Контент- анализ как метод сбора социологической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:02, контрольная работа

Краткое описание

Контент-анализ - метод исследования материалов, опубликованных в СМИ, применяемый для оценки качественного и количественного присутствия компании (персоны, бренда, идеи) в прессе. Как правило, в сравнении с конкурирующими объектами той же категории. Контент-анализ позволяет создать картину видения продукта/персоны/бренда/процесса, которая создается в обществе посредством СМИ. Контент-анализ активно используется для решения задач анализа коммуникации в области государственных и бизнес-структур. Его суть заключается в переводе вербальной информации в более объективную невербальную форму.

Вложенные файлы: 1 файл

социология.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

1. Когда мы  имеем непрямой выход на говорящего, автора. Обычного собесед-ника мы  можем спросить, что именно означают  его слова, зачем он это сказал. Но есть целый круг ситуаций, когда прямой вопрос невозможен. Например, ко-гда речь идет о президенте недружественного государства, о давно умершем писателе, о чужой пропаганде. Во всех этих случаях перед нами есть только не-прямые выходы. Так, в условиях дефицита информации, например, американцы анализировали отношения Ельцина и военных на основе того, застегнул ли он пуговицы на пиджаке, поднимаясь из президиума для выступления.

2. Когда языковой  фактор является решающим для  исследования. Есть специ-фические задачи, где язык очень важен, или только языковой подтекст доступен для исследователя. Например, установление шизофрении, поиск автора анонимного текста. Установление авторства текстов, принадлежащих Шекспиру, Шолохову и т.д. -это тоже задача контент-анализа.

3. Когда объем  материала слишком велик. Мы  имеем подобные объемы в случаях  массовой коммуникации, литературы, кино. Именно опора на совершенно  иные объемы дает новые результаты. Джон Несбит заложил основы  анализа тенденций, который публикуется раз в квартал, на базе контент-анализа 6000 газет. Наше индивидуальное прочтение одной-двух газет не дает возможности увидеть то, что показывает анализ целого массива.

В качестве недостатка контент-анализа обычно указывают  на субъективизм при определении исходных данных: как понимать содержание; зависит ли оно от интерпретации получателя информации или определяется целью коммуникации и темой; насколько выбор категорий объективен; каков должен быть оптимальный объем текстового материала при определении зависимостей категорий и индикаторов в терминах частотности и др.

Предлагаются  альтернативные подходы к содержательному  анализу информации. Наиболее оптимальным  вариантом контент-анализа считается  функциональный, в котором категории  выделяются на основе их функций. Так, например, средства массовой коммуникации и их содержательная информация могут классифицироваться на основе их доминирующей функции по отношению к аудитории. Любопытны в этом плане исследования коммуникации, связанной с политической сферой деятельности. Так, в частности, американский исследователь Д. Грабер обосновал набор функций "политической коммуникации", который и использовал в качестве системы категорий контент-анализа и как измерение намерений (замысла) коммуникатора, а именно - привлечение внимания, установление связей, определение ситуаций, принятие обязательств, коммуникации.

Р. Тернер к числу  преимуществ контент-анализа относит  следующие характеристики:

- это ненавязчивый метод (нет взаимодействия с фоном исследования, который мог бы исказить результаты);

- это косвенный метод (выводы исходят из того, что непосредственно не наблюдается);

- он дает представление об объектах, которые исследователь непосредственно не наблюдает (к примеру, тенденции вражеской пропаганды или понимание культур и социальных структур прошлого).

 

 

Заключение

     Контент-анализ используется в таких областях, как изучение социальных оценок тех или иных событий, анализ пропаганды, методов журналистики, изучение арсенала средств массовой коммуникации, психологические, психоаналитические исследования. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы. Контент-анализ -это всегда сопоставление двух потоков. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1. PR для профессионалов. Почепцов Г.Г 1999

2. Теория коммуникации. Почепцов Г.Г 2002

3. Основы современной  социологии. Григорьев С.И.,Растов  Ю.Е. 2001

4. Анализ содержания_ социологический метод изучения  средств массовой коммуникации. Л.Н. Федотова. 2004

5. Социология  коммуникации. Конецкая В.П 2005

 

 


Информация о работе Контент- анализ как метод сбора социологической информации