Источники права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 16:50, реферат

Краткое описание

Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям:
по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе;
по сфере их действия;
по органам, принявшим нормативный правовой акт;
по форме акта;
по правовым институтам;
по источникам финансирования;
по содержанию нормативных правовых актов.

Содержание

1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация
2. Общая характеристика основных источников права социального обеспечения
Заключение
Список использованной литературы и нормативные акты

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 20.39 Кб (Скачать файл)

Сибайский институт (филиал)

Федерального Государственного

бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

 

 

 

Юридический факультет

 

 

 Реферат

по дисциплине

«Право социального обеспечение»

Тема «Источники права социального обеспечения»

 

 

 

 

 

                                                           

                                                               Выполнил: студентка 2 курса  ОЗФО

               Юридического факультета Газина М.З

                                                                 Проверил: к.ф.н. Мухамедьяров А.М.

 

 

 

 

 

Сибай  2014 г.

 

 

Содержание

1. Понятие источников  права социального обеспечения и их классификация

2. Общая характеристика  основных источников права социального обеспечения

Заключение

Список использованной литературы и нормативные акты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие источников  права социального обеспечения и их классификация

Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям:

по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе;

по сфере их действия;

по органам, принявшим нормативный правовой акт;

по форме акта;

по правовым институтам;

по источникам финансирования;

по содержанию нормативных правовых актов.

Среди перечисленных выше классификаций наибольшее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе и по органам, которые их принимают.

По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. "ж" ч.1 ст.72).

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, социальные пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 18 Конституции РФ декларирует, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Кроме того, в ряде статей Конституции РФ закреплены основные права граждан в сфере социального обеспечения.

Федеральные законы, в свою очередь, делятся на два вида: конституционные и текущие. К федеральным конституционным законам относятся те законы, которые принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции РФ,

Текущими называются федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных федеральных законов. В праве социального обеспечения они касаются отдельных правовых институтов.

В особый вид выделяют также кодифицированные законы - это крупные акты, предназначаемые комплексно регулировать определенную сферу общественных отношений. Кодифицированным актом в области социального обеспечения являются Основы законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. Кроме того, в качестве кодифицированного источника можно назвать Федеральный закон от 16 июля 1999 г. "Об основах обязательного социального страхования". В нем закреплены основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных страховых рисков, перечислены страховые случаи, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.

По сфере действия источники права социального обеспечения делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ.

 

 2. Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно: отношения по поводу денежных выплат; отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения; отношения процедурного и процессуального характера!

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Первую группу источников права социального обеспечения составляют нормы международных актов.

В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

К первой группе источников также относятся конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" (1962 г), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 "О равноправии в социальном обеспечении" (1962 г).

Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например Рекомендация № 167 "О сохранении прав в области социального обеспечения" (1983 г) и др.

Новыми источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами Содружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - членов СНГ в области пенсионного обеспечения" было заключено 13 марта 1992 г. В соответствии с этим Соглашением государства - члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели права на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

На сегодняшний день государства СНГ подписали конкретные соглашения, в том числе и в области социального обеспечения.

Так, например, двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное Правительством РФ и Республикой Молдова от 10 февраля 1995 г., вступило в силу с 4 декабря 1995 г.

Заключение

Важнейшим направлением социальной политики (в том числе системы социальной защиты населения) является государственная поддержка на федеральном уровне различных субъектов РФ в области развития системы социального обслуживания: развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; Принятые федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" стали основой правового регулирования деятельности социальных служб, которое распространяется на все субъекты РФ и вносит новые компоненты в правовые отношения, возникающие между федеральными органами государственной власти и органами управления субъектов Российской Федерации создают правовое поле для формирования в регионах единых комплексов социальных служб и их кадрового обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и нормативные акты

Законы Российской Федерации

1. Конституция Российской  Федерации. - М.: Издательство "Юридическая  литература", 1998. .

2. Федеральный закон  от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного  социального страхования" // Правовая  система "Гарант".

3. Федеральный закон  от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном  пенсионном обеспечении в Российской  Федерации" // В сборнике: "Пенсионная  реформа в Российской Федерации".

4. Федеральный закон  от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном  пенсионном страховании в Российской  Федерации" // В сборнике: "Пенсионная  реформа в Российской Федерации".

5. Федеральный закон  от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях  в Российской Федерации" // В  сборнике: "Пенсионная реформа  в Российской Федерации".

6. Долженкова ГД. Правовое регулирование основных видов социального обеспечения осужденных // Журнал российского права. 2002. №7.

7. Захаров М. Ж, Севастьянова  В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к  новому пенсионному законодательству. М. 2002.

8. Захаров МЛ., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М. 2001.

 


Информация о работе Источники права социального обеспечения