Классификация возрастных групп по ВОЗ. Социальная защита ветеранов. Региональное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:36, контрольная работа

Краткое описание

Старение населения - наиболее характерное демографическое явление современной эпохи, обусловленное сложным комплексом факторов, включающих особенности воспроизводства населения, интенсивность и направленность его миграции, санитарно-демографические последствия войн, эпидемий, социальных конфликтов. Размеры и темпы прироста населения неодинаковы в различных странах.

Вложенные файлы: 1 файл

соц работа.doc

— 42.00 Кб (Скачать файл)

1. Классификация возрастных групп по ВОЗ

 

Постарение населения и общество Постоянное возрастание доли пожилых  людей в структуре населения  становится влиятельной социально-демографической  тенденцией практически всех развитых стран. Главные причины постарения населения - падение рождаемости, увеличение продолжительности жизни в старших возрастных группах. В нашей стране этот набор факторов дополнен высоким процентом смертности людей трудоспособного возраста.

Старение населения - наиболее характерное  демографическое явление современной эпохи, обусловленное сложным комплексом факторов, включающих особенности воспроизводства населения, интенсивность и направленность его миграции, санитарно-демографические последствия войн, эпидемий, социальных конфликтов. Размеры и темпы прироста населения неодинаковы в различных странах. Основными особенностями изменений структуры населения многих стран являются заметное уменьшение относительной численности детского населения (0-14 лет) и выраженный рост доли населения старших возрастов. Е.Н. Стеженская (1978) определяла демографическое постарение населения как увеличение прослойки лиц пенсионного возраста в составе населения.

В последние десятилетия предлагались различные варианты возрастной классификации  для позднего периода жизни человека.

Согласно данным Европейского регионального  бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (1963), возраст от 60 до 74 лет рассматривается  как пожилой, 75 лет и старше - старые люди, возраст 90 лет и старше - долгожители. В отношении возраста, от которого начинается отсчет пожилым годам, отмечается некоторое противоречие. Доклад Комитета экспертов ВОЗ (1992) ссылается на решение ООН в 1980 г., в котором возраст 60 лет стали рассматривать как границу, когда население переходит в группу пожилых.

ВОЗ в 1982 г. выбрала возраст 65 лет как индикатор пожилого возраста. Возраст старше трудоспособного, согласно классификации ООН, - свыше 65, а в России -60 лет.

Можно выделить три уровня анализа  старости - макро, мезо- и микроуровень. Макроуровень фиксируется понятием «стареющее», «старое» общество. Под «стареющим» понимают общество с постоянно возрастающей долей населения, относящегося к категории пожилых, т.е. лиц старше 65-70 лет. Согласно международным критериям, общество считается старым, если доля людей в возрастах 65 лет и старше во всем населении превышает 7%. Россия - старое общество, так как в настоящее время 12,5% его жителей являются пожилыми людьми в возрасте старше 65 лет. На мезоуровне эксплицируется концепция этнического развития Л.Н. Гумилева, который использует понятие «старый этнос», соотнося его с мемориальной фазой этногенеза. Микроуровень в качестве аналитического приема позволяет пристально взглянуть на старость как равноценный и самобытный этап жизненного пути, фокусирующий ценностный опыт человека.

В России принята и действует  классификация Всемирной организации  здравоохранения, в соответствии с  которой к пожилым людям относится  население в возрасте от 60 до 74 лет, к старому возрасту - от 75 до 89 лет, 90 лет и старше - к долгожителям. На практике доминирующим является подход, используемый в нормативно правовых документах, где люди 60 лет и старше рассматриваются как пожилые. По данным демографов, в конце второго тысячелетия лица пенсионного возраста в развитых странах составляли 30%. Это означает, что в большей или меньшей степени лица пенсионного возраста будут более активно принимать участие в общественной жизни. Это - тенденция, на практике же общество сталкивается с проблемами дискриминации по признаку возраста, социальной изоляции и исключения пожилых людей из социально значимых общественных сфер и институтов.

 

 

2. Социальная защита  ветеранов. Региональное законодательство.

Социальная защита ветеранов предусматривает  осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам получение соответствующих льгот.

Федеральный закон «О государственной  социальной помощи» делят все  льготы на ряд категорий: профессиональные льготы (пограничники, «силовики»), льготы за особые заслуги (ветераны войны и труда и пр.) и льготы нуждающимся (они даются как форма социальной поддержки).

В семантическом понимании льгота - это облегчение кому-нибудь, предоставляемое  как исключение из общих правил. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать это, выполняя таким образом важную социальную функцию, так как создают всем гражданам равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционных прав. Льготой также считается преимущество одной льготы лиц перед другими.

Основанием предоставления льгот по социальному обеспечению  является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость и др.). Основанием для предоставления льгот социального обслуживания выступает также наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты, но и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств и др.). Эти льготы можно назвать привилегиями.

С 1 января 2005 г. в результате реформирования системы льгот часть  их была заменена ежемесячными денежными  выплатами, часть льгот предоставляется  в виде набора социальных услуг, а некоторые предоставляются в натуральном виде. Также с 2005 г. термин «льготы» заменен термином «меры социальной поддержки».

К группе мер социальной поддержки, не подлежащих замене ежемесячными денежными выплатами, можно отнести:

- оплата в размере 50% занимаемой жилой площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);

- оплату в размере  50% коммунальных услуг (водоснабжение,  водоотвод, вывоз бытовых и  других отходов, газ, электрическая  и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления);

- проживающим в домах,  не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах  норм, установленных для продажи  населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива;

- обеспечение протезами  (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими  изделиями в порядке, установленном  Правительством РФ;

- обеспечение за счет  средств федерального бюджета  отдельных категорий граждан,  нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года;

- преимущества по установке  квартирного телефона;

- преимущество при вступлении  в жилищные, жилищно-строительные, гаражные  кооперативы, садоводческие, огороднические  и дачные некоммерческие объединения граждан;

- прием вне конкурса в государственные  образовательные учреждения высшего  и среднего профессионального  образования, на курсы;

- использование ежегодного отпуска  в удобное время, отпуска без  сохранения заработной платы;

- преимущества по пользованию всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений;

- преимущества при приеме в  учреждения социального обслуживания.

Как сказано в Федеральном законе «О ветеранах», социальная поддержка  ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством РФ; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

При наличии у ветерана права  на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется  по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ разграничил компетенцию РФ и  ее субъектов в сфере финансирования предоставляемых мер по социальной поддержке граждан. Кроме того, в  рамках этого закона предусмотрено  перераспределение финансирования мер социальной поддержки между РФ и ее субъектами. Так, для ряда льготных категорий граждан меры социальной поддержки установлены на федеральном уровне (так называемые федеральные льготники), для иных категорий меры такой поддержки устанавливаются субъектами РФ (региональные льготники). Для региональных льготников меры социальной поддержки устанавливают субъекты РФ исходя из возможностей своих бюджетов.

К федеральным льготникам, имеющим  право на получение ежемесячной  денежной выплаты и набора социальных услуг, относятся: инвалиды ВОВ и приравненные к ним лица (инвалиды войны); участники ВОВ; ветераны боевых действий; жители блокадного Ленинграда; граждане, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий; несовершеннолетние узники концлагерей. К региональным льготникам относятся: ветераны труда и приравненные к ним лица; труженики тыла.

Меры социальной поддержки федеральных  льготников установлены на уровне РФ. В частности, федеральные льготники  имеют право на следующие меры социальной поддержки: - в натуральном  виде (оплата жилищно-коммунальных услуг, обеспечение бесплатной протезно-ортопедической помощью и техническими средствами реабилитации); - в виде ежемесячной денежной выплаты, размер которой зависит от категории льготника; - в виде набора социальных услуг, который включает: дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.


Информация о работе Классификация возрастных групп по ВОЗ. Социальная защита ветеранов. Региональное законодательство