересами – значит игнорировать самые важные социальные явления.

Другой  крупный русский социолог Николай  Константинович Михайловский (1842 – 1904) считал, что социология неразрывно связана с этикой. Михайловский утверждал, что нельзя беспристрастно относиться к фактам общественной жизни. «Скажите мне, - говорил он, - каковы ваши социальные связи, и я скажу, как вы смотрите на мир».

Михайловский  отверг эволюционную теорию Ч. Дарвина  и Г. Спенсера и исходил из теории необходимости спасения индивида от разрушительного воздействия социального  контроля. Обратив внимание на то, какое  влияние оказывают подражание, внушение, престиж, Михайловский предвосхитил психоанализ  З. Фрейда.

Питирим Сорокин (1889 – 1986), родился в России, а умерший в США – самый  выдающийся ученый, которого Россия дала мировой социологии.

Социология, согласно Сорокину – наука, изучающая  свойства надорганики, которые повторяются  во времени и в пространстве, то есть являются общими для всех социокультурных  феноменов. Она является генерализующей по отношению к другим общественным наукам. Каждая из этих наук имеет дело лишь с одной сферой социокультурного пространства: экономика с экономическими отношениями, политика с политическими отношениями. Социология имеет дело по своим специальным направлениям со всеми сферами этого пространства. Социология — это генерализующая наука о социокультурных явлениях, рассматриваемых в своих родовых видах, типах и разнообразных взаимосвязях.

С конца 20-х годов прошлого столетия социологическая наука в СССР оказалась в кризисе. Это было связано с изгнанием в 1922 г. большой  группы ученых из России. Среди них  был и Питирим Сорокин. Результатом  этого стало снижение уровня философии  и социологии как научных дисциплин. Большевики решили покончить с «буржуазной  социологией» и на месте социологии утвердились принципы, проповедуемые  сторонниками Пролеткульта. В политическом словаре 1958 г. социология домарксовского периода называлась буржуазной, проповедывающей расизм и неравенство наций. Подлинной наукой об обществе и законах его развития назывался исторический материализм, созданный Марксом и Энгельсом.

Первые  шаги по возрождению социологии в  стране и в Московском университете были сделаны в 60-е годы 20 столетия. На этом этапе социологам предстояло не только возродить, но и практически  заново создать эту науку. Значительно  расширили масштабы социологических  исследований в нашей стране Т. Заславская, Б. Грушин, А. Здравомыслов, Ю. Левада, Г. Осипов, В. Ядов. Особое внимание ими  уделялось социальной структуре  общества, бюджету времени рабочих, социальным проблемам труда, образования  и семьи.

Возрождение российской социологии как науки  относят к концу 80-х – началу 90-х годов. В 1998 году в вузах страны насчитывалось 780 кафедр, в названии которых присутствовало слово «социология». Во многих крупных городах успешно  функционируют социологические  факультеты, готовящие профессиональные кадры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

На  возникновение и развитие любой  социальной науки, предметом изучения которой выступает общественная жизнь, в первую очередь влияет наличие  общественных потребностей в решении  тех или иных задач, возникающих  в социальной системе, а также  теоретических предпосылок, обеспечивающих соответствующий уровень научного анализа.

Информация о работе История социологии