Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 06:28, лабораторная работа
В процессе социального развития молодёжь вовлекается в систему общественных отношений. Отношения между молодёжью и обществом двойственны: с одной стороны, общество социализирует молодёжь, формируя человеческий потенциал будущего; с другой – молодое поколение, как субъект общественного воспроизводства, активно воздействует на развитие социума. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.
1.Введение…………………………………………………………………3
2.Основная часть………………………………………………………….4
3.Заключение……………………………………………………………...8
4.Список использованной литературы………………………………….9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Факультет социально-политических систем
Кафедра социологии организаций
Самостоятельная работа
Аналитическая записка: «Какой тип отношений между обществом и молодежью существует в современной России?»
по дисциплине: Молодежь в общественно политической жизни общества
Выполнил ст.гр.ОРМ-10
Проверил: Маркова Е.А.
Чита 2012
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2.Основная часть……………………………………
3.Заключение………………………………………………
4.Список использованной литературы………………………………….9
1.Введение
В процессе социального развития молодёжь вовлекается в систему общественных отношений. Отношения между молодёжью и обществом двойственны: с одной стороны, общество социализирует молодёжь, формируя человеческий потенциал будущего; с другой – молодое поколение, как субъект общественного воспроизводства, активно воздействует на развитие социума. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама. Обратное воздействие условий и отношений на социальную деятельность и активность молодежи происходит опосредованно через ее сознание, в форме определенной структуры потребностей, интересов и ценностей. Исторически сформировалось и проявляется четыре типа взаимоотношений молодёжи и общества: авторитарный, демократический, смешанный, нейтральный.
2.Основная часть
Авторитарный тип отношений характеризуется жёстким патернализмом и опекой молодого поколения со стороны общества и государства. Посредством жёстко регламентированной деятельности системы социальных институтов и политических организаций в отношении детей, подростков и молодёжи определяются место, роль, права и обязанности всего молодого поколения в общественном воспроизводстве, в социальной жизни. Большая часть такого рода правил и государственных инструкций изложена в самых разных законах и подзаконных актах, регламентирующих жизнь молодого поколения.
Для авторитарного типа отношений характерен повсеместный и жёсткий социальный контроль практически над всеми сферами жизнедеятельности молодёжи. Как правило, не допускается свобода творчества, и волеизъявление вне предписанных государством правил, сама же творческая активность молодого поколения подменяется адаптацией и приспособлением молодых индивидов к сложившейся ситуации. Образование, воспитание и социализация молодых индивидов имеют ярко выраженный военный, идейно-политический и трудовой аспект, и целенаправленно осуществляются под контролем политических организаций и силовых структур. В данных условиях ограничены свободы выбора идеологии, вероисповедания, жизненного пути, профессии и места жительства. Иной культуре, идеологии, взглядам, ценностям или стилю поведения, принятому во внешнем мире ставится железный заслон.
При авторитарном типе отношений молодёжная политика, как самостоятельный вид государственной политики, отсутствует. Отдельные вопросы решаются на уровне производственных структур в рамках планов промышленных и аграрных народных предприятий. Социальная защита молодёжи и помощь детям отсутствуют или сводятся к выплате разовых денежных пособий. Проблемы молодого поколения, как правило, решает семья. Сироты направляются в государственные интернаты, где и живут до совершеннолетия.
Социально-психологические особенности различных категорий молодого поколения не учитываются властными структурами и социальными институтами, осуществляющими воспитание, образование, социализацию. Научные исследования молодого поколения практически не ведутся, особо острые исследуемые проблемы закрываются под грифом «секретно». Лидеры общественных организаций назначаются сверху, а их деятельность регламентирована инструкциями.
Демократический тип отношений свойственен промышленно развитым странам, имеющим активную экономику, высокую правовую культуру и большой опыт гражданского общества, учитывающим многообразие социальной психологии молодёжи как самостоятельной социально-демографической группы в структуре населения. В этом случае молодое поколение в процессе воспитания, образования и социализации рассматривается как «просто молодёжь» со своими многочисленными плюсами и минусами.
При данном типе отношений активно развивается молодёжная и детская политика, сформированная на базе научно обоснованных, комплексных, междисциплинарных исследований. Эта политика имеет развёрнутую информационную базу и обширную инфраструктуру услуг для различных категорий молодого населения. В поле зрения государственных и общественных структур попадает практически всё молодое поколение, которому оказываются услуги как государственными, так и негосударственными социальными службами, включая религиозные организации и частные фонды. Обществом ведётся скрытый социальный контроль за молодыми представителями групп социального риска. У молодёжи нет ограничений в выборе места жительства, профессии, идеологии, вероисповедания. Наряду с военной службой существует альтернативная гражданская служба.
Главная цель молодёжной политики в обществах данного типа – создание благоприятных условий жизнеобеспечения молодого поколения; поддержание индивидуального и социального развития несовершеннолетних; оказание противодействия обездоленности и нищете; материальная, социальная и психологическая поддержка родителей и лиц, обладающих правами воспитания. В обществе с указанным типом отношений эффективно реализуются три направления молодёжной политики различных уровней: государственная, региональная, муниципальная. Структуры, реализующие молодёжную политику, активно используют зарубежный опыт, открыт доступ к ценностям мировой культуры, информации независимых СМИ, Интернета. Адаптация и приспособленчество уступают место творческой деятельности молодого поколения. Привлечение молодого поколения к общественной жизни направлено на помощь её физическому, духовно-нравственному и социальному развитию.
Молодое поколение и поколение взрослых совместно обеспечивают общественные условия сохранения прочности и преемственности лучших традиций общественного развития социума.
Смешанный тип отношений олицетворяет в разных (часто мозаичных) сочетаниях характеристики авторитарного и демократического типа. Такой тип взаимоотношений и взаимодействий отмечался в СССР в послевоенное время, а также в период интенсивных реформ Б.Н. Ельцина.
Нейтральный тип отношений молодёжи и общества часто встречался на ранних этапах развития человеческой цивилизации. Сохранился он и в странах третьего мира, в большей части отдалённых сельских районов земного шара, а также в регионах, которые вольно или невольно после неудачных политических реформ вступили в полосу глубокого кризиса.
В таких обществах молодёжь вступает во взрослую жизнь, адаптируясь к окружающим реалиям методом проб и ошибок. Процессы социализации протекают относительно стихийно, и молодое поколение на основе лишь собственного обыденного опыта осваивает материальную и духовную культуру старшего поколения.
В таких обществах социальные институты и общественные организации, как правило, не развиты, а потому не могут осуществить необходимую социальную защиту молодого поколения и цивилизованную адаптацию молодёжи к реалиям жизни и интенсивному включению в общественные преобразования. Молодёжная политика оказывается свёрнутой или принимает декларативный характер, не обеспечивается организационно и финансово. Отсутствуют структуры социальной помощи детям, семье, молодёжи. В результате наблюдаются глубокие деформации в образе жизни молодого поколения и негативные процессы в становлении, социализации, воспитании. Фиксируется интенсивный рост преступности, молодёжь всё чаще отчуждается от участия в экономических и политических процессах страны.1
3.Заключение
На мой взгляд, в современной России существует демократический тип отношений между обществом и молодежью.
Россия-это экономически развитая страна. Созданы различные программы содействия молодежному предпринимательству, которые ориентированы на поддержку молодежи как специфической группы.
В стране существует государственная молодежная политика, направленная на создание правовых, экономических, социальных, организационных условий для успешной реализации молодыми гражданами своих конституционных прав, участия молодежи в системе общественных отношений и реализации своего экономического, интеллектуального и духовного потенциала в интересах общества с учетом возрастных особенностей. Активно развивается система молодежных парламентов на различных уровнях.
Свои интересы молодежь может представлять посредством разных организаций, клубов. Молодежи оказывают бесплатно услуги юридические фирмы, центры планирования семьи и т.д.
Молодые люди вправе сами выбирать место жительства, род профессии, вероисповедание, род деятельности и многое другое. Вместо военной службы, парни могут выбрать альтернативную гражданскую службу.
Нуждающимся оказывается материальная, социальная и психологическая поддержка.
В современной России существует много возможностей для творческой деятельности.
Список использованной литературы
1 http://uniiit.ru/library.php
Информация о работе Какой тип отношений между обществом и молодежью существует в современной России