Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 16:17, доклад
Основными показателями общественного развития являются уровень и качество жизни населения, которые характеризуют эффективность проводимой государством социальной экономической политики и, в конечном счете, уровень общественного развития.
Под уровнем жиз¬ни понимается обеспеченность населения необходимыми материальны¬ми благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей.
Качество жизни представляет собой уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей.
• Введение
• Понятие социальной политики. Показатели эффективности социальной политики
• Социальная политика Российской Федерации
• Уровень и качество жизни. Критерии и показатели их оценивания.
• Статистические данные, отражающие уровень и качество жизни населения в России.
• Повышение уровня и качества жизни населения
• Заключение
• Список литературы
Услуги
Наименование |
Единица измерения |
Объем потребления (в среднем на одного человека) | ||
трудоспособное население |
Пенсионеры |
дети | ||
Жилье |
кв. м общей площади |
18 |
18 |
18 |
Центральное отопление |
Гкал в год |
6,7 |
6,7 |
6,7 |
Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение |
л в сутки |
285 |
285 |
285 |
Газоснабжение |
куб. м в месяц |
10 |
10 |
10 |
Электроэнергия |
кВт. ч. в месяц |
50 |
50 |
50 |
Транспортные услуги |
Поездок в год |
619 |
150 |
396 |
Услуги культуры |
процентов от общей величины расходов на услуги в месяц |
5 |
5 |
5 |
Другие виды услуг |
процентов от общей величины расходов на услуги в месяц |
15 |
15 |
15 |
Показатели бедности в России
Население России с доходами ниже прожиточного минимума | |||||||||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Миллионов человек |
42,3 |
40,0 |
35,6 |
29,3 |
25,2 |
25,4 |
21,6 |
18,8 |
19,0 |
18,4 |
17,7 |
17,9 |
15,6 |
% от численности населения |
29,0 |
27,5 |
24,6 |
20,3 |
17,6 |
17,8 |
15,2 |
13,3
|
13,4 |
13,0 |
12,5 |
12,7 |
11,0 |
Повышение качества жизни населения имеет особенно важное значение на местном (муниципальном) уровне.
Во-первых, большая часть потребностей (около 70%) людей удовлетворяется на муниципальном уровне.
Во-вторых, качество жизни населения становится постепенно главным критерием оценки эффективности местного самоуправления.
Однако пока еще нет общепринятой концепции повышения качества жизни населения страны, ее регионов, муниципальных образований. Отсутствует единый подход к содержанию самого понятия «качества жизни», нет общей методологии и методики его измерения.
Результаты социологических исследований качества жизни населения регионов дают возможность придать действиям региональных органов управления конкретные направления, адресность и временные параметры.
Социально-экономическая ситуация в регионах РФ предопределяет необходимость проведения исследований проблем качества жизни населения и поиск более надежных критериев и показателей качества населения, которые позволят органам государственной и региональной власти осуществлять регулирующее воздействие на процессы формирования и повышения качества жизни населения региона.
Качество жизни населения России во многом зависит от полноты и качества услуг, предоставляемых гражданам федеральными и муниципальными службами, от непосредственной деятельности органов государственной власти муниципального управления, направленного на удовлетворение повседневных жизненных потребностей жителей и их семей, от эффективности «обратной связи» общества и государства.
Для обеспечения стабильного повышения качества жизни граждан России требуется налаженный механизм постоянного социального, делового и политического партнёрства, а также наличие соответствующей полной, достоверной и объективной информации о динамике этого процесса.
27 декабря 2002 года собранием инициативной группы было принято решение о формировании рабочей группы по подготовке и реализации комплексной программы «Повышение качества жизни населения через социальное партнёрства», в которую вошли представители Правительства России, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также ряд научных, общественных и коммерческих организаций.
Цель этой программы - создание действенного механизма постоянного партнёрства представителей научного сообщества, органов власти, деловых кругов и общественности для практического решения задачи стабильного повышения качества жизни граждан России.
Программа включает в себя ряд мероприятий, обеспечивающих возможность постоянного прямого общения и обмена опытом по проблеме качества жизни, центральным из которых является ежегодный международный Форум «Качество жизни: содружество науки, власти, бизнеса и общества».
В ходе подготовки Форума в период с декабря 2002 года по май 2003 года было проведено комплексное социологическое исследование «Качество жизни населения регионов России», включившее в себя масштабное исследование мнений граждан различных регионов России» по этому вопросу.
Результаты всероссийского социологического исследования позволили, во-первых, сформулировать содержание понятия «качество жизни», определить критерии его измерения и оценки; во-вторых, наметить возможные пути решения выявленных проблем и направления повышения качества жизни населения с учётом специфики каждого региона.
Исследование показало, что идея повышения качества жизни человека обладает в нашей стране значительным объединяющим потенциалом. В этой связи провозглашение и реализация цели повышения качества жизни человека как общенациональной идеи и важнейшего компонента государственной политики будут способствовать восстановлению социального смысла проводимых демократических реформ, утверждению доверия народа к власти.
Заключение
Качество жизни - это целостная характеристика уровня развития и удовлетворения потребностей людей, соотнесенных с социальными стандартами и ресурсными возможностями общества. В ходе рыночных реформ, с ростом экономической и политической самостоятельности, разграничением полномочий федерального, регионального и муниципального уровней власти усилилась дифференциация социально-экономического положения регионов РФ. Обострилось множество противоречий экономического и социального развития, что привело к серьезным изменениям качества жизни населения, проявляющимся, прежде всего, в трудном экономическом положении населения и нарастании загрязнения природной и социальной среды. Усиливаются такие негативные тенденции, как ухудшение физического здоровья, сокращение средней продолжительности жизни, рост преступности, увеличение дифференциации доходов различных групп населения, ухудшение социальной защищенности, социальная деградация части населения и др. Результаты исследований качества жизни населения региона дают возможность придать действиям региональных органов управления конкретные направления, адресность и временные параметры. Социально-экономическая ситуация в регионах РФ предопределяет необходимость проведения социологических исследований проблем качества жизни населения и поиск более надежных критериев и показателей качества населения, которые позволят органам государственной и региональной власти осуществлять регулирующее воздействие на процессы формирования и повышения качества жизни населения региона.
Список литературы