История становления социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:00, контрольная работа

Краткое описание

Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей в условиях их социального взаимодействия.Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания формировалась на стыке социологии и психологии. Интегрируя две научные дисциплины, которые стали её своеобразным теоретическим фундаментом, социальная психология активно вбирает в себя всё новое, что накапливается в смежных гуманитарных науках.

Вложенные файлы: 1 файл

История становления и развития социальной психологии.docx

— 25.91 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Социальная  психология - отрасль психологии, изучающая  закономерности поведения и деятельности людей в условиях их социального  взаимодействия.

Социальная  психология как самостоятельная  отрасль научного знания формировалась  на стыке социологии и психологии. Интегрируя две научные дисциплины, которые стали её своеобразным теоретическим  фундаментом, социальная психология активно  вбирает в себя всё новое, что  накапливается в смежных гуманитарных науках.

По своей  природе она наука интегративная. Однако в ней выделяют как бы две  основные (мировые) школы. Это психологическая -социальная психология и социологическая -социальная психология.

Психологическую -социальную психологию - интересуют в  основном психологические проблемы поведения личности в группе и  ориентирована на традиционные для  психологии методы.

Социологическую -социальную психологию - интересует социальная проблематика, опирается она на методы социологии.

Г.М. Андреева отмечает, что социальная психология первоначально существовала в лоне философии, а после выделения  из философии психологии и социологии произошел новый синтез, что и  дало непосредственную жизнь социальной психологии.

Социальную  психологию можно считать, с одной  стороны, самой древней областью знаний, а с другой -ультрасовременной  научной дисциплиной. Ультрасовременной  её можно считать из-за быстро растущего  влияния её в обществе, углубляющегося осознания роли “человеческого фактора” во всех сферах современной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История становления и развития социальной психологии

 

В истории  социальной психологии можно выделить 3 периода:

1)период накопления  знаний в сферах философии  и общей психологии (6в.до н.э.-до 19в.);

2)период выделения  описательной социальной психологии  из философии в самостоятельную  область знания (50-60е г.19в.-20е г.20в.)

3)период оформления  социальной психологии в экспериментальную  науку (20е г. 20в.) и её современного  развития.

По такой  периодизации трудно судить о том, как  возникло и накоплялось социально-психологическое  знание, каковы его исторические предпосылки. Вместе с тем большинство исследователей исторического развития социальной психологии справляются с этими  трудностями. Так, немецкие социальные психологи Г.Гибш и М.Форверг в  книге “Введение в марксистскую социальную психологию” в качестве источников социальной психологии называли следующие:

- Теорию психологии народов (развиваемую преимущественно в Германии);

- Теорию психологии масс (развиваемую в романских странах-Италии,Франции);

- Различные теории о социальных инстинктах (сформулированные в Англии и США в нач.20в.);

Г.М. Андреева отмечает, что социальная психология изначально скуществовала в лоне философии, а после выделения  из философии психологии и социологии произошел новый синтез, что дало непосредственную жизнь социальной психологии.

Б.Д. Парыгин  рассматривая историю возникновения  социально-психологической теории, выделяет:

- эмпирические предпосылки социальной психологии, к которым относит:

- стихийно сложившийся опыт использования законов общественной психологии для достижения определенных практических результатов;

- ораторское искусство Древней Греции, сформировавшее приемы и технику управления вниманием, эмоционально-психологическим состоянием больших и малых групп;

- опыт использования средств искусства в обыденной и праздничной жизни для формирования социально приемлемых установок и ценностных ориентаций;

- опыт действ жрецов, шаманов, ведунов, в которых отрабатывались приемы суггестивного воздействия на аудиторию;

- культурно-психологические традиции чань-буддизма, сформировавшие приемы психотехники, психотренинга, психорегуляции;

На этом основании  можно сделать вывод, что возникновение  социальной психологии есть результат  не только стихийного, а то и неосознанного  опыта людей, но и сознательной духовно-практической их деятельности;

Социальная психология, по мнению американского социопсихолога С. Серожента, была подготовлена четырьмя школами:

-  школой социальной философии  (Платон, Монтескье, Гоббс, Локк, Руссо);

-  школой социальной антропологии (Вундт, Штейнталь);

-  школой английского эволюционизма  (Ч. Дарвин, Г. Спенсер и т.д.);

-  школой ранней социологии.

Признавая значимость названных областей научного знания в развитии социальной психологии, нельзя, однако, не назвать  ряд других наук о человеке, внесших  свой вклад в становление социальной психологии, а именно: - антропологию,-  археологию,- этнографию, -общую психологию, - психиатрию, - биологию.

История отечественной социальной психологии

Выделяют 5 периодов:

1 период-60-е годы 19в. - нач.20в.;

2 период-20-е годы - первая половина 30-х годов 20в.;

3 период-вторая половина 30-х - первая  половина 50-х годов;

4 период-вторая половина 50-х - вторая  половина 70-х годов 20в.

5 период - с 80-х годов 20 века

- Первый период (60-е годы 19в. - нач.20в.)

В этот период развитие российской социальной психологии обусловливалось особенностями  общественно-исторического развития общества, состоянием и спецификой развития общественных и естественных наук, особенностями развития общей  психологии, спецификой научных традиций, культуры, менталитета общества.

Развитие социально-психологических  идей происходило главным образом  внутри прикладных психологических  дисциплин. Обращалось внимание на психологические  особенности людей, проявляющиеся  в их взаимодействии, совместной деятельности и общении.

 

- Второй период (20-е годы - первая половина 30-х годов 20в.)

После Октябрьской революции 1917 года, особенно после завершения гражданской  войны, в восстановительный период, в стране резко возрос интерес  к социальной психологии. Необходимость  осмысления революционных преобразований в обществе, оживление интеллектуальной деятельности, острая идеологическая борьба, необходимость решать ряд  неотложных практических задач были причинами развертывания социально-психологических  исследований. Характерной особенностью этого периода был поиск своего пути в развитии мировой социально-психологической  мысли. Этот поиск осуществлялся  двумя способами: 1) в дискуссиях с основными школами зарубежной социальной психологии; 2)путем освоения марксистских идей и применения их к пониманию сути социально-психологичеких явлений.

Содержанием поиска своего пути было создание направления марксистской психологии. Наблюдались две тенденции: 1)критическое отношение к зарубежным социальным психологам и отечественным  ученым, воспринявшим ряд их основных идей; 2)тенденция соединения марксизма  с рядом течений зарубежной психологии. Эта “объединительная” тенденция  шла как со стороны естественнонаучно-ориентированных  ученых, так и ученых- обществоведов, философов, правоведов.

Одним из основных направлений в  социальной психологии 20-30-х годов  было исследование проблемы коллективов. Высказывались три точки зрения. С позиции первой коллектив является механическим агрегатом, простой суммой составляющих его индивидов. Представители  второй утверждали, что поведение  индивида фатально предопределено общими задачами и структурой коллектива. Среднее положение между этими  позициями занимали представители  третьей точки зрения, согласно которой  индивидуальное поведение в коллективе изменяется, вместе с тем коллективу как целому присущ самостоятельный  творческий характер поведения.

В этот период по существу был заложен  фундамент последующих исследований психологии групп и коллективов  в отечественной науке.

- Третий период (вторая  половина 30-х - первая половина 50-х  годов 20в.)

Во второй половине 30-х годов  ситуация резко изменилась. Началась изоляция отечественной науки от западной психологии. Резко сократилось  число исследований по социальной психологии, почти перестали публиковаться  книги по этой дисциплине. Наступил перерыв в развитии российской социальной психологии. Кроме общеполитической ситуации, причины этого перерыва были следующие:

1. Теоретическое обоснование ненужности  социальной психологии.

2. Идеологическая направленность  западной социальной психологии, расхождение в понимании общественных  явлений, психологизаторство в  социологии вызвали резкую критическую  оценку марксистов. Эта оценка  нередко переносилась на социальную  психологию, что привело к тому, что социальная психология в  Советском союзе попала в разряд  лженаука.

3. Одной из причин перерыва  в истории социальной психологии  была практическая невостребованность  результатов исследований изучение  мнений, настроений людей, психологической  атмосферы в обществе были  никому не нужны, более того - крайне опасны.

4. Идеологическое давление на  науку нашло своё отражение  в Постановлении ЦК ВКП/б/1936 г.  “О педологических извращениях  в системе наркомпросов”. Это  постановление закрыло не только  педологию, но ударило также  по психотехнике и социальной  психологии.

Период перерыва, начавшийся во второй половине 30-х годов, продолжался  до второй половины 50-х годов. Но и  в это время не было полного  отсутствия социально-психологических  исследований. Разработкой теории, методологии создавался теоретический  фундамент социальной психологии (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) В этом отношении важное значение имеют идеи об общественно-исторической детерминации психических явлений, разработка принципа единства сознания и деятельности и принципа развития.

- Четвертый период (вторая  половина 50-х - вторая половина 70-х  годов 20в.)

В этот период сложилась особая социальная и интеллектуальная ситуация в стране. Для социальной психологии было важным то, что возрос интерес к человеку, встали задачи формирования всесторонне  развитой личности, её активной жизненной  позиции. Интенсивно стали проводиться  конкретные социологические исследования. Психология в 50-х годах отстояла своё право на самостоятельное существование  в острых дискуссиях физиологами. В  общей психологии социальная психология получила надежную опору. Начался период возрождения социальной психологии в стране. Социальная психология сформировалась как самостоятельная наука. Критериями этой самостоятельности выступили: осознание представителями этой науки уровня её развития, состояния  её исследований, характеристика места  этой науки в системе других наук, определение предмета и объектов её исследований, выделение и определение  основных категорий и понятий, формулирование законов и закономерностей, институционализация  науки, подготовка специалистов. Формально  начало периода возрождения связывают  с дискуссией по социальной психологии. Эта дискуссия началась публикацией  статьи А.Г.Ковалёва “О социальной психологии”. Дискуссии продолжались в журналах “Вопросы психологии” и “Вопросы философии”, на втором съезде психологов СССР, на пленарном заседании и на впервые организованной в рамках Всесоюзных съездов секции по социальной психологии.

В 70-х годах завершилось организационное  становление социальной психологии. Произошла институционализация  её как самостоятельной науки. В 1962 г. Организована первая в стране лаборатория социальной психологии в ЛГУ; в 1968 г. - первая кафедра социальной психологии там же; в 1972 г. - кафедра  в МГУ. В 1966 г. С введением учёных степеней по психологии социальная психология приобрела статус квалификационной научной дисциплины. Началась систематическая  подготовка специалистов по социальной психологии. В научных учреждениях  организуются группы, В Институте  психологии АН СССР в 1972г. Создан первый в стране сектор социальной психологии. Публикуются статьи, монографии, сборники. Проблемы социальной психологии обсуждаются  на съездах, конференциях, симпозиумах, совещаниях

- Пятый период (с 80-х  годов 20 века)

Он связан с социокультурной  ситуацией, в которой ученые оказались  перед необходимостью осознания  уровня её развития в Беларуси, определения  ориентиров дальнейшего её развития с учетом отечественных достижений и достижений мировой социальной психологии, доступ к которым с  каждый годом увеличивался.

Сохранение естественных связей с  отечественной (советской) социальной психологией и всё расширяющийся  доступ к мировой социальной психологией  характеризует современную ситуацию развития этой науки и практики в  Беларуси.

Ряд ученых продолжают разрабатывать  социально-психологические проблемы в рамках сложившейся традиции (Я.Л. Коломинский - педагогическая социальная психология, Л.А. Кандыбович - социальная психология личности, Т.В. Сенько и др.).

Другие социальные психологи, не отвергая отечественных наработок, стремятся  работать в рамках мировой социальной психологии. Наиболее ярким ученым среди них является Янчук В.А. Он сделал доступными современные представления, накопленные в различных теоретических  представлениях и школах, представил для заинтересованных лиц в Беларуси историческую ретроспективу становления  и развития ведущих социально-психологических  традиций. Данная работа выполнялась  в рамках, разрабатываемого им, интегративно-эклектического подхода

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История становления социальной психологии