История социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 15:42, реферат

Краткое описание

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку?

Вложенные файлы: 1 файл

История социологии.docx

— 34.55 Кб (Скачать файл)

  Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания было введено  в научный оборот французским  мыслителем Огюстом Контом (1798 – 1857) в 1842 г. в его главном произведении «Курс позитивной философии». Как и многие другие философы того времени, Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Высшим видом систем он полагал общество, человечество. Первоначально Конт называл социологию «социальной физикой». Он считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику, описывающую взаимоотношения между социальными институтами, и социальную динамику, раскрывающую законы изменения общества («Порядок и прогресс»), и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов. Общество, согласно Конту – органическое целое, каждый член которого не мыслим вне связи с целым.

  Конт  считал, что с помощью науки  можно познать скрытые законы, которые управляют всеми обществами. Социология должна использовать, по Конту, следующие методы:        наблюдение за ходом общественных процессов; эксперимент, т.е. наблюдение за изменениями, вызванными специально; сопоставление жизни человечества с животным миром; сравнение жизни разных стран и народов по определенным показателям; исторический анализ, сопоставление разных состояний человечества или отдельных народов в разные исторические времена. Такой подход с тех пор называют позитивизмом. Позитивизм, согласно Конту – знание полезное и точное. Говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал, прежде всего, необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии.

  Историческая  и научная роль Огюста Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки отдельной науки, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки. Две идеи, берущие начало в работах Конта, четко просматриваются в ходе развития социологии: 1) применение научных методов для изучения общества; 2) практическое использование науки для осуществления социальных реформ.

  Согласно  Огюсту Конту интеллектуальное развитие человечества состоит из трёх фаз (стадий) – теологической (фиктивной), метафизической (абстрактной) и положительной (реальной). На первой фазе для объяснения наблюдаемых явлений используются представления о потусторонних и сверхъестественных силах. Эти представления в ходе своего развития изменяются от примитивного фетишизма к развитому механизму политеизма и находят свой упадок в монотеизме. На метафизической стадии происходит отказ от поисков божественных факторов, однако основной упор делается на разработку аппарата умозрительных (абстрактных, метафизических) категорий, что приводит к тому, что вопросы о сущности вещей получают приоритет перед конкретными и жизненными задачами. Последней же стадией развития является позитивная стадия. На этой стадии всякое знание оказывается тесно связанным с опытом. Но этот подход отличается от простого эмпиризма, который критикуется Контом как простое, бессистемное и бессмысленное накопление фактов. Согласно Конту сбор и накопление фактов должен осуществляться в соответствии с системой, которая, однако, в отличие от метафизики, призвана не проникать в сущность вещей, а описывать закономерности процессов. Правильность полученной закономерности проверяется при помощи способности этой системы к прогнозированию.

  Эти идеи (социальная динамика и статика, позитивизм, научный метод в социологии, практическое применение социологии в  мирных реформах, три стадии развития общества) и являются основными положениями  Конта. 

  4. Классический период  развития социологии 

  Первоначально термин социология ассоциировался только с Религией Человечества Огюста Конта, и поэтому все, кто так или  иначе хотели отмежеваться от сомнительных религиозных начинаний Конта, старались  не употреблять слова «социология». Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции, появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического «открытия» социологии принадлежит четырем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, француз Эмиль Дюркгейм, а также англичанин Герберт Спенсер.

  Герберт Спенсер (1820 – 1903), выдающийся английский мыслитель, создатель учения о социальной эволюции, внес существенный вклад в развитие мировой социологии. Немаловажное влияние оказала на него эволюционная теория Чарльза Дарвина. Спенсера считают основателем школы органической аналогии, он сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части (государство, церковь, образование и т.д.) – с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.). Каждая часть несет какую-то пользу целому и выполняет жизненно-важные функции. Основной закон социального развития по Спенсеру – закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Научное признание получила заложенная Спенсером теория социальной эволюции. Концепция выживания сильнейших, примененная к социальному миру, получила название социальный дарвинизм. Концепция социального дарвинизма Спенсера получила широкое распространение в Англии и США как теоретическая база, оправдывающая существование «дикого» капитализма, а также сделала возможным появление и развитие идей евгеники и национал-социалистического режима Гитлера. Также Герберт Спенсер отрицал контовский закон трёх стадий, считая его вредным наследием гегельянства. Спенсер первым применил этот метод для описания конкретных общественных систем, хотя, так же как и Конт, оставался кабинетным учёным.

  Творчество  Карла Маркса. Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818-1883). Идейными предпосылками творчества Маркса явились: идея Гегеля о противоречии как источнике развития общества; философия Фейербаха, благодаря которой у Маркса возникла концепция отчуждения труда; английская политэкономическая мысль, у которой Маркс заимствовал понимание труда, как основного источника стоимости продукта; идеи утопического социализма. Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал классовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Социология Маркса отличается от социологии Конта тем, что в качестве основного типа взаимодействий формирующих общество выделяет не сотрудничество, а соперничество. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса (рабочего класса). Со временем разрыв между классами становится слишком велик, а научные знания накапливаются настолько, что вспыхивает недовольство угнетаемого класса и совершается революция, знаменующая переход от одной классовой формации к другой. Так в борьбе противоположностей (т.е. в диалектической борьбе) рождается прогресс.

  Макс  Вебер (1864-1920) — немецкий экономист, историк и социолог. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер тем не менее разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами, сознанием. Коллективное сознание – скорее метафора, нежели точное понятие. Вебер не приемлет предложенный Марксом путь революционного преобразования капиталистического общества. Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Для того, чтобы выявить эти мотивы, социолог, по мнению Вебера, должен мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему тот поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал. Одним из центральных пунктов его теории явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. Как и остальные классики социологии, Вебер создал собственную концепцию прогресса общества, основывающейся на прогрессе мотива действия человека — от спонтанных и эмоциональных действий к рациональным. Так, вершиной общественного развития он считал основанную на разумном целеполагании бюрократическую капиталистическую самоорганизующуюся систему.

  Лишь  Эмиль Дюркгейм (1858-1917) вернул название «социология» в научный обиход и реабилитировал Конта не только как основателя одного из учений, но и как человека, первым приступившего к формированию социальной науки. Дюркгейм — основатель французской социологической школы. Он стремился, прежде всего, к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций. На начальных этапах своего научного творчества Дюркгейм во многом опирался на позитивистскую философию О. Конта, но пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии: натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы и социологизм – социальная реальность существует независимо от человека. Дюркгейм – первый профессор социологии во Франции – сформулировал принципы в социологии, ставшие хрестоматийными. По Дюркгейму, предмет социологии – социальные факты, составляющие систему социальной действительности. Дюркгейм очень много внимания уделял изучению форм поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им в научный обиход термин «аномия» (от фр. anomie - беззаконие, неорганизованность) служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения. 

  Заключение 

  К середине XIX в. потребности социального  развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе с острой необходимостью стали требовать новых подходов, формирования нового типа социальных знаний. Возникновение социологии было ответом на потребности формирующегося гражданского общества. Можно отметить следующие теоретические и социально-экономические предпосылки и условия возникновения социологии как науки: возникновение и развитие частных общественных наук (политической науки, науки о праве, политической экономии), достижения в области естествознания, разочарование в рационалистических теориях XVIII века после Великой Французской революции, зарождение и развитие эмпирических социальных исследований, а также ряд социально-экономических предпосылок.


Информация о работе История социологии