Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 18:54, реферат
Социоло́гия (от лат. societas — общество + др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и развития его структур (структурных элементов: социальных общностей, институтов, организаций и групп); закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
Возникновение социологии как науки………………………..…………..5
Основные направления развития социологической мысли в России (XIX–XX вв.)………………………………………………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Факультет ДПО
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Социология
Тема: « История становления и развития социологии »
Выполнил: студ. гр.УПС-14-1
А.В.Зимина
Проверил: преподаватель кафедры
М.В.Номоконов
Чита
2014
СОДЕРЖАНИЕ теория
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………18
ВВЕДЕНИЕ
Социоло́гия (от лат. societas — общество + др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и развития его структур (структурных элементов: социальных общностей, институтов, организаций и групп); закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом.
Становление социологии как науки об обществе ведется с середины прошлого века и связывается с именами Карла Маркса, Макса Вебера и французского ученого Эмиля Дюркгейма. С такой точкой зрения согласны представители практически всех основных направлений современной социологии. Многие идеи Карла Маркса являются основополагающими в социологии. Его методологические подходы развивались не только в марксистской социологии, но и других течениях социологической мысли, например в так называемом неомарксизме Франкфуртской школы. К. Маркс как экономист и социолог анализировал современное ему общество периода промышленной революции в Западной Европе и дал действительно блестящий и пока не превзойденный социологический анализ. Достаточно верны и прогнозы К. Маркса о преодолении отчуждения человека от общества, природы, результатов своего труда и некоторые другие. Основной целью общественного прогресса, по его мнению, является создание условий для становления многомерного человека, богатой личности, главное – для производства самого человека. Но вряд ли столь бесспорны были рекомендации К. Маркса по ее достижению.
. Основная заслуга К. Маркса в научной социологии заключается в том, что он впервые проанализировал общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он показал причины возникновения социального неравенства, социальных конфликтов в общественном развитии. Другой крупный немецкий ученый Макс Вебер разработал собственную социологическую теорию, которая оказала большое влияние на современную социологию. Одним из основных положений теории Макса Вебера является выделение самой элементарной частицы поведения индивида в обществе социального действия, которое образует всю сложнейшую систему взаимоотношений между людьми. При этом само общество состоит из совокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных людей кооперируются на основе интересов, так образуются социальные группы и социальные институты. Люди понимают, что индивидуальные цели эффективнее, с меньшей затратой сил и времени достигаются совместно. Значительное место в творчестве М. Вебера занимает исследование отношений власти. По его мнению, организованное поведение людей, создание и функционирование любых социальных институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления. Идеальным механизмом реализации отношений власти он считал бюрократию – специально созданный аппарат управления. Одна из самых интересных работ М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» дает представление о современном обществе, пружинах его эффективного развития.
Эмиль Дюркгейм – основатель французской социологической школы. В отличие от своих современников он считал, что существование и закономерности развития общества не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в социальные группы, люди подчиняются правилам и нормам, которые он называл «коллективным сознанием». Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Именно поэтому Э. Дюркгейм много внимания уделял отклонениям от принятых норм и ввел для этого специальный термин «аномия».
1. Возникновение социологии как науки
Основоположником социологии считается французский философ О. Конт (1798 – 1857 гг.). Именно он начал употреблять название «социология» (лат. Societas – общество и греч. logos – учение). Однако его вклад в науку не был ограничен введением термина социология. Основные труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества». Основная идея Конта – отделение «науки» от «метафизики» и теологии.
В социальной системе Конт определял две основные части: социальную статику и социальную динамику. Первая представляет собой структуру и строй общества и законы человеческого существования, а вторая означает изменение как таковое и его законы. Для выяснения и понимания деталей социальной статики и динамики применяется метод наблюдения, опыта и сравнения.
Место позитивного мышления в системе Конта можно понять в связи с его «Законом трёх стадий». Согласно этому закону в развитии человечества Конт различал три стадии: теологическую, метафизическую, позитивную.
На первой стадии человек понимает природные явления как результат действия сверхъестественных сил. На второй стадии все явления объясняются как результат действия абстрактных причин, идей, сил. На третьей стадии человек занимается наблюдением природных явлений и поисками закономерностей между ними. На этой стадии происходит соединение теории и практики: знание законов, определяющих события, делает возможным управление событиями.
Трём указанным выше ступеням умственного развития человечества соответствуют три стадии исторического прогресса. Первая – теологическая (древность и до XIII в.). Вторая – метафизическая – охватывает XIV – XVIII вв. На третьей, высшей – позитивной стадии, начавшейся в XIX в. Наступает расцвет промышленности, науки. На место старой традиционной религии приходит позитивизм как «религия человечества».
Таким образом, О. Конт впервые: обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; поставил вопрос о проведении эмпирических исследований; обосновал закономерный характер развития истории.
Разработка и формирование основных научных концепций в середине XIX и до начала XX в. Немецкими учёными К. Марксом, М. Вебером, французским социологом Э. Дюркгеймом, способствовали превращению социологии в науку, имеющую свой предмет свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.
Выдающимся социологом XIX века являлся К. Маркс (1818 – 1883 гг.). Его мысль оказала глубокое влияние на развитие социологии. Усилия Маркса воодушевлялись верой в необходимость проектов не только для изучения общества, но и для его изменения.
По теории Маркса общество основывается на материальных условиях жизни, причём экономический базис оказывает первичное влияние на формирование и развитие социальных структур, и определяет духовную жизнь общества. Материалистическое объяснение истории базируется на формационном подходе. Человечество в своём развитии проходит определённые этапы. Эти этапы были им названы «общественно-экономические формации». Основу общественно-экономической формации составляет способ производства, характеризуемый определённым уровнем развития производительных сил и соответствующим этому уровню и характер производственных отношений. Главные производственные отношения – это отношения собственности. Совокупность производственных отношений образует базис общества, над которым надстраиваются политические, правовые и т.п. системы, которым соответствуют определённые формы общественного сознания: мораль, религия, искусство и т.п.
К. Маркс выделил пять основных стадий – формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социализм – первая фаза коммунистической формации). Движущей силой замены одной формации другой выступал классовый конфликт, порождаемый постоянным развитием производительных сил. В каждом способе производства производственные отношения поддерживались господствующим классом, т.к. были лучше приспособлены к производительным силам на их уровне развития в пределах данного способа. В рамках любого способа, однако, производительные силы развивались путём проявления новых, вызывающих новые классовые формирования, классовый конфликт и революцию. Конфликт возникал потому, что производственные отношения, поддерживаемые господствующим классом, имели тенденцию свергнуть старую систему и заменить её новой. Наследие К. Маркса вызвало множество возражений и резкую критику, но несмотря ни на что, марксистская традиция сохраняет мощное влияние на социологию и социальную науку в целом.
Классиком социологической школы по праву считают французского социолога Э. Дюркгейма (1858 – 1917 гг.). Он внёс весомый вклад в разработку проблем предмета и метода социологии как самостоятельной науки с позиции структурного функционализма. Наиболее значительные труды Э. Дюркгейма: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство» и т.д. К ключевым понятиям Дюркгейма относится понятие социального факта. В 1894 году он сформулировал свой основной постулат: «первое и основное правило состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи». Социальные факты (вещи) существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие. Только в их свете можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения, связи. По мнению Дюркгейма, именно эти социальные факты составляют основной предмет исследования социологии. Позднее он назвал их институтами.
Дюркгейм считал, что социология должна изучать синхронные и коллективные аспекты социальной жизни. Этим он сделал социологию структурирующей наукой, т.е. наукой, изучающей целое, которое нельзя свести к сумме его частей, в котором части рассматриваются в их отношении к целому больше, чем к собственному прошлому.
Структура общества – это совокупность социальных фактов в их функциональном взаимодействии и взаимозависимости.
Интересен взгляд Дюркгейма на разделение труда в обществе. В нём он видел объединяющее начало, фактор преодоления разобщённости. Разделение труда, под которым Дюркгейм понимал профессиональную специализацию и кооперацию, является признаком развитого общества. В архаических обществах нет разделения труда. Только с прогрессом общества люди вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, объединяясь в единое целое. Разделение производственных ролей приводит естественным путём к солидарности людей.
В зависимости от качества солидарности Дюркгейм строит концепцию об эволюционном развитии общества от механической к органической солидарности. В архаичных обществах существует механическая солидарность. А в обществе, где разделение труда принимает развитые формы, формируется новый тип солидарности – «органическая солидарность». Разделение труда формирует личность, приходит осознание зависимости друг от друга, осознание своей неразрывной связи с обществом.
Интересны замечания Дюркгейма по поводу некоторых частных явлений и феноменов, например, такого, как самоубийство. Он доказывал, что самоубийство становится скорее социальным, чем чисто индивидуальным явлением. Дюркгейм определил четыре основных типа самоубийства: альтруистическое, эгоистическое, аномическое и фаталистическое. В связи с концепцией человека Дюркгейм ставил проблему религии. В поисках решения противоречия между наукой и религией приходит к выводу о необходимости создания научной морали. Религия имеет социальный характер – общество одновременно выступает как автор и объект религии.
Наряду с К. Марксом и Э. Дюркгеймом М. Вебера (1864 – 1920 гг.) считают одним из классиков социологии. Основные работы: «Протестантская этика и дух капитализма», «О категориях понимающей социологии». Основа социологической теории М. Вебера – это концепция социального действия. Его интересовало действие, включающее мыслительные процессы и осуществляющее посредничество между стимулом и реакцией: действие имеет смысл в том случае, когда индивиды субъективно осмысливают свои поступки.
Из его методологических конструкций важна концепция «понимания». Есть два типа понимания: первый – понимание через наблюдение, второй – понимание через объяснение мотивов действия.
М.Вебер выделил типы социальных действий:
1) целерациональное;
2) ценностнорациональное;
3) аффективное;
4) традиционное.
Важным вкладом в социологию было введение понятия «идеальный тип». «Идеальный тип» представляет собой искусственно, логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена. Идеальный тип возникает индуктивно из реального мира социальной истории, а не из абстрактных теоретических построений. Он не должен иметь не слишком много общего, не слишком много частного характера. Идеальным типом может быть некоторый промежуточный феномен. Это – преувеличенно выпуклое отображение того основного, что свойственно реальному феномену. Чем более «преувеличен» идеальный тип, тем выше его эвристическая ценность, тем более полезен он для конкретного исторического исследования. Понятие это, по Веберу, не статическое, а динамическое.
Информация о работе История становления и развития социологии