Контент - анализ как метод исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Контент-анализ - это перевод в количественные, показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берельсоном. Важный вклад в развитие процедур контент-анализа внесли российские и эстонские социологи, особенно А. Н. Алексеев, Ю. Вооглайд, П. Вихалемм, Б. Л. Грушин, Т. М. Дридзе, М. Лауристинь

Содержание

Ведение
1. Контент-анализ как метод анализа документов
1.1 Общая характеристика метода контент - анализа
1.2 Основные процедуры контент - анализа
1.3 Процедуры подсчета
2. Контент - анализ на примере исследования конкретной проблематики
2.1 Программа исследования
2.2 Классификация категорий анализа в исследовании
2.3 Выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая моя(оригинал).docx

— 72.04 Кб (Скачать файл)

3. «травма  детства», пережитый в раннем  возрасте разрушительный опыт  заставляют индивида вымещать  на близких свои детские комплексы.

4. социальная  и психологическая декомпенсация  в результате внешних воздействий,  превышающих пределы личностной  устойчивости индивидов, вынуждает  ряд из них искать заместительной  компенсации своей неудовлетворенности  дома, самоутверждаясь за счет более слабых, неспособных дать отпор и защитить себя.

5. личностные  особенности индивида, с чрезмерно  развитыми их доминирующими чертами  и особенностями характера, не  компенсированными в свое время  достаточно адекватным. Россия:

 

Для того, чтобы говорить о наркотической  зависимости, нужно разобраться  в основных факторах, побуждающих  начать употребление наркотиков. В  ходе данного контент-анализа было выявлено, что в большинстве сообщений было выявлено, что наркотики принимать их побудило неблагополучное окружение и доступность наркотиков – от 1 до 4 употреблений (всего 29 и 27 упоминаний соответственно) и социальное и экономическое неблагополучие – от 1 до 3 упоминаний в сообщениях (по 24 упоминания всего). Если говорить об объективных микрофакторах, то тут на первое место по частоте употребления понятий выходят частая смена места жительства, проблемы в школе – от 1 до 2 употреблений ( 18 и 14 употреблений соответственно), а также проблемы в семье и в школе.

Переходя  к оценке субъективных индивидуально  – психологических мотивов употребления, то здесь нужно отметить, эмоциональную  перегруженность, тревожность и  лидирующие по частоте упоминаний переживания  по поводу неразделенной любви –  частота употребления от 1 до 5 раз  (всего 34 упоминания) и ухода из жизни  близких людей – от 1 до 3 упоминаний (всего 26). Также на страницах форума в качестве факторов наркозависимости рассматривались нереализованные мечты, подражание кому-либо, завышенная самооценка.

Также в  качестве индивидуально-биологических  субъективных факторов рассматривались  наследственность психических заболеваний, нейроинфекции, тяжелые соматические заболевания, органические поражения головного мозга, Но ни один из вышеперечисленных факторов в сообщениях рассмотрен не был.

Вопросы борьбы с наркоманией выходят  сегодня на первый план. Проблема наркомании в России давно приняла характер эпидемии и государство начало серьезную  борьбу с наркоманией. Огромных усилий и колоссальных финансовых затрат требует  профилактика наркомании. Ни одна семья  уже не уверена в том, что их близкий – сын или дочь, внучка или внук, брат или сестра - не попробовал хоть раз наркотик. Способы вовлечения стали более агрессивны. Первая доза предлагается, как правило, бесплатно, а потом, когда возникнет зависимость, нужны уже будут деньги. Поэтому  наркоманы идут добывать деньги на следующие дозы любыми способами: воровством, распространением наркотиков, проституцией. Сегодня борьба с наркоманией - это  крайне важная задача.

В ходе проведения данного контент –анализа были выявлены многие тенденции в области наркомании и поведении наркозависимой категории  граждан. Также можно сказать, что  гипотеза-основание и гипотеза-следствие  частично нашли свое подтверждение. Прогностическая гипотеза, если найдет оправдание, то значительно позже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      При написании контрольно - курсовой работы была поставлена цель изучить метод контент - анализа и рассмотреть применение этого метода на примере исследования конкретной проблематики.

    

Контент-анализ — это техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетании и пр.).

Итак, смысловые единицы анализа  выделяются на основе содержания гипотез  исследования, подсказываются методологическими  посылками программы.

Единицы счета могут и совпадать и не совпадать с единицами анализа. Контент-анализ текста может быть весьма многосторонним, причем одновременно используются несколько единиц анализа и несколько единиц счета.

В общем виде процедуры подсчета при контент-анализе аналогичны стандартным приемам классификации по выделенным группировкам, ранжирования и шкального изменения. Использование личных,, или, как иногда говорят, "человеческих", документов, в теоретической парадигме жесткого, например, структурно-функционального, анализа более ограниченно. Такие материалы хороши для социально-психологических и педагогических исследований. Личные документы - прекрасная база для жанра социологического эссе, широко используемого нашими польскими коллегами. Большой популярностью пользуются в Польше своеобразные конкурсы сочинений или биографий, объявляемые через газету. Итоги анализа таких материалов публикуются в виде полусоциологичос-ких-полужурналистских очерков, ставящих подчас весьма острые и серьезные проблемы.

     Для разработки и применения методик контент-анализа необходимо, но недостаточно знать только теорию самого метода, технические приемы его использования. Обязательно нужно учитывать особенности дискурса эмпирического объекта в сочетании с проблематикой исследования. Только такой комплексный подход позволит разработать адекватную методику и по-

лучить желаемые результаты.

 

 

 

Список  литературы

1. Григорьев С.И.  Основы современной социологии. Изд.: Алтайский  государственный университет,  2001. С. 79- 112.

2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник.: ИНФРА-М, 2004. С. 144 - 168.

3. Корсунская М. В., Семенова А.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / Под ред. В.А. Мансурова. - М.: Институт социологии РАН, 2010. С.  65 - 85.

4. Манаев О. Т. Опыт контент- анализа альтернативной прессы Белоруссии //   Социологические исследования, 1991. С. 32 - 40.

5. Федотова Л.Н. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации. - М.: Научный мир, 2001. С. 120 - 133.

список литературы дополнить, заключение, сноски сделать, выводы.

Россия: насилие в  семье -- насилие в обществе / Под  ред. Т.Ю. Забелиной. -- М., 2002. -- 109 с.

 

 

Приложение

Протокол  контент- анализа по теме форума «Насилие в семье над женщинами со стороны  мужчин»

Пункты код. бланка.

Номера сообщений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

101

1

-

-

-

-

2

1

-

-

1

1

2

2

4

1

-

-

-

-

1

1

1

-

2

1

102

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

1

1

-

-

103

-

-

-

-

1

-

-

-

1

-

-

1

-

-

-

1

-

1

-

-

-

-

-

-

-

104

-

1

2

2

-

1

-

-

2

1

-

-

-

-

-

-

2

-

-

-

-

-

-

-

-

105

1

1

1

2

1

1

-

-

1

-

-

2

3

1

2

-

-

-

1

-

-

1

-

-

1

106

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

3

-

-

-

-

2

-

-

-

2

2

-

-

-

-

107

-

-

-

1

-

-

1

2

1

-

-

2

1

-

-

-

-

-

-

1

2

1

1

-

-

108

1

-

-

-

-

-

-

1

-

1

-

-

-

-

-

3

1

1

3

-

-

-

-

-

2

109

-

-

-

-

2

1

-

-

-

1

1

1

-

-

-

-

-

-

1

-

-

1

-

1

1

110

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

201

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

202

1

4

1

3

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3

1

1

-

1

-

-

-

-

-

203

3

-

-

2

-

-

-

-

-

3

-

-

-

-

2

-

-

-

2

-

-

-

3

-

-

204

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

205

1

1

-

-

-

-

1

-

-

-

1

2

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

1

-

206

-

-

-

-

1

1

1

-

-

-

-

-

-

3

-

-

-

1

2

-

-

1

-

-

-

207

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

1

1

-

-

-

-

-

-

-

1

-

208

-

-

-

-

-

-

-

1

1

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

209

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

1

1

-

-

-

-

-

1

210

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

301

2

1

1

2

1

2

1

-

-

-

1

2

3

-

1

3

5

1

1

-

-

4

1

-

-

302

-

1

-

-

-

-

-

2

2

2

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

1

303

2

2

3

-

-

-

4

-

-

-

-

-

-

2

-

-

1

1

2

2

2

1

1

-

-

304

1

-

-

2

-

-

-

1

1

-

-

-

-

-

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

1

305

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

2

-

-

-

-

2

-

-

2

1

-

306

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

1

1

-

-

307

1

-

-

-

2

2

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

1

-

-

-

-

-

-

2

308

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

-

-

-

-

2

-

-

-

2

-

-

2

1

-

309

1

2

2

2

-

-

-

-

-

-

-

2

-

-

-

-

1

-

1

-

-

-

-

-

-

310

3

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

2

1

-

-

-

-

-

-

-

1

1

2

-

1

311

-

-

-

-

-

-

-

2

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

-

-

-

312

2

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

313

-

2

-

2

1

1

-

-

1

1

-

1

-

2

1

-

-

2

2

-

2

-

-

1

-

314

2

-

2

-

4

4

4

1

2

1

1

1

1

3

3

3

-

2

2

2

1

1

3

2

1

315

1

1

1

1

3

2

2

2

1

2

2

2

2

-

-

1

1

1

1

-

-

-

1

2

1

316

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

401

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

-

2

-

-

-

2

2

-

-

1

1

1

-

-

402

2

2

2

3

3

1

1

1

-

-

-

-

2

1

-

-

-

2

-

-

-

1

1

1

1

403

-

-

-

-

2

2

-

2

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

3

-

-

-

-

-

2

404

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3

-

-

-

-

-

-

-

4

-

-

-

-

-

405

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3

-

-

-

-

-

-

-

1

1

-

-

-

-

406

2

2

2

2

2

1

1

1

1

3

1

1

1

-

-

2

-

4

4

-

-

-

-

5

1

407

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

408

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

-

-

-

-

-

-

-

-

2

1

-

-

-

501

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3

-

-

-

-

-

-

-

2

2

2

1

502

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3

2

1

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

1

-

-

503

-

-

-

1

-

-

-

-

-

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

504

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

505

2

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

1

1

1

-

1

-

-

-

2

1

601

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

-

-

-

-

1

1

3

1

4

-

-

-

-

1

602

1

-

-

-

1

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

2

1

1

-

-

-

603

4

2

1

4

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

1

1

1

604

4

4

2

2

2

1

1

1

3

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

-

-

-

605

-

-

-

-

-

1

1

1

3

2

1

-

-

-

1

2

1

1

-

-

-

-

-

-

-

606

1

1

-

-

-

-

-

1

1

1

-

-

-

2

1

1

-

-

-

-

-

2

1

1

-

607

2

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

1

-

1

-

-

2

1

-

-

-

2

608

-

-

-

1

1

-

-

3

-

-

-

2

1

1

3

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

609

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3

-

-

-

-

-

-

610

-

-

1

1

-

-

-

-

2

1

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

1

2

1

-

611

2

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

612

1

-

2

-

1

-

1

-

-

-

1

1

1

-

1

1

-

-

-

1

-

3

1

1

-

701

-

-

-

-

2

2

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

2

2

-

-

-

-

702

1

1

1

2

-

1

-

-

-

-

3

2

1

-

-

-

-

-

-

-

-

3

1

-

-

703

2

1

1

1

3

3

1

1

-

-

-

-

1

-

2

1

-

-

-

4

-

2

1

-

3

704

2

3

3

3

3

1

1

4

2

1

1

1

1

1

-

2

1

1

1

3

1

3

2

1

-

705

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

-

-

-

-

-

-

2

3

2

-

-

-

-

801

-

-

-

-

2

2

3

1

-

-

-

-

2

1

1

1

1

3

1

-

-

-

3

-

-

802

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

803

1

1

-

-

-

-

-

2

1

-

-

-

-

2

1

-

-

-

-

2

-

-

2

3

1

804

-

-

-

-

-

-

2

-

-

-

2

3

3

2

-

-

2

2

1

4

-

2

-

-

-

805

1

-

1

-

3

2

1

3

1

-

-

-

-

-

2

1

1

-

-

-

-

-

-

-

1

806

2

3

3

3

1

1

1

2

1

2

1

-

3

2

1

1

-

2

1

1

1

3

3

2

2

807

2

3

-

-

-

1

1

1

2

1

-

-

-

2

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

901

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

902

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

903

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

904

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1001

1

1

1

2

2

3

1

-

1

-

1

2

1

-

-

-

1

-

 

2

1

4

1

-

-

1002

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

-

-

-

-

1

-

-

1003

-

-

-

-

-

-

2

2

1

-

-

-

-

-

-

-

-

2

4

1

-

-

-

-

-

1004

-

-

1

-

-

-

2

1

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

2

1

-

-

-

-

1

1005

2

2

-

1

1

-

1

1

-

-

3

1

1

-

1

1

-

-

-

4

4

5

1

1

-

1006

-

-

-

-

-

2

-

-

-

2

2

-

-

2

1

-

2

-

-

-

-

-

1

-

2

1101

-

-

-

-

-

-

-

-

2

3

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

1102

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

1

-

-

-

-

-

-

1103

-

2

1

-

-

-

-

-

-

2

2

4

1

1

-

-

-

-

-

-

-

2

1

1

-

1104

3

-

-

2

-

-

-

3

-

-

-

-

2

1

-

-

-

-

-

2

2

-

-

2

1

1105

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контент - анализ как метод исследования