Источники формирования социологии Г. Спенсера и теория социальных институтов Г. Спенсера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование источников формирования социологии Г. Спенсера и его теории социальных институтов.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
 анализ исторических условий формирования мировоззрения Спенсера (социальных, естественнонаучных и идейно-политических);
 рассмотрение органической концепции социальной эволюции;
 изучение социологических взглядов Спенсера на общество и историю его развития общества, типологию общественных организаций, в конечном итоге приведших к теории социальных институтов;
 рассмотрение трактовки понятия социальных институтов совре-менной наукой для определения важности разработанных спен-сером социальных институтов;
 рассмотрение трактовки социальных институтов Г.Спенсером

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
Глава 1. Формирование социологических взглядов Г. Спенсера………
1.1. Условия и источники формирования социологических
Взглядов Г.Спенсера ……………………………………………………
1.2. Эволюционная социология Г.Спенсера и анализ ее основных положений………………….…………………………………………….
Выводы по главе 1………………………………………………………...
Глава 2. Теория социальных институтов Г. Спенсера……………………
2.1. Понятие социального института в современной зарубежной социологии и российской социологии………………….……………...
2.2. Теория социальных институтов Г.Спенсера как формы самоорганизации общества……………….…………………………………….
Выводы по главе 2………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Литература…………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по социологии.docx

— 87.64 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Источники формирования социологии Г. Спенсера

и теория социальных институтов Г. Спенсера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

Стр.

Введение……………………………………………………………………..

3

Глава 1. Формирование социологических взглядов Г. Спенсера………

7

    1. Условия и источники формирования социологических

Взглядов Г.Спенсера ……………………………………………………

 

7

1.2. Эволюционная социология  Г.Спенсера и анализ ее основных  положений………………….…………………………………………….

 

11

Выводы по главе 1………………………………………………………...

21

Глава 2. Теория социальных институтов Г. Спенсера……………………

23

2.1. Понятие социального института в современной  зарубежной социологии и российской социологии………………….……………...

 

23

2.2. Теория социальных  институтов Г.Спенсера как формы  самоорганизации общества……………….…………………………………….

 

26

Выводы по главе 2………………………………………………………….

30

Заключение………………………………………………………………….

31

Литература…………………………………………………………………..

33


 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность  изучаемой темы. В современной России происходит сложный и противоречивый процесс обновления, демократизации всех сторон общественной жизни на основе формирования в стране гражданского общества и правового государства. Стратегическая цель трансформации российского социума заключается в том, чтобы создать необходимые предпосылки для его постепенной органической интеграции в общее русло мирового постиндустриального развития. В наше время становится все более очевидным, что силовые, революционные методы социального прогресса исчерпали себя. Более того, они таят в себе угрозу тяжелых локальных и международных конфликтов.

В этой связи в богатейшем арсенале мировой социологической  мысли актуализируются идеи социального  эволюционизма. Известно, что всестороннюю научную разработку и систематизацию эти идеи получили в трудах выдающегося английского социолога Г.Спенсера (1820 – 1903), анализ органической природы для которого явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции – определили тот факт,  что  Спенсер  считается  основоположником  двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма, а термины, введенные им в социологию, являются основополагающими и для современной социологии. Эволюционная теория социума Герберта Спенсера – одна из популярнейших теорий в XIX века.

Идеи Г.Спенсера оказали  громадное влияние на общественно-политическую мысль своего времени, несмотря на то, что это влияние не было однозначным. Своей уникальной научной эрудицией, убежденностью в непреодолимости закономерностей социальной эволюции и историческом возвышении гражданского статуса человека, нравственной личности, разработкой конкретных поисковых социологических технологий Г.Спенсер внес существенный вклад в становление и развитие социологии.

Его творческое наследие составили  труды, опубликованные в период 1862-1864 годах, включает в себя: «Основные начала» (1962), «Основная биология» (1864-1867),  «Основания психологии» (1870-1872), трехтомный труд «Основания социологии» (1876-1896), «Основания этики» (1879-1893), «Социология, как предмет изучения» (1903).

Его теоретические построения, обобщения, выводы и подходы в  области анализа форм, механизмов и вектора эволюции общественных систем, не утратили своих конструктивных потенций и в наше время. Между тем, специальному исследованию творческое наследие Г.Спенсера в последние годы не подвергалось в России. Этим и обусловлена актуальность предлагаемой работы.

Степень изученности  темы. Идеи Спенсера получили широкий резонанс, как за рубежом, так и в дореволюционной России. Современники Спенсера на Западе высоко оценили его творчество. Даже мыслители, не разделявшие идеи британского социолога, признавали его незаурядный ум, огромную эрудицию, широкий кругозор, мастерство исследователя аналитика и научные заслуги. Так, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, Н.К. Михайловский видели в творчестве Спенсера позитивные черты в том, что он обосновал сравнительно-исторический метод в социологии, предложил универсальную идею всемирной эволюции.

В советской философской  и социологической литературе с  началом перестройки в значительно возросло число публикаций по истории зарубежной социологии. Большой вклад в ее разработку внесли:    Н.Ф. Болдырев, И.А. Голосенко, Ю.Н. Давыдов, А.Н. Елсуков, В.Н. Лавриенко, Г.В. Осипов и другие.

В последнее время, в связи  с актуализацией проблематики эволюционного развития общества, гармонизации его социальных институтов, интерес к творческому наследию Спенсера в России возрос. Достаточно часто в социологической литературе в поле зрения ученых попадает тот или иной аспект его научного творчества. Так, И.А. Громов, А.Н. Елсуков, А.Д. Ковалев, В.Н. Лавриенко, А.А. Радугин, А.А. Ручка, В.В. Танчер анализируют теоретико-методологические аспекты его концепции. Изучению идей Спенсера о государстве и личности посвящены работы Е.С. Баразгова, Г.Н. Леонова, В .А. Маслова, С.А. Москвина. Проблему социальных институтов в трудах Г.Спенсера рассматривает П.В. Федорченко.

Необходимо отметить, что  названные авторы не ставили себе целью всестороннее, концептуальное исследование социально-политических взглядов британского социолога Г.Спенсера. Вне анализа остаются пока многие из аспектов его весьма обширного творческого наследия. Все это дает основания полагать, что требуется дальнейшее исследование конструктивных идей.

Цель и задачи исследования.

Целью курсовой работы является исследование источников формирования социологии Г. Спенсера и его теории социальных институтов.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

    • анализ исторических условий формирования мировоззрения Спенсера (социальных, естественнонаучных и идейно-политических);
    • рассмотрение органической концепции социальной эволюции;
    • изучение социологических взглядов Спенсера на общество и историю его развития общества, типологию общественных организаций, в конечном итоге приведших к теории социальных институтов;
    • рассмотрение трактовки понятия социальных институтов современной наукой для определения важности разработанных спенсером социальных институтов;
    • рассмотрение трактовки социальных институтов Г.Спенсером.

Объектом исследования выступает научное творчество Спенсера, его теоретические разработки проблем исторического развития и функционирования общества, его концепция органической эволюции.

Предметом исследования является теория социальных институтов Спенсера.

В курсовой работе используется совокупность методологических приемов и подходов, среди которых конкретно-исторический, структурно-функциональный подходы и сравнительно-исторический метод.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Формирование социологических взглядов Г. Спенсера

 

1.1. Условия и источники формирования социологических взглядов Г.Спенсера

 

Английский философ и социолог Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби. Был учителем, железнодорожным служащим, журналистом (помощником редактора в журнале «Экономист»). Был близко знаком с Дж.Элиот, Дж.Льюисом, Т.Гексли, Дж.С.Миллем и Дж.Тиндалем, в последние годы жизни с Б.Вебб. Во время нескольких поездок во Францию встречался с О.Контом.

В 1853 году, получив наследство, смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой. Большую часть жизни провел как «кабинетный ученый». Самостоятельно достиг высшего технического образования, смог подняться до уровня ученого-энциклопедиста.

Основные сочинения, вышедшие из-под его пера: «Основания психологии» (1872); «Основания социологии» в 3 т. (1876—1896); «Основания этики» (1893); «Социология как предмет изучения» (1903) и др.

Отсутствие систематического образования и нежелание изучать  труды предшественников привели  к тому, что Спенсер черпал знания из тех источников, с которыми ему случилось познакомиться.

На его становление  как ученого и мыслителя оказали  влияние представители разных областей науки. Так его взгляды сформировались под влиянием идей английского правоведа и философа-моралиста Дж. Бентама английского экономиста А. Смита, демографа и экономиста Р.Мальтуса и французского ученого-естествоиспытателя  Ж-Б. Ламарка. После издания работ Ч. Дарвина, Г. Спенсер активно поддержал и эти идеи.

Причина, по которой в  том списке отсутствуют имена  немецких ученых, самая простая и банальная – Г.Спенсер не знал немецкого языка. В течение первой четверти XIX века немецкая классическая философия (Канта, Гегеля, Фихте, Шеллинга и др.) оставалась совершенно неизвестной Англии. Лишь с конца 20-х годов англичане начинают знакомиться с ее идеями по сочинениям Уэвеля и Гамильтона. Позднее Спенсер познакомился с Шеллингом через посредство Кольриджа и с Кантом по переводам и через посредство Льюиса1. Вследствие этого, то влияние, которое на него оказала немецкая философия, было не непосредственным.

Однако, несмотря на это, его  взгляды являлись настолько яркими и передовыми для своего времени, что поставило его в ряд отцов-основоположников собственно социологии как новой научной дисциплины. Он является одним из родоначальников позитивной социологии и классиком, заложившим ключевые положения социологии.

Формирование мировоззрения  Спенсера происходило в переломную эпоху развития Англии и стран  Западной Европы, в период становления  в них буржуазно-демократического строя, сопровождавшегося крутыми позитивными сдвигами во всех сферах общественной жизни, бурным взлетом естественнонаучной, философской и социально-политической мысли.

В конце XVIII – начале XIX века Европа переживает период бурь и революций, в обществе происходят глубокие, качественные изменения общественной жизни. Прежде всего, это процессы социально-политической модернизации европейских обществ, преобразующихся в своем развитии от средневекового сословно-монархического устройства государства к новым демократическим формам жизнедеятельности. Именно они будут способствовать образованию капиталистического общества с его правящим классом – буржуазией. Аграрный и промышленный перевороты быстро стирали с лица Англии черты старых порядков и устойчивого прежнего быта. Место старой Англии с ее усадьбами и деревнями заняла Англия фабрик и заводов, сельская тишина сменилась лязгом машин и дымовой копотью. В этот период в ней наблюдается непрерывный рост экономического и политического могущества торгово-промышленной буржуазии, хотя и омрачаемого экономическими кризисами.

Резкое изменение облика страны привело к тому, что иным стал и ее народ. Из деревень население перемещалось в города, которые в XIX веке начали полностью преобладать над первыми. Со стремительной скоростью вырастал новый «средний класс», как его называли англичане, – новая промышленная буржуазия. Она по многим вопросам была не согласна с земельной аристократией, магнатами финансов и колониальной торговли. Свободная экономическая деятельность, принцип невмешательства в хозяйственные и личные дела стал лозунгом среднего класса. Именно он разрушил все феодальные, патриархальные, идиллические отношения и разорвал феодальные путы. Буржуазия выступала за свободу конкуренции во всех областях жизни.

Этот же период европейской истории был ознаменован и крупными открытиями в области естественнонаучного и социально-политического знания, находивших в прогрессирующей экономике мощную поддержку и стимул для своего развития. В это время естествознание переживает крутой подъем и ломку. Оно не может более укладываться в рамки метафизических воззрений на природу. Большое количество накопленного в течение XVII и XVIII веков естественнонаучного, эмпирического материала стихийно приводило к иным представлениям. В результате великой научной революции в Европе (XVI-XVIII вв.) постепенно сформировалось новая парадигма научности, основная идея которой – объяснение всех небесных и земных явлений естественными причинами (законами). На основе опытно-экспериментальных методов утверждается идея «естественного закона». Наука становится одним из основных способов познания, перестав быть «умозрительной», и употребляется как синоним естествознания, с ней связывают надежды на дальнейшее прогрессивное развитие общества.

К началу XIX века в области  естествознания открыт закон сохранения и превращения энергии, который  повлиял на развитие не только техники, но и теории, в частности, механической теории теплоты. Этим законом было доказано не что иное, как единство сил природы. В это же время ученые пытаются обосновать естественнонаучную картину мира. Так, Кювье (1769-1832), работая в области палеонтологии и сравнительной анатомии, открывает закон о соответствии органов: всякое живое существо образует целую, единую систему, части которой соответствуют друг другу и содействуют путем взаимовлияния для достижения одной конечной цели, ни одна часть не может измениться без того, чтобы не изменилась другая.

Немецкими учеными Шлейденом  и Шванном (1838-1839) открыта клеточная теория строения живых тел. Эмбриолог Бэр (1792-1876) в своем труде «История развития животных» обосновывает идею о том, что растительные и животные организмы в процессе своего развития переходят от единообразия к многообразию структуры. Все эти открытия указывают на то, что развитие и рост живых организмов совершается по одному закону и, что они по своему происхождению родственны, а не являются творениями «высшей силы». Именно эти открытия и собственные многолетние наблюдения и умозаключения позволяют в 1842 году Ч. Дарвину написать свой первый очерк о происхождении видов, а в 1859 году создать теорию эволюции видов («Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь»), в которой показана изменчивость видов растений и животных, их естественное происхождение от более ранних видов.

Информация о работе Источники формирования социологии Г. Спенсера и теория социальных институтов Г. Спенсера