5. Критическая теория и рабочий
класс.
Главная содержательная проблематика
критической теории касается «отчуждения»
и «овеществления» человека в обществе.
Однако отчуждение объясняется не только
как ситуация труда человека при капитализме,
а рассматривается как общее условие общественного
способа существования человека. Отчуждение
коренится в соответствующей исторической
иррациональности общественных отношений.
Поэтому, согласно Хоркхаймеру,
пролетариат тоже не обладает верным сознанием,
по крайней мере, в этом обществе, в котором
поощряется дифференциация социальной
структуры рабочего класса, а отдельный
человек впадает в противоречие между
личными и классовыми интересами. Мышление
интеллигента как критический и прогрессивный
элемент неразрывно связано с развитием
пролетариата. Поэтому перед критической
теорией стоит задача не формулировать
интересы рабочего класса, а определить
разумные принципы социальной организации.
Она не может стать на службу
уже существующего общества, даже в интересах
пролетариата; она не может, как традиционные
теории, считать себя частью функционирующего
общественного целого.
Критическая теория, минуя уже
существующее и данное, указывает на возможное
в будущем. Поэтому ее высказывания не
могут и не должны измеряться уже существующим
сегодня, поскольку она выходит за пределы
этого. Поскольку критическая теория,
с одной стороны, понимает науку как общественно
опосредованную, а с другой стороны, претендует
на то, чтобы выйти за пределы этого общественного
посредничества, чтобы критически осветить
его, она впадает в противоречие, которое,
однако, легитимирует как необходимое.
Критическая теория рассматривает
самое себя как теорию, возникшую вследствие
диалектического развития истории и имеющую
практическую задачу. Критическая, или
негативная, философия и Просвещение находятся
друг с другом в диалектическом соотношении.
Истоки философии Про-свещения XVIII века
коренятся в критической философии, которая
отрицательно относилась к существующему
обществу, и вследствие своего практического
посредничества перешла в революционное
и, наконец, позитивное мышление, практика
которого, со своей стороны, вновь вызвала
появление критического мышления.18
2.5. Современный взгляд
на социологические теории
Как отмечает Ю. Н. Давыдов
в социологии двадцатого века произошли
два кризиса, поставившие под вопрос
ее фундаментальные постулаты. Первый
из них начался еще и конце прошлого века,
но кульминации достиг в 20-х годах нынешнего
столетия. Второй достиг своего пика на
рубеже 60-70-х, но его «извержения» давали
о себе знать на протяжении всего последующего
десятилетия. Глубинным содержанием как
первого, так и второго кризисов, если
рассматривать их с общеметодологической
точки зрения, выступает обнаружение коренной
антиномичности взаимоотношений «социологического
реализма», с одной стороны, и «социологического
номинализма» - с другой, сосуществующих
в периоды стабилизации социологической
теории на основании своеобразной «формулы
компромисса». Во времена Гоббса и Локка
такой компромисс проходил под знаком
преобладания номиналистической тенденции,
а во времена Конта и Маркса, наоборот,
под знаком явного превосходства реалистической
тенденции. Однако к концу прошлого века
усилилась номиналистическая тенденция
(и особенности в связи с тем прорывом
в области методологии наук о культуре,
который был осуществлен ведущими теоретиками
Баденской школы неокантианства). Резко
возросло число претензий к «социологическому
реализму», вследствие чего нарушилось
- и без того неустойчивое - равновесие
между этими теоретико-методологическими
установками. Затянувшаяся «разборка»,
эпицентр которой находился и Европе,
вылилась в общий кризис социологической
теории, определявший ее развитие на протяжении
первых трех десятилетий XX века. Аналогичная
ситуация сложилась в теоретической социологии
и 60-70-х годах. Стремление преодолеть кризисную
ситуацию в социологической теории, подспудно
нараставшее как результат осознания
ее пагубности для судеб социологии вообще,
в обоих случаях породило тягу к стабилизации
социологического знания. Периоды кризиса
и первом, и по втором случаях сменились
пафосом реконструкции и поиском прочных
оснований, на коих можно было заново воссоздать
здание теоретической социологии. Под
знаком такого устремления, а его можно
именовать стабилизационным, происходило
развитие социологии в 30-50-е годы нынешнего
века вначале в США, явно опередивших европейские
страны, а позже (после второй мировой
войны) и в Европе. Кульминационный пункт
обозначен интегратнвно ориентированными
социологическими системам интегральной
социологией П. Сорокина и структурным
функционализмом Т. Парсонса. Аналогичное
устремление, нараставшее после кульминационного
«всплеска» второго общего кризиса теоретической
социологии, также обернулось попыткой
создать синтетические теории. Такого
рода тенденции дали о себе знать уже в
русле «Веберовского ренессанса», провозвестники
которого (прежде всего В. Шлюхтер) стремились
акцентировать конструктивные аспекты
социологического учения Вебера, преодолевая
одностороннее представление о нем как
о теоретике едва ли не «нигилистического»
склада (К. Ясперс), но в особенности - в
системных построениях Н.Лумана и позднего
Ю. Хабермаса с его двухтомной «Теорией
коммуникативного действия».19
Конец XX – начало XXI вв. ознаменовался
столь существенными социальными изменениями,
что их осмысление потребовало от современной
общественной мысли пересмотра сложившихся
моделей исследования и базовых концептуальных
схем, применения многообразных, а, порой,
и противоречивых концептов. Исследователи
отмечают, что социальные трансформации,
начавшиеся в 70-х годах ХХ в., оказались
настолько радикальными, что потребовали
не просто уточнения, изменения акцентов
или смещения углов зрения, но заставили
пересмотреть фундаментальные методологические
основания социологической теории общества.
Это подразумевало, во-первых, выработку
нового отношения к теории общества, разработанной
в рамках классической социологии ХIХ
в., во-вторых – формирование в социологии
XX в. новых теорий современного общества,
адекватных новым социальным реалиям
и способных заменить методологическую
модель, на которой основывались все прежние
теории общества. Широкое распространение
в социологии получили понятия «постиндустриальное
общество», «общество знания», «общество
риска», «информационное общество», «общество
спектакля», «сетевое общество» и многие
другие, на основе которых выстраиваются
подходы к исследованию общества, которые
способны обосновать тезис о возникновении
нового этапа его развития. Объединяет
столь разные подходы лишь убеждение в
верности тезиса о наступлении нового
общественного состояния, радикально
отличающегося от предшествующей эпохи.
Каждый из названных
подходов рассматривает общество
с собственной точки зрения, пытаясь
выделить среди его многообразных
характеристик, на его взгляд, наиболее
существенную и описывая лишь определенный
аспект социальной системы. Пытаясь «ухватить»
непрерывно развивающуюся, «ускользающую»
современность, социология переосмысливает
собственные теоретико-методологические
основания, вводя представления о мультипарадигмальности,
плюралистичности методов и объяснительных
схем, многоуровневости социологического
знания. Сложности, возникающие в процессе
этого осмысления, связаны с необходимостью
сохранить универсальные основания знания,
позволяющие констатировать единство
науки, несмотря на многообразие познавательных
операций и моделей объяснения современной
социальной реальности. Разрешение противоречий
возможно через теоретико-методологическое
обоснование идеи полипарадигмальности.
Последнее предполагает детальное исследование
состояния современной социологической
теории, выявление ее внутренних противоречий
и внешних факторов, создавших предпосылки
для возникновения внутринаучных проблем.
В истории социологии существует
устойчивое мнение относительно классических
социологических теорий, соответствующих
капитализму XIX – начала XX вв. и адекватно
его описывающих. При этом противоположный
концепт – неклассические социологические
теории – не только не получил внятного
определения, но зачастую вовсе не упоминается
в качестве предмета историко-социологической
рефлексии. Однако понятие «классика»
имплицитно его подразумевает, лишаясь
в противном случае своего смысла; и, что
особенно важно, именно неклассические
социологические теории предлагают модели
описания и объяснения социальной реальности,
адекватные современному этапу развития
общества. Историческая трансформация
научного знания в целом, зафиксированная
в различных вариантах теорий смены парадигм,
особым образом влияет на возникновение
неклассических социологических теорий.20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первом пункте работы нами
были рассмотрены социологические теории
XIX века. Было рассмотрено возникновение
и становление социологии как науки у
французского мыслителя О. Конта. Конт
относится к тем западным мыслителям XIX
в., которые рассматривали главным образом
проблемы, относящиеся к развитию общества
в целом (структура общества, закон и тенденции
общественной эволюции и т.д.), что определялось
прежде всего ведущими социологическими
идеями закономерности исторического
развития и эволюционного характера этого
развития.
Работы Конта оказали прямое
влияние на другого французского мыслителя,
Эмиля Дюркгейма (1858-1917). Хотя, Дюркгейм
и опирался на некоторые аспекты творчества
Конта, он считал работы последнего слишком
спекулятивными и неопределенными и полагал,
что Конту не удалось выполнить свою программу
— учредить социологию как науку. По Дюркгейму,
для того, чтобы стать наукой, социология
должна изучать “социальные факты”. Она
должна исследовать социальные институты
с той же объективностью, с какой ученые
изучают природу.
Теннис употребляет понятия
механической и органической связи, но
в прямо противоположном значении, чем
Дюркгейм: он понимает общину как реальную
и органическую жизнь, а общество — как
идеальное и механическое образование.
Общество для него — прежде всего мыслительная
конструкция, абстрактное понятие, которое
является чем-то новым по своему предмету.
Вебер разрабатывает теорию
понимания как систематическую процедуру
в социологии. В социологии, как в науке,
предметом которой является осмысленное
поведение, «объяснить» означает постигнуть
смысловую связь, в которую включено или
которую содержит доступное пониманию
действие. Задача социологии, таким образом,
состоит «в интерпретирующем понимании
осмысленно ориентированных человеческих
действий»
Социология Маркса,
по крайней мере в своей пророческой форме,
допускает сведение политического порядка
к экономическому, т.е. исчезновение государства
с момента внедрения общественной собственности
на средства производства и плановой экономики.
Но политика принципиально не сводима
к экономике.
Во втором пункте
работы нами были рассмотрены социологические
концепции и идеи XX века. Отражен в общем
виде современный взгляд на социологические
теории. Исследователи отмечают, что
социальные трансформации, начавшиеся
в 70-х годах ХХ в., оказались настолько
радикальными, что потребовали не просто
уточнения, изменения акцентов или смещения
углов зрения, но заставили пересмотреть
фундаментальные методологические основания
социологической теории общества. Это
подразумевало, во-первых, выработку нового
отношения к теории общества, разработанной
в рамках классической социологии ХIХ
в., во-вторых – формирование в социологии
XX в. новых теорий современного общества,
адекватных новым социальным реалиям
и способных заменить методологическую
модель, на которой основывались все прежние
теории общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Арон Р.Этапы развития социологической
мысли. Общ, ред. и предисл. П.С. Гуревича. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Политика», 1992. — 608 с.
- Бронзино Л.Ю. Неклассические социологические теории и неклассическая рациональность. Автореферат кад. дис. М.: 2010 г. 46 с.
- Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И.Социология: история и современность. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999 г.— 672 с
- Гидденс Э.Социология М.: Эдиториал УРСС, 1999 - 704 с.
- Давыдов Ю.Н. Эволюция теоретической
социологии 20 века. Методологические проблемы
социологии. Социс, 1995, № 8 - 7-14 с.
- История социологии: В 3 кн.:
Учебник / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - Кн. 1: История социологии (XIX - первая половина XX в.). - М.: ИНФРА-М, 2004. - 592 с.
- Осипов Г.В. История социологии
в Западной Европе и США. М.: Издательство НОРМА (Издательская
группа НОРМА—ИНФРА М), 2001. — 576 с.
- Конт О. Дух позитивной философии. История социологии: В 3 кн.:
Учебник / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - Кн. 1: История социологии (XIX - первая половина XX в.). - М.: ИНФРА-М, 2004. С.60
1 История социологии: В 3 кн.:
Учебник / Под ред. проф. В.И. Добренькова.
- Кн. 1: История социологии (XIX - первая половина
XX в.). - М.: ИНФРА-М, 2004. С.47
2 Конт О. Дух позитивной философии.
С. 40. // История социологии: В 3 кн.: Учебник
/ Под ред. проф. В.И. Добренькова. - Кн. 1:
История социологии (XIX - первая половина
XX в.). - М.: ИНФРА-М, 2004. С.60
3 Конт О. Курс положительной
философии. Т. 1. С. 4.// История социологии:
В 3 кн.: Учебник / Под ред. проф. В.И. Добренькова.
- Кн. 1: История социологии (XIX - первая половина
XX в.). - М.: ИНФРА-М, 2004. С. 61
4 История социологии: В 3 кн.:
Учебник / Под ред. проф. В.И. Добренькова.
- Кн. 1: История социологии (XIX - первая половина
XX в.). - М.: ИНФРА-М, 2004. С. 77
5 История социологии: В 3 кн.:
Учебник / Под ред. проф. В.И. Добренькова.
- Кн. 1: История социологии (XIX - первая половина
XX в.). - М.: ИНФРА-М, 2004. С.162
6 Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н.,
Самыгин С.И.Социология: история и современность.
Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. С.50-51
7 Арон Р.Этапы развития социологической
мысли/Общ, ред. и предисл. П.С. Гуревича.
— М.: Издательская группа «Прогресс»
— «Политика», 1992. С.205
8 Гидденс Э.Социология М.: Эдиториал
УРСС, 1999. С.487-488
9 Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н.,
Самыгин С.И.Социология: история и современность.
Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. С. 166-169
10 Осипов Г.В. История социологии
в Западной Европе и СШАМ.: Издательство
НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА
• М), 2001. С. 120-121
11 Гидденс Э.Социология М.: Эдиториал
УРСС, 1999. С. 487
12 История социологии: В 3 кн.:
Учебник / Под ред. проф. В.И. Добренькова.
- Кн. 1: История социологии (XIX - первая половина
XX в.). - М.: ИНФРА-М, 2004. С.374
13 Гидденс Э.Социология М.: Эдиториал
УРСС, 1999. С.489
14 Гидденс Э.Социология М.: Эдиториал
УРСС, 1999. С.490
15 Гидденс Э.Социология М.: Эдиториал
УРСС, 1999. С.491
16 Гидденс Э.Социология М.: Эдиториал
УРСС, 1999. С. 493
17 Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н.,
Самыгин С.И.Социология: история и современность.
Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. С.268
18 Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н.,
Самыгин С.И.Социология: история и современность.
Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. С.316-320
19 Давыдов Ю.Н. Эволюция теоретической
социологии 20 века. Методологические проблемы
социологии
Социс, 1995, № 8 . С.7
20 Бронзино Л.Ю. Неклассические
социологические теории и неклассическая
рациональность. Автореферат кад. дис.
М.: 2010 г. С.4-6