Классическая западная социология XIX – начала XX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 18:48, контрольная работа

Краткое описание

1. О. Конт как основоположник социологической науки.
2. Т. Спенсер и органическая школа в социологии.
3. Э. Дюркгейм и его теория социальной солидарности и аномии.
4. М. Вебер и его социологические взгляды.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 40.21 Кб (Скачать файл)

Тема 3. Классическая западная социология XIX – начала XX вв.

План

1. О. Конт как основоположник  социологической науки.

2. Т. Спенсер и органическая школа  в социологии.

3. Э. Дюркгейм и его теория  социальной солидарности и аномии.

4. М. Вебер и его социологические взгляды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. О. Конт как основоположник социологической науки.

Огюст Конт (1798–1857) жил  в г. Монпелье, Франция. В 1817–1824 гг. был секретарем известного философа-утописта графа Сен-Симона.

Французское общество в  этот период остро переживало кризис традиционных идеологических систем, на фоне интенсивного развития науки  и техники шли поиски справедливого  общественного устройства.

Основной заслугой О. Конта следует считать то, что  он совершил переворот в общественных науках, определив предмет и метод  социологии. Он же 1839 г. ввел и термин «социология» для обозначения новой науки об обществе. Первый крупный его труд (1830–1842) – шеститомный «Курс позитивной философии».

Получив математическое и естественное образование, он считал, что наука об обществе должна быть точным знанием, опирающимся на методы естественных наук. По мнению О. Конта, необходимо отделить науку от метафизики и теологии. Истинная наука должна раз и навсегда отказаться от «вечных», неразрешимых вопросов, которые нельзя подтвердить или опровергнуть фактами. Люди не могут устанавливать законы развития природы и общества, можно  лишь постичь различные взаимосвязи  фактов и явлений, никогда не проникая до конца в подлинные причины  их возникновения. Дело ученого –  наблюдать, регистрировать и систематизировать  факты и на основе проведенной  систематизации выявлять определенные, существующие изначально закономерности.

При изучении общества и  общественных явлений необходимо использовать такие же методы, как при изучении неживой природы для получения  подлинного «позитивного» знания. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценок и мнений исследователя.

По мнению Конта, «социология» – единственная наука, призванная открывать  законы, универсальные как для  природы, так и для общества. Впоследствии подобное положение назвали принципом  универсализма.

Первоначально в его  трудах социология даже называлась «социальной  физикой». В качестве основных методов  новой науки были предложены: наблюдение, эксперимент, типологизация, сравнительно-исторический метод.

По мнению О. Конта, все науки делятся на абстрактные (изучающие законы, категории, явления: астрономия, физика, химия, биология, социология) и конкретные – применяющие законы к частным областям, например медицина. В своей «всеобщей классификации» наук он ставил социологию выше всех остальных наук, в том числе математики, физики и биологии, а преобразующую роль социологии для общества сравнивал с ролью религии.

Принципиально важно, что  О. Конт думает не только об объяснении того общества, которое есть сейчас, но и о том, каким оно должно быть и что надо для этого делать. Таким образом, уже тогда была заложена одна из важнейших функций  современной социологии – прогностическая  и преобразующая. Можно сказать, что он на новой основе продолжает идеи предшественников – философов  французского Просвещения, которые  также рассуждали о том, каким  должно быть справедливое, здоровое общество, но не обладали необходимым «позитивным» знанием.

О. Конт верил, что с  помощью науки и просвещения  можно решить все социальные проблемы. По его мнению, чтобы вылечить больное  общество, надо создать точную науку  об обществе и открытые ею законы преподавать  в школах и университетах, чтобы  люди научились правильно и разумно  строить свои взаимоотношения.

Под обществом О. Конт понимал все человечество или  какую-либо его часть, связанную  consensus omnium – всеобщим согласием (солидарностью). Вместе с тем: «…общественная гармония не может установиться там, где господствует конкуренция и эксплуатация.», отсюда, консенсус может быть достигнут путем развития разделения труда – на основе роста всеобщей заинтересованности друг в друге. Из минусов разделения труда (корпоративность, разрушение единства) вытекает необходимость политической власти правительства как выразителя «общего духа». Государство – орган социальной солидарности и подчинение ему– священный долг каждого, считает О. Конт. Посредником между индивидом и обществом выступает семья, но семейные связи имеют совсем другую природу, чем социальные.

Учение  О. Конта состояло из социальной статики, описывающей отношения между социальными институтами, исоциальной динамики, раскрывающей законы развития социальных систем.

Социальный прогресс понимался им как развитие по восходящей линии. Первичными факторами прогресса  являются духовное и умственное развитие человека, вторичными – климат, раса, продолжительность жизни.

Используя метод исторического сравнения, О. Конт обосновывал, в частности, объективность  появления социологии. В сформулированном им законе интеллектуальной эволюции человечества, или законе трех стадий, в историческом развитии выделено три этапа.

Первая, теологическая, стадия – с начала человеческой истории до конца европейского Средневековья люди воспринимали все вокруг, в том числе и общество, как проявление воли Бога. С Ренессанса началась метафизическаястадия, на протяжении которой люди считали общество, скорее, естественным явлением, чем сверхъестественным. Т. Гоббс, например, писал, что оно отражает не столько божественное совершенство, сколько изъяны эгоистичной человеческой души. Третья, научная, или позитивная, стадия берет начало с периода расцвета науки, промышленности, развития общественной жизни. Обществу требуется новая идеология, выполняющая интегрирующую роль, которую несет в себе позитивная философия – «социология».

 

 

 

 

 

 

2. Т. Спенсер  и органическая школа в социологии.

Герберт Спенсер (1820–1903) – английский философ и социолог-позитивист, основатель органической школы в социологии.

Главное социологическое  произведение Спенсера – трехтомный труд «Основания социологии», дающий целостное  представление о методологических принципах ученого и его взглядах на общество.

Суть органической теории Спенсера заключается в понимании  общества как социального организма, подобного биологическому и развивающегося по таким же законам. Последовательно проводя аналогию между социальными и биологическими организмами, Спенсер выделяет следующие их общие черты:

? все организмы растут, увеличиваясь в объеме;

? они имеют свою  внутреннюю структуру;

? эта структура усложняется  по мере роста;

? усложнение структуры  сопровождается усилением дифференциации  функций составляющих ее частей;

? это ведет к развитию  взаимодействия между отдельными  частями.

В подтверждение этих положений Спенсер приводил ряд  конкретных аналогий: роль мозга выполняет  в обществе правительство, кровообращения – торговля, сосудистой системы  – транспорт, питания – промышленность и земледелие и т. д. В то же время Спенсер отмечал и отличие общества от биологических организмов: 1) в нем индивид меньше зависит от социального целого; 2) в биологических организмах элементы существуют ради целого, а общество, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов.

С органической теорией  общества Спенсера тесно связано  его учение о всеобщей эволюции, сложившееся во многом под влиянием идей Ч. Дарвина. Эволюцию Спенсер рассматривал как высший закон всего существующего, как источник любого природного и  общественного явления. Ее основные моменты – переходы от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация), от неопределенного к определенному (возрастание порядка).

Социальная эволюция, по Спенсеру, представляет собой часть  «общего процесса эволюции». Общество развивается от простейших форм к более сложным по естественным законам, которые носят объективный характер.

В ходе социальной эволюции происходит совершенствование институтов общества, усложнение их функций. Главное  направление социальной эволюции Спенсер  видел в нарастании внутренней дифференциации общества (усложнении политической организации, социальном расслоении, появлении новых  институтов и т. д.). Любое высокоорганизованное общество состоит из трех главных систем: «производительной», «распределительной» и «регулятивной». Каждая их этих систем включает социальные институты, под которыми Спенсер понимал «устойчивые структуры социальных действий». Например, в рамках «регулятивной системы» он выделял институты социального контроля, куда относил государство, церковь, семью, обряды и традиции («церемониальные институции»). Вся система социального контроля, по Спенсеру, держится на страхе: «страх перед живыми» поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» – церковью.

Степень строгости социального  контроля и централизации управления Спенсер считал одним из главных  критериев классификации обществ. Так, он различал «военный» и «промышленный» типы общества. Первый характеризуется  сильным централизованным контролем  и иерархическим порядком власти. Вся жизнь здесь подчинена  дисциплине, а сотрудничество людей  в достижении общих целей имеет  принудительный характер. В обществах  «промышленного» типа система управления становится более гибкой, принудительная кооперация уступает место добровольной, а власть рассматривается как  выражение общей воли свободных  граждан.

«Военный» тип общества отражает, согласно Спенсеру, более  низкую ступень общественного развития по сравнению с обществом «промышленного»  типа. Переход от первого ко второму  он рассматривал как социальный прогресс. Со временем спенсеровская концепция «однолинейного» прогресса, т. е. непрерывного поступательного движения общества, модифицируется в теорию усложненной «многолинейной» эволюции, предполагающей в отдельных случаях даже возможность социальной деградации.

Спенсер высоко оценивал конкуренцию в качестве механизма  совершенствования общества, приписывая ей роль «естественного отбора». Вознаграждая наиболее умелых и усердных работников, конкуренция способствует не только повышению интеллектуального и  морального уровня общества, но и увеличению объема общественного богатства. Спенсер  считал, что необходимо избавляться  от неприспособленных членов общества и государство не должно вмешиваться  в этот процесс.

Спенсер, как и Конт, был противником революционных  преобразований, полагая, что любое  вмешательство в естественный ход  развития общества может обернуться непредсказуемыми последствиями. Он также  не разделял социалистических идеалов, считая, что их реализация приведет к подавлению личности, насаждению уравнительности («поощрение худших за счет лучших»), росту бюрократического аппарата, ведающего распределением и перераспределением общественных благ.

Большое внимание Спенсер  уделял разработке понятийного аппарата социологии. Он первым стал широко использовать такие социологические категории, как «социальная система», «социальный  институт», «социальная функция» и  др. Ему принадлежит приоритет  и в обосновании взаимосвязи  изменения социальной структуры  и дифференциации функций составляющих ее элементов, необходимости координации  этого процесса в рамках специальной  регулирующей системы.

Выдвинув на первый план изучение структуры общества и  функций ее элементов, Спенсер заложил  основы структурно-функционального  метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Именно этим и определяется, прежде всего, его заслуга в развитии социологической мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Э. Дюркгейм  и его теория социальной солидарности  и аномии.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — основатель французской социологической школы. Он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии — «социальную сферу». Им разработаны методология и методы социологических исследований, что позволило подвести под социологическую науку базу эмпирических исследований и акцентировать внимание на ее прикладном характере. Этому, в частности, посвящена его работа «Правила социологического метода» (1895), в русском переводе — «Метод социологии» (1899). Об этом свидетельствует его фундаментальный труд «Самоубийство. Социологический этюд» (1897, русский перевод осуществлен в 1912).

Объяснение социальной жизни  нужно искать в природе самого общества, считал Дюркгейм. Требование «объяснять социальное социальным» — по существу девиз его социологической школы.

Социология — это наука  о социальных фактах, под которыми он понимал прежде всего политические, правовые, моральные, религиозные и другие нормы, ценности, идеи, вырабатываемые коллективным сознанием и оказывающие на отдельного индивида принудительное воздействие, то есть заставляющие каждого действовать в соответствии с этими фактами.

Другими словами, конечными  причинами социальных изменений, согласно Дюркгейму, выступают идеи и духовные ценности людей, которые они реализуют  на практике. По существу Дюркгейм, как  и Конт, разделяет ту точку зрения, что не общественное бытие определяет общественное сознание, как утверждал  Маркс, а общественное сознание определяет общественное бытие.

Информация о работе Классическая западная социология XIX – начала XX вв