Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 20:22, контрольная работа
Цель данной работы: рассмотреть и исследовать классификацию научных исследований.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие и сущность научного исследования.
2. Выявить характеристику научного исследования и его этапы.
3.Определить классификационные признаки научного исследования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….3
1. Понятие и сущность научного исследования………………….…...……4
2. Характеристика научного исследования и его этапы……………...……5
3. Классификационные признаки научного исследования………..………7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………..9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...……………..10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Тюмень,2012
Регистрационный номер (кафедра)
________________
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной
темы обуславливается тем, что на рубеже
3-го тысячелетия расширение объема знаний,
накопленных человечеством, превратило
в проблему способ их усвоения. Ускорение научно-технического
прогресса увеличило объем активного
Цель данной работы: рассмотреть и исследовать классификацию научных исследований.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие и
2. Выявить характеристику
3.Определить
Объект – научное исследование
Предмет - классификация научного исследования.
1 . Понятие и сущность научного исследования
Формой существования
и развития науки является научное исследование.
В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа
1996 г. «О науке и государственной научно-технической
политике» дано следующее определение: научная
(научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение
и применение новых знаний.
В общем случае под научным
исследованием обычно понимается деятельность,
направленная на всестороннее изучение
объекта, процесса или явления, их структуры
и связей, а также получение и внедрение
в практику полезных для человека результатов.
Любое научное исследование должно иметь
свой предмет и объект, которые и задают
область исследования.
Объектом научного
исследования выступает материальная
или идеальная система, а в качестве предмета может быть структура этой
системы, закономерности взаимодействия
и развития ее элементов и т.п.
Научное исследование
отличается целенаправленностью, поэтому
каждый исследователь должен четко сформулировать
цель своего исследования. Целью научного исследования является
проектируемый результат исследовательской
работы. Это может быть всестороннее изучение
какого-либо процесса или явления, связей
и отношений с использованием разработанных
в науке принципов и методов познания,
а также получение и внедрение в практику
полезных для человека результатов.
2. Характеристика научного
Для успеха научного
исследования его необходимо правильно
организовать, спланировать и выполнять
в определенной последовательности.
Эти планы и последовательность действий
зависят от вида, объекта и целей научного
исследования. Так, если оно проводится
на технические темы, то вначале разрабатывается
основной предплановый документ – технико-экономическое
обоснование, а затем осуществляются теоретические
и экспериментальные исследования, составляется
научно-технический отчет и результаты
работы внедряются в производство.
В социально-правовом исследовании
выделяются пять стадий:
1) подготовка программы;
2) социологическое наблюдение (сбор эмпирической информации);
3) обработка и обобщение
4) научный анализ и объяснение данных;
5) изложение итогов.
Применительно к работам
студентов на экономические темы можно
наметить следующие последовательные
этапы их выполнения:
1) подготовительный;
2) проведение теоретических и эмпирических
исследований;
3) работа над рукописью и её оформление;
4) внедрение результатов научного исследования.
Представляется
необходимым сначала дать общую характеристику
каждому этапу научно-исследовательской
работы, а затем более подробно рассмотреть
те из них, которые имеют большое значение
для выполнения научных исследований
студентами.
Подготовительный
(первый) этап включает: выбор темы; обоснование
необходимости проведения исследования
по ней; определение гипотез, целей и задач
исследования; разработку плана или программы
научного исследования; подготовку средств
исследования (инструментария).
Вначале формулируется тема научного
исследования и обосновываются причины
её разработки. Путем предварительного
ознакомления с литературой и материалами
ранее проведенных исследований выясняется,
в какой мере вопросы темы изучены и каковы
полученные результаты. Особое внимание
следует уделить вопросам, на которые
ответов вообще нет либо они недостаточны.
Составляется список нормативных актов,
отечественной и зарубежной литературы,
при написании диссертационных исследований
– список тем диссертаций, а при невозможности
посмотреть весь текст диссертации можно
в некоторых случаях ограничиться изучением
авторефератов диссертаций. Разрабатывается
методика исследования. Подготавливаются
средства НИР в виде анкет, вопросников,
бланков и т.д.
Исследовательский
(второй) этап состоит из систематического изучения
литературы по теме, статистических сведений
и архивных материалов; проведения теоретических
и эмпирических исследований, в том числе
сбора социально-экономической и статистической
информации, материалов производственной
практики; обработки, обобщения и анализа
полученных данных; объяснения новых научных
фактов, аргументирования и формулирования
положений, выводов и практических рекомендаций
и предложений.
Третий этап включает: определение композиции
(построения, внутренней структуры) работы;
уточнение заглавия, названий глав и параграфов;
подготовку черновой рукописи и её редактирование;
оформление текста, в том числе списка
использованной литературы и приложений.
Четвертый этап состоит из внедрения результатов
исследования в практику и авторского
сопровождения внедряемых разработок.
Научные исследования не всегда завершаются
этим этапом, но иногда научные работы
студентов (например, дипломные работы)
и результаты диссертационных исследований
рекомендуются для внедрения в практическую
деятельность.
3. Классификационные признаки
Научные исследования
классифицируются по различным основаниям.
По источнику
финансирования различают:
- научные исследования бюджетные,
- хоздоговорные,
- нефинансируемые.
Бюджетные исследования
финансируются из средств бюджета РФ или
бюджетов субъектов РФ. Хоздоговорные
исследования финансируются организациями-заказчиками
по хозяйственным договорам. Нефинансируемые
исследования могут выполняться по инициативе
ученого, индивидуальному плану преподавателя.
В нормативных актах
о науке научные исследования делят по целевому
назначению на:
- фундаментальные,
- прикладные.
В Федеральном законе
от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной
научно-технической политике» даны понятия
фундаментальных и прикладных научных
исследований.
Фундаментальные научные
исследования – это экспериментальная
или теоретическая деятельность, направленная
на получение новых знаний об основных
закономерностях строения, функционирования
и развития человека, общества, окружающей
природной среды. Например, к числу фундаментальных
можно отнести исследования о закономерностях
становления и функционирования правового
государства или о мировых, региональных
и российских экономических тенденциях.
Прикладные научные
исследования – это исследования,
направленные преимущественно на применение
новых знаний для достижения практических
целей и решения конкретных задач. Иными
словами, они направлены на решение проблем
использования научных знаний, полученных
в результате фундаментальных исследований,
в практической деятельности людей. Например,
как прикладные можно рассматривать работы
о методике оценки инвестиционных проектов
в зависимости от их видов или работы,
связанные с маркетинговыми исследованиями.
По срокам выполнения научные
исследования можно разделить на:
-долгосрочные,
-краткосрочные,
-экспресс-исследования.
В зависимости от
форм и методов исследования некоторые
авторы выделяют экспериментальное, методическое,
описательное, экспериментально-
В теории познания выделяют два уровня
исследования: теоретический и эмпирический.
Теоретический
уровень исследования характеризуется
преобладанием логических методов познания.
На этом уровне полученные факты исследуются,
обрабатываются с помощью логических
понятий, умозаключений, законов и других
форм мышления.
Здесь исследуемые объекты
мысленно анализируются, обобщаются, постигаются
их сущность, внутренние связи, законы
развития. На этом уровне познание с помощью
органов чувств (эмпирия) может присутствовать,
но оно является подчиненным.
Структурными компонентами
теоретического познания являются проблема,
гипотеза и теория.
Эмпирический уровень
исследования характеризуется преобладанием
чувственного познания (изучения внешнего
мира посредством органов чувств). На этом
уровне формы теоретического познания
присутствуют, но имеют подчиненное значение.
Взаимодействие эмпирического и теоретического
уровней исследования заключается в том,
что: 1) совокупность фактов составляет
практическую основу теории или гипотезы;
2) факты могут подтверждать теорию или
опровергать ее; 3) научный факт всегда
пронизан теорией, поскольку он не может
быть сформулирован без системы понятий,
истолкован без теоретических представлений;
4) эмпирическое исследование в современной
науке предопределяется, направляется
теорией. Структуру эмпирического уровня
исследования составляют факты, эмпирические
обобщения и законы (зависимости).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объект и предмет
исследования как категории научного
процесса соотносятся между собой как
общее и частное. В объекте выделяется
та его часть, которая служит предметом
исследования. Именно на него и направлено
основное внимание исследователя.
Очень важным этапом
научного исследования является выбор
методов исследования, которые служат
инструментом в добывании фактического
материала, являясь необходимым условием
достижения поставленной цели.
Непосредственно самому
научному познанию предмета исследования
предшествует большая теоретическая работа
, приступающего к данному исследованию.
Научное исследование строится не на пустом
месте. При изучении проблемы исследователь
исходит из уже существующей концепции,
если есть такая, с которой он согласен,
или критикует все имеющиеся, а свою гипотетическую
концепцию доказывает. Реальное исследование
не может полностью соответствовать идеальному.
Отклонения от идеального исследования,
которые в процессе деятельности психолога
возникают неизбежно, порождены особенностями
мира, в котором мы живем. Нельзя добиться
полного соответствия идеала и реальности,
даже в ходе научных изысканий. Другое
дело, что научный метод должен давать
результат, максимально приближенный
к идеальному.
Таким образом, рассмотрев понятие и сущность научного исследования и выявив его характеристику и этапы, мы определили классификационные признаки научного исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бониц М. Научное исследование и научная информация. - М.: Наука, 1987.-155с.
2. Герасимов И.Г. Структура научного исследования/ И.Г. Зеркин, В.Г. Игнатов. – М: МарТ, 2000. – 448 с.
3. Основы научных исследований / Под ред. В.И Крутов., И.М.Грушко, В.В.Попов. – М.: Высш. шк., 1989
4. Кузнецов И.Н. Научные работы: методика подготовки и оформления. – Минск, Наука, 2000.
5. Шевелёва Г.И. Патентоведение и основы научных исследований. Учебное пособие. – Кемерово, 2003. - 80 с.