Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:34, реферат
Современное представление о качестве изделий основано на принципе наиболее полного выполнения требований и пожеланий потребителя, и этот принцип должен быть заложен в основу проекта любого изделия. Потребителем изделия может быть как отдельный человек, так и коллективы людей - предприятия, организации или общество в целом.
Кросби (Crosby, Philip B.) - в 1964 г. предложил программу "0 дефектов"; являлся в течение многих лет вице-президентом компании ITT, был президентом американского общества по управлению качеством (ASQS), в настоящее время консультант многих компаний по всему миру, возглавляет консалтинговую фирму PhilipCrosbyAssociates, Inc.
К концу 60-х – началу 70-х годов экспансия Японии на рынки развитых стран достигла таких масштабов, что вместо "японского чуда" стали говорить о "японской угрозе". В это же время у американских менеджеров возникла идея сочетать достижения японской школы менеджмента качества с американскими традициями организации и управления производством.
Наиболее известной такой попыткой стала программа "Ноль дефектов", разработанная Ф. Кросби.
В программе Ф. Кросби содержался
целый ряд положительных
1. Упор на предупреждение появления дефектов, а не на их обнаружение и исправление. Направленность усилий на сокращение уровня дефектности в производстве: "Люди уже привыкли к мысли, что ошибки неизбежны. Мы не просто ожидаем, появление ошибки, мы ее приближаем".
2. Осознание факта, что потребитель нуждается именно в бездефектной продукции и, что производитель может и должен именно такую продукцию обеспечить.
3. Необходимость для руководства
предприятия ясно
4. Понимание того факта,
что качество работы компании
определяется не только
5. Признание необходимости
финансового анализа
Программа "Ноль дефектов" включает 14 этапов, по аналогии с 14 пунктами программы Э. Деминга.
Программа улучшения качества по Ф. Кросби:
Рассмотрим каждый из этих этапов подробнее.
1. Организация управления.
Цель – выяснить роль
руководства в обеспечении
В соответствии с идеями Ф. Кросби политика в области качества должна быть утверждена высшим руководством предприятия. Политика должна быть установлена таким образом, чтобы исполнитель четко следовал определенным требованиям или добивался, чтобы эти требования были официально изменены в целях удовлетворения истинных потребностей заказчика. Необходимо, чтобы каждый руководитель понимал и был согласен с этой политикой, а самое главное – проводил ее в жизнь.
2. Создание рабочей группы по улучшению качества.
Цель – обеспечить выполнение программы улучшения качества.
В состав группы должны входить представители всех подразделений предприятия, принимающих участие в производстве данного изделия или в оказании услуг. Председатель и рабочая группа должны проанализировать цель программы и включенные в нее концепции. Затем группа обеспечивает выполнение программы.
Группа должна разработать свой план и представить его руководителю предприятия и руководящему совету для утверждения.
3. Измерение уровня качества.
Цель – продемонстрировать
имеющиеся и потенциальные
Измерение уровня качества делится:
4. Затраты на качество.
Цель – определить составные части затрат на качество и объяснить их применение в качестве руководящего инструмента.
Затраты на качество, по классификации Кросби, складываются из затрат на отходы, переработку, гарантийные обязательства, услуги (исключая регулярное техническое обслуживание), контроль, управление качеством, испытания, приемочное оборудование, изменение ТУ, изменение порядка закупок, корректировку программного обеспечения, обслуживание потребителя, проверку иных затрат, связанных с неправильными действиями. Общая сумма затрат не должна превышать 2,5 % продажной стоимости.
5. Ответственность за качество.
Цель – разработать способ повышения интереса всего персонала компании к повышению качества продукции и репутации компании.
Ответственность за качество включает 2 основных момента:
6. Корректирующие воздействия.
Цель – разработать систематический метод решения проблем, которые были выявлены на предыдущих этапах деятельности.
Корректирующее воздействие наиболее успешно, когда оно основано на общеизвестном принципе Парето, в котором утверждается, что сначала следует сосредоточить усилия на устранении существенно важных проблем, затем менее важных и т. д. Необходимо решать проблему предотвращения дефектов раз и навсегда, чтобы она не возникла снова.
7. Планирование программы "Ноль дефектов".
Цель – изучить различные виды деятельности, которые должны привести к введению в действие программы "Ноль дефектов".
Основные этапы планирования программы "Ноль дефектов":
8. Обучение сотрудников.
Цель – определить вид обучения сотрудников в целях выполнения ими своих задач в рамках программы улучшения качества.
По Ф. Кросби обучение сотрудников следует проводить по участкам и в различное время. Это обучение должно быть хорошо спланировано и, по возможности, проводится представителями наиболее высокого уровня руководства.
9. Проведение дней качества.
Цель – создать условия, при которых служащие поймут на своем опыте, что произошла перемена к лучшему.
День качества должен показать
всем участникам, что они встали
на новый путь корпоративной жизни.
Работа в этих условиях требует персональной
ответственности и
10. Установление целей.
Цель – привести обязательства и ответственность в действие, призывая каждого поставить цель для самого себя и своей группы.
Устанавливаемые цели должны носить специфический характер и поддаваться оценке.
11. Устранение причин дефектов.
Цель – предложить каждому
служащему метод общения с
руководством в ситуациях, когда
имеются трудности с
Ф. Кросби считал, что одной из сложнейших проблем, с которыми сталкиваются служащие – это их неспособность представить проблемы руководству. Программа устранения причин возникновения дефектов основана на том, что от рабочего требуется только опознать проблему.
12. Признание.
Цель – оценка деятельности.
"Признавайте вклад
сотрудников публично, но не унижайте
их, все оценивая только
13. Советы по качеству.
Цель – собирать специалистов по качеству на регулярной основе.
Этот пункт программы Ф. Кросби связан с попыткой применения "кружков качества".
"Жизненно важно для
специалистов по качеству
"Свободный обмен мнениями
дает хорошие результаты. Членство
не должно быть ограничено
служебным положением
14. Снова начать сначала.
Цель – подчеркнуть, что программа улучшения качества бесконечна.
"Всегда чувствуется
облегчение, когда цель достигнута.
Если вы неосмотрительны, то
вся программа на этом
Япония в конце 40-х годов переживала ужасающую разруху. Но в руководстве некоторых компаний в 1948-1949 гг. обратили внимание на то, что повышение качества естественно и неизбежно вызывает повышение производительности. Наблюдение это было результатом работы нескольких японских инженеров, изучавших американскую литературу по контролю и управлению качеством, в том числе работы В. Шухарта. Эти инженеры были организаторами Японского союза ученых и инженеров (IUSE), в рамках которого в 1949 г была создана исследовательская группа по управлению качеством.
Изучая вопросы стоимостной оценки качества, Кросби сформулировал знаменитый афоризм: «За качество не платят». Из этого следует, что изготовителю приходится платить не за качество, а за его отсутствие, и именно это должно быть предметом постоянного контроля и анализа. Кросби считал, что повышение качества не требует больших затрат, так как одновременно повышается производительность вследствие снижения многих статей затрат, связанных с устранением выявленных дефектов.
Кросби предложил
- отношение руководства предприятия к проблеме;
- статус отдела качества на предприятии;
- способы рассмотрения проблемы качества;
- уровень расходов на
качество в процентах от
- меры по повышению качества;
- реальное положение с качеством на предприятии.
Ф. Кросби разработал таблицу
оценок каждого параметра в баллах
зависимости от ряда критериев, характеризующих
его состояние. Чем ближе фактическое
значение параметров к табличному,
тем выше степень зрелости предприятия
в области качества. Он предлагает
целую систему таблиц, графиков,
с помощью которых можно
Кросби также является
автором модели оценки лидера и степени
зрелости руководителей разного
уровня. Один из способов этой оценки –
составление «модели