Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:00, контрольная работа
Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей в условиях их социального взаимодействия.Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания формировалась на стыке социологии и психологии. Интегрируя две научные дисциплины, которые стали её своеобразным теоретическим фундаментом, социальная психология активно вбирает в себя всё новое, что накапливается в смежных гуманитарных науках.
Введение
Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей в условиях их социального взаимодействия.
Социальная
психология как самостоятельная
отрасль научного знания формировалась
на стыке социологии и психологии.
Интегрируя две научные дисциплины,
которые стали её своеобразным теоретическим
фундаментом, социальная психология активно
вбирает в себя всё новое, что
накапливается в смежных
По своей
природе она наука
Психологическую -социальную психологию - интересуют в основном психологические проблемы поведения личности в группе и ориентирована на традиционные для психологии методы.
Социологическую -социальную психологию - интересует социальная проблематика, опирается она на методы социологии.
Г.М. Андреева отмечает, что социальная психология первоначально существовала в лоне философии, а после выделения из философии психологии и социологии произошел новый синтез, что и дало непосредственную жизнь социальной психологии.
Социальную психологию можно считать, с одной стороны, самой древней областью знаний, а с другой -ультрасовременной научной дисциплиной. Ультрасовременной её можно считать из-за быстро растущего влияния её в обществе, углубляющегося осознания роли “человеческого фактора” во всех сферах современной жизни.
История становления и развития социальной психологии
В истории социальной психологии можно выделить 3 периода:
1)период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (6в.до н.э.-до 19в.);
2)период выделения
описательной социальной
3)период оформления
социальной психологии в
По такой
периодизации трудно судить о том, как
возникло и накоплялось социально-
- Теорию психологии народов (развиваемую преимущественно в Германии);
- Теорию психологии масс (развиваемую в романских странах-Италии,Франции);
- Различные теории о социальных инстинктах (сформулированные в Англии и США в нач.20в.);
Г.М. Андреева отмечает, что социальная психология изначально скуществовала в лоне философии, а после выделения из философии психологии и социологии произошел новый синтез, что дало непосредственную жизнь социальной психологии.
Б.Д. Парыгин
рассматривая историю возникновения
социально-психологической
- эмпирические предпосылки социальной психологии, к которым относит:
- стихийно сложившийся опыт использования законов общественной психологии для достижения определенных практических результатов;
- ораторское искусство Древней Греции, сформировавшее приемы и технику управления вниманием, эмоционально-психологическим состоянием больших и малых групп;
- опыт использования средств искусства в обыденной и праздничной жизни для формирования социально приемлемых установок и ценностных ориентаций;
- опыт действ жрецов, шаманов, ведунов, в которых отрабатывались приемы суггестивного воздействия на аудиторию;
- культурно-психологические традиции чань-буддизма, сформировавшие приемы психотехники, психотренинга, психорегуляции;
На этом основании можно сделать вывод, что возникновение социальной психологии есть результат не только стихийного, а то и неосознанного опыта людей, но и сознательной духовно-практической их деятельности;
Социальная психология, по мнению американского социопсихолога С. Серожента, была подготовлена четырьмя школами:
- школой социальной философии (Платон, Монтескье, Гоббс, Локк, Руссо);
- школой социальной антропологии (Вундт, Штейнталь);
- школой английского
- школой ранней социологии.
Признавая значимость названных областей научного знания в развитии социальной психологии, нельзя, однако, не назвать ряд других наук о человеке, внесших свой вклад в становление социальной психологии, а именно: - антропологию,- археологию,- этнографию, -общую психологию, - психиатрию, - биологию.
История отечественной социальной психологии
Выделяют 5 периодов:
1 период-60-е годы 19в. - нач.20в.;
2 период-20-е годы - первая половина 30-х годов 20в.;
3 период-вторая половина 30-х - первая половина 50-х годов;
4 период-вторая половина 50-х - вторая половина 70-х годов 20в.
5 период - с 80-х годов 20 века
- Первый период (60-е годы 19в. - нач.20в.)
В этот период развитие российской социальной
психологии обусловливалось особенностями
общественно-исторического
Развитие социально-
- Второй период (20-е годы - первая половина 30-х годов 20в.)
После Октябрьской революции 1917 года,
особенно после завершения гражданской
войны, в восстановительный период,
в стране резко возрос интерес
к социальной психологии. Необходимость
осмысления революционных преобразований
в обществе, оживление интеллектуальной
деятельности, острая идеологическая
борьба, необходимость решать ряд
неотложных практических задач были
причинами развертывания
Содержанием поиска своего пути было
создание направления марксистской
психологии. Наблюдались две тенденции:
1)критическое отношение к
Одним из основных направлений в
социальной психологии 20-30-х годов
было исследование проблемы коллективов.
Высказывались три точки
В этот период по существу был заложен
фундамент последующих
- Третий период (вторая половина 30-х - первая половина 50-х годов 20в.)
Во второй половине 30-х годов ситуация резко изменилась. Началась изоляция отечественной науки от западной психологии. Резко сократилось число исследований по социальной психологии, почти перестали публиковаться книги по этой дисциплине. Наступил перерыв в развитии российской социальной психологии. Кроме общеполитической ситуации, причины этого перерыва были следующие:
1. Теоретическое обоснование
2. Идеологическая направленность
западной социальной
3. Одной из причин перерыва
в истории социальной
4. Идеологическое давление на
науку нашло своё отражение
в Постановлении ЦК ВКП/б/1936 г.
“О педологических извращениях
в системе наркомпросов”. Это
постановление закрыло не
Период перерыва, начавшийся во второй половине 30-х годов, продолжался до второй половины 50-х годов. Но и в это время не было полного отсутствия социально-психологических исследований. Разработкой теории, методологии создавался теоретический фундамент социальной психологии (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) В этом отношении важное значение имеют идеи об общественно-исторической детерминации психических явлений, разработка принципа единства сознания и деятельности и принципа развития.
- Четвертый период (вторая половина 50-х - вторая половина 70-х годов 20в.)
В этот период сложилась особая социальная и интеллектуальная ситуация в стране. Для социальной психологии было важным то, что возрос интерес к человеку, встали задачи формирования всесторонне развитой личности, её активной жизненной позиции. Интенсивно стали проводиться конкретные социологические исследования. Психология в 50-х годах отстояла своё право на самостоятельное существование в острых дискуссиях физиологами. В общей психологии социальная психология получила надежную опору. Начался период возрождения социальной психологии в стране. Социальная психология сформировалась как самостоятельная наука. Критериями этой самостоятельности выступили: осознание представителями этой науки уровня её развития, состояния её исследований, характеристика места этой науки в системе других наук, определение предмета и объектов её исследований, выделение и определение основных категорий и понятий, формулирование законов и закономерностей, институционализация науки, подготовка специалистов. Формально начало периода возрождения связывают с дискуссией по социальной психологии. Эта дискуссия началась публикацией статьи А.Г.Ковалёва “О социальной психологии”. Дискуссии продолжались в журналах “Вопросы психологии” и “Вопросы философии”, на втором съезде психологов СССР, на пленарном заседании и на впервые организованной в рамках Всесоюзных съездов секции по социальной психологии.
В 70-х годах завершилось
- Пятый период (с 80-х годов 20 века)
Он связан с социокультурной ситуацией, в которой ученые оказались перед необходимостью осознания уровня её развития в Беларуси, определения ориентиров дальнейшего её развития с учетом отечественных достижений и достижений мировой социальной психологии, доступ к которым с каждый годом увеличивался.
Сохранение естественных связей с
отечественной (советской) социальной
психологией и всё
Ряд ученых продолжают разрабатывать
социально-психологические
Другие социальные психологи, не отвергая
отечественных наработок, стремятся
работать в рамках мировой социальной
психологии. Наиболее ярким ученым
среди них является Янчук В.А.
Он сделал доступными современные представления,
накопленные в различных
Информация о работе История становления социальной психологии