Классификация научных исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 20:22, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть и исследовать классификацию научных исследований.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие и сущность научного исследования.
2. Выявить характеристику научного исследования и его этапы.
3.Определить классификационные признаки научного исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….3
1. Понятие и сущность научного исследования………………….…...……4
2. Характеристика научного исследования и его этапы……………...……5
3. Классификационные признаки научного исследования………..………7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………..9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...……………..10

Вложенные файлы: 1 файл

классификация научныхисследований.doc

— 42.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ  И  УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

 

    • Контрольная работа

    • по дисциплине основы  научных исследований на тему :                                        «  Классификация научных исследований»

     

                                                                                               

                                                                      

     

     

     

     

    Тюмень,2012

    Регистрационный номер (кафедра)                                                                                     Дата

    ________________                                                                                                         ______________201_

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СОДЕРЖАНИЕ

     

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….3

    1. Понятие и сущность научного исследования………………….…...……4
    2. Характеристика научного исследования и его этапы……………...……5
    3. Классификационные признаки научного исследования………..………7

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………..9

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...……………..10

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ВВЕДЕНИЕ

          Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что на  рубеже 3-го тысячелетия расширение объема знаний, накопленных человечеством, превратило в проблему способ их усвоения. Ускорение научно-технического прогресса  увеличило объем активного времени, затрачиваемого людьми на получение  новых знаний, на выявление новых  законов природы и общества. Великие  ученые и педагоги всегда мечтали  о превращении учебы в процесс  активного познавательного творчества или в процесс творческого  познавания.

          Цель данной работы: рассмотреть и исследовать классификацию научных исследований.

    Задачи:

    1.Рассмотреть  понятие и сущность  научного исследования.

    2. Выявить характеристику научного  исследования и его этапы.

    3.Определить классификационные  признаки научного исследования.

    Объект – научное исследование

    Предмет - классификация научного исследования.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1 . Понятие и сущность научного  исследования

     

          Формой существования и развития науки является научное исследование. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» дано следующее определение: научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.  
     
          В общем случае под научным исследованием обычно понимается деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Любое научное исследование должно иметь свой предмет и объект, которые и задают область исследования. 
     
          Объектом научного исследования выступает материальная или идеальная система, а в качестве предмета может быть структура этой системы, закономерности взаимодействия и развития ее элементов и т.п. 
     
          Научное исследование отличается целенаправленностью, поэтому каждый исследователь должен четко сформулировать цель своего исследования. Целью научного исследования является проектируемый результат исследовательской работы. Это может быть всестороннее изучение какого-либо процесса или явления, связей и отношений с использованием разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. Характеристика научного исследования  и его этапы

     

          Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности. 
    Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования. Так, если оно проводится на технические темы, то вначале разрабатывается основной предплановый документ – технико-экономическое обоснование, а затем осуществляются теоретические и экспериментальные исследования, составляется научно-технический отчет и результаты  работы  внедряются  в  производство. 
     
          В социально-правовом исследовании выделяются пять стадий:

    1) подготовка программы; 

    2) социологическое наблюдение (сбор  эмпирической информации);

    3) обработка и обобщение полученных  данных;

    4) научный анализ и объяснение  данных;

    5) изложение итогов. 
     
          Применительно к работам студентов на экономические темы можно наметить следующие последовательные этапы их выполнения: 
     
    1) подготовительный; 
     
    2) проведение теоретических и эмпирических исследований; 
     
    3) работа над рукописью и её оформление; 
     
    4) внедрение результатов научного исследования. 
     

     

          Представляется необходимым сначала дать общую характеристику каждому этапу научно-исследовательской работы, а затем более подробно рассмотреть те из них, которые имеют большое значение для выполнения научных  исследований  студентами. 
     
          Подготовительный (первый) этап включает: выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария). 
    Вначале формулируется тема научного исследования и обосновываются причины её разработки. Путем предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведенных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные результаты. Особое внимание следует уделить вопросам, на которые ответов вообще нет либо они недостаточны. Составляется список нормативных актов, отечественной и зарубежной литературы, при написании диссертационных исследований – список тем диссертаций, а при невозможности посмотреть весь текст диссертации можно в некоторых случаях ограничиться изучением авторефератов диссертаций. Разрабатывается методика исследования. Подготавливаются средства НИР в виде анкет, вопросников, бланков и т.д. 
          Исследовательский (второй) этап состоит из систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов; проведения теоретических и эмпирических исследований, в том числе сбора социально-экономической и статистической информации, материалов производственной практики; обработки, обобщения и анализа полученных данных; объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений. 
         Третий этап включает: определение композиции (построения, внутренней структуры) работы; уточнение заглавия, названий глав и параграфов; подготовку черновой рукописи и её редактирование; оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений. 
          Четвертый этап состоит из внедрения результатов исследования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок. Научные исследования не всегда завершаются этим этапом, но иногда научные работы студентов (например, дипломные работы) и результаты диссертационных исследований рекомендуются для внедрения в практическую деятельность.

    3. Классификационные признаки научного  исследования

     

          Научные исследования классифицируются по различным основаниям. 

           По источнику финансирования различают: 
    - научные исследования бюджетные, 

    - хоздоговорные,

    - нефинансируемые. 

          Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ. Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам. Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному  плану  преподавателя. 
          В нормативных актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на: 
    -  фундаментальные, 

    -   прикладные.

     

         В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» даны понятия фундаментальных и прикладных  научных  исследований. 
          Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Например, к числу фундаментальных можно отнести исследования о закономерностях становления и функционирования правового государства или о мировых, региональных и российских экономических тенденциях. 
          Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей. Например, как прикладные можно рассматривать работы о методике оценки инвестиционных проектов в зависимости от их видов или работы, связанные с маркетинговыми исследованиями. 
     
          По срокам выполнения научные исследования можно разделить на: 
    -долгосрочные,

    -краткосрочные,

    -экспресс-исследования.

          В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют  экспериментальное,  методическое,  описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.

          В теории познания выделяют два уровня исследования: теоретический и эмпирический. 
          Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления. 
          Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является подчиненным. 
          Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза  и  теория. 
          Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное  значение. 
    Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в том, что: 1) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы; 2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее; 3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений; 4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией. Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости).

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено  основное  внимание  исследователя.  
          Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели. 
          Непосредственно самому научному познанию предмета исследования предшествует большая теоретическая работа , приступающего к данному исследованию. Научное исследование строится не на пустом месте. При изучении проблемы исследователь исходит из уже существующей концепции, если есть такая, с которой он согласен, или критикует все имеющиеся, а свою гипотетическую концепцию доказывает. Реальное исследование не может полностью соответствовать идеальному. Отклонения от идеального исследования, которые в процессе деятельности психолога возникают неизбежно, порождены особенностями мира, в котором мы живем. Нельзя добиться полного соответствия идеала и реальности, даже в ходе научных изысканий. Другое дело, что научный метод должен давать результат, максимально приближенный к идеальному. 

    Таким образом, рассмотрев понятие и сущность научного исследования и выявив его характеристику и этапы, мы определили классификационные признаки научного исследования.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Бониц М. Научное исследование и научная информация. - М.: Наука, 1987.-155с.

    2. Герасимов  И.Г. Структура научного исследования/ И.Г. Зеркин, В.Г. Игнатов.  –  М: МарТ, 2000. –  448 с.

    3. Основы научных исследований / Под ред. В.И Крутов., И.М.Грушко, В.В.Попов. – М.: Высш. шк., 1989

    4. Кузнецов И.Н. Научные работы: методика подготовки и оформления. – Минск, Наука, 2000.

    5. Шевелёва Г.И. Патентоведение  и основы научных исследований. Учебное пособие. – Кемерово, 2003. - 80 с.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    Информация о работе Классификация научных исследований