Контрольная по политологии и социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:23, контрольная работа

Краткое описание

1. В чем различие статусного и ролевого набора?
2.Что такое социальный институт?
3. Функции социального института.
4. Что такое социальный статус?
5. Несовпадение статусов
6. Социальные группы.
1. Что такое политика?
2. Источники политической власти

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по социологии и политологии.docx

— 52.62 Кб (Скачать файл)
  1. публичная власть отделена от общества и не совпадает с социальной организацией. Наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;
  2. определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;
  3. суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;
  4. монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы и т. п.;

5)право на взимание  налогов и сборов с населения,  которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;               

6)обязательность членства  в государстве. Человек получает  гражданство с момента рождения. В отличие от членства в  партии или других организациях, гражданство является необходимым  атрибутом принадлежности любого человека;

7)претензия на представительство  всего общества как единого  целого и на защиту общих  интересов и целей. В реальности  же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.

                                 

                                  3. Функции государства

 

Функции государства можно  разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

Внутренние функции — деятельность государства, направленная на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий.

Внешние функции  — деятельность государства как субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

                

                  4.  Федеративное и унитарное государство

 

По характеру внутренних связей и форме государственного устройства выделяют два основных типа государственных структур - унитарное  и федеративное государство.

Унитарное государство - это  такая форма государственного устройства, при котором территория государства  подразделяется на унифицированные  административно-территориальные единицы (области, округа, районы, департаменты и т.п.). В унитарном государстве, в отличие от федерации, имеется  одна конституция, один высший представительный орган государственной власти, одно правительство и т.д. Это создает  организационно-правовые предпосылки  для сильного влияния центральной  власти на всей территории страны. Примеры  унитарных государств - царская Россия, Бельгия, Голландия, Япония, Бразилия и  др.

Отличия федеративного государства  от унитарного заключается в наличии  самостоятельных административно-территориальных  единиц, как правило, обладающих собственным  бюджетом, собственной системой законодательной  и исполнительной власти и строящих отношения с федеральным центром  на основе разграничения полномочий и ответственности. Федеративная структура  государства складывается обычно в  тех странах, где разные регионы  сильно отличаются друг от друга по культурным традициям и уровню экономического развития. Россия является федеративным государством. Такое же устройство имеют США, Канада, Германия, Индия, Мексика. Крайней разновидностью федеративного государства является конфедерация, предполагающая еще более высокую самостоятельность регионов. 

 

                            5. Политический режим России

 

Политический режим современной  России, исходя из названных признаков  того или иного режима, можно констатировать, что современная политическая действительность в России больше ассоциируется с  авторитарно-бюрократическим режимом, хотя и характеризующимся определенными  внешними, формальными атрибутами демократии.

Конечно, было бы неправильно  отрицать и некоторые достижения проводимых реформ, прежде всего связанные  с рядом таких демократических  завоеваний, как выборы Президента, депутатов Государственной Думы и региональных законодательных  органов, проведение референдумов, свобода  слова, расширение отдельных политических прав для граждан, утверждение идей парламентаризма и политического  плюрализма, наличие многопартийности, политической оппозиции, специфического разделения властей, института импичмента и т.п.

Однако необходимо помнить  о том, что все названные демократические  институты и нормы имеют во многом формальный характер и сам  факт их существования еще не свидетельствует  о настоящей демократии. Важно, чтобы  они работали на общество, на интересы большинства граждан, а не служили  ширмой демократии, ее красивой упаковкой. С помощью выборов, как известно, пришел к власти А. Гитлер, но это  не означает, что в Германии 30-х  гг. победила демократия. Выборы Президента РФ 1996 г. - также весьма показательная  политическая акция, когда были выборы, но выбора не было. Всем известны случаи мощного давления средств массовой информации, руководителей предприятий, учреждений и организаций на избирателей и т.п.

Весьма специфична многопартийность. Многие партии и движения находятся  в большей мере в виртуальном, а не реальном мире (например, "Социал-демократы", "Женщины России", "За гражданское  достоинство" и т.п.). Подчас общественное объединение представляет лишь самих  лидеров да небольшую группу лиц.

В сегодняшней России есть парламент - Федеральное Собрание. Вместе с тем полномочия его палат (Государственной  Думы РФ и Совета Федерации) весьма ограничены и не позволяют полноценно влиять на политическую ситуацию. В  частности, у нынешнего парламента по Конституции контрольные функции  явно занижены.

Точно так же можно квалифицировать  и ситуацию по поводу установленного в Конституции РФ института импичмента. Осуществить его реально практически  невозможно - слишком много на его  пути законодательных и бюрократических  препятствий.

                                     

                                    Политические партии

                               

                              1.  Многопартийные системы

  

 Преимущества:

Наличие малых партий и  реальной оппозиции

    Реальная политическая  конкуренция

Партия, победившая на выборах, вынуждена вступать в коалиции и  учитывать мнения других партий, корректируя  политический курс, ища пути более  эффективного управления обществом, чего не сделала бы в ином случае

Правящая партия имеет  возможность собственные

ошибки приписать другим партиям, входящим в коалицию

    Недостатки:

«Размельчение» и раздробление интересов граждан, что затрудняет согласование и гармонизацию позиций

Более часто встречаются  правительственные кризисы, политическая нестабильность.  Постоянная борьба с оппозицией ослабляет позиции правящей партии, разобщает общество в целом

                        

                              2. Массовые и кадровые партии

 

В зависимости от способа  организации внутренней жизнедеятельности  партии подразделяются на кадровые и массовые. Первые представляют собой немногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких партий крайне проста, их центр — в парламентских фракциях. Массовые же партии имеют сложную организационную структуру, многочисленны, основным источником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламентскими фракциями.

                            

                          3.  Признаки политических партий

 

Каковы же отличительные  признаки партии. Можно назвать 4 главных  отличительных признака:

Наличие той или иной идеологии, определенной политической ориентации, программы или политической платформы.

Поддержка народа или его  части. Речь идет о наличии у партии социальной базы, т.е. людей, которые  поддерживают её своими голосами, деньгами и т.д.

Наличие организационной  структуры. Это означает, что политические партии имеет свой аппарат, четкое внутреннее деление, которое существует более  или менее продолжительное время.

Наличие такой цели, как  борьба за власть. Она и отличает партии от каких-либо группировок, организаций, движений, существующих в политической жизни общества. Партия всегда стремится  овладеть властью, в то время как  они пытается влиять на неё, оставаясь  за её пределами.

Существует множество  определений партии. На наш взгляд, можно дать следующее: «Политические  партии - это добровольно организованные политические объединения граждан, придерживающихся одной идеологии  и ориентированных на завоевание и осуществление политической власти».

             4.Возможна ли политическая партия  без дисциплины?   

Дисциплина является основной гарантией сохранения единства партии. Без дисциплины не может быть единства, каждый член партии должен помнить, что  единство нам необходимо сохранить  сейчас больше, чем когда-либо.

В резолюции X Съезда  об единстве партии, составленной тов. Лениным, мы читаем следующее: « Съезд обращает внимание всех членов партии на то, что  единство и сплоченность ее рядов, обеспечение  полного доверия между членами  партии и работы действительно дружной, действительно воплощающей единство воли авангарда пролетариата, является особенно необходимым в настоящий  момент»...

Эта резолюция остается в  силе полностью, и в настоящее  время мы добиваемся того, чтобы  партия была единой не формально, но по существу, ибо гораздо лучше иметь  единство по существу в небольшой  по количеству партии, чем иметь  формальное единство в большой партии.

              

 

             5.Перспективы развития партийной системы России.            

 

 Россия переживает  переходный период, главное содержание  которого состоит в преобразовании  тоталитарной политической системы  со всеми ее институтами, структурами  и отношениями в совершенно  новую политическую систему независимо  от того, как ее называть - демократической,  авторитарной, президентской и т.  д. Очевидно, что и партийная  система, которая на наших глазах  формируется, не может не носить  переходный характер. В рассматриваемом  здесь контексте проблема осложняется  тем, что речь идет не просто  о трансформации существовавшей  многие десятилетия  моно партийной   системы  в многопартийную. Дело  в том, что в условиях тоталитарного  советского строя коммунистическая  партия ни в коем случае  не была нормальной политической  партией в общепринятом смысле  этого слова. Она, в сущности, не просто слилась с государственными  структурами, а полностью поглотила  и государство и общество, и  государственные структуры оказались  лишь бледными отражениями партийных  структур. В результате образовался  своеобразный гибрид партия-государство.  Естественно, крах тоталитарной  системы имел своим следствием  исчезновение этого гибрида, и  перед страной встала проблема  создания новой государственности  и соответствующей ей партийной  системы. Что касается ситуации  в нашей стране, то было бы  напрасным трудом заниматься  разграничением политических сил  на правых, левых и центр, либералов,  консерваторов и умеренных. Такое  деление возможно лишь при  сформировавшейся демократии и  высокой культуре гражданственности  гражданском обществе. В настоящее  время в стране, по сути дела, отсутствует единая система политической  коммуникации, сам политический  процесс протекает как бы при  отсутствии интеграции и взаимопонимания  между его участниками. Нет  необходимого консенсуса относительно  общих целей и средств их достижения, общепринятых правил политической игры и т. д. Ожесточенные политические дискуссии соответствующим образом не связаны с процессом принятия политических решений.

В России в лучшем случае только начинается формирование инфраструктуры гражданского общества, которое одно и способно обеспечить условия для  формирования и институционализации  реально заинтересованных групп  и, соответственно, организаций, клубов, объединений, партий, способных представлять их интересы в структурах власти. Ведь мировой опыт показывает, что уровень  развития демократии самым непосредственным образом зависит от того, насколько  институционализировался политический плюрализм, который проявляется  и выражается, прежде всего в политических партиях. Но зрелость и жизнеспособность политического плюрализма, включая  партийную систему, определяются тем, в какой степени в обществе сформировались, институционализировались и заявили о себе разнообразные  центры и источники власти и влияния. Как раз с этой точки зрения определяющее значение имеет соответствующая  инфраструктура, призванная обеспечить условия для кристаллизации групповых  интересов и оформления соответствующих  негосударственных организаций, объединений, союзов.

 

                                   Избирательные системы

 

                     1. Пропорциональная избирательная система

 

Пропорциональная  избирательная система - порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов.

1)данная система стимулирует  создание региональных отделений  политических партий, повышается эффективность их работы и растет конкурентная борьба;

2) благодаря смешанной  системе улучшается качество  законотворческой деятельности, ибо  депутатами более активно готовятся  поправки, повышается требовательность  законодателей к руководителям  исполнительной власти регионов  за подготовку проектов законов  и их реализацию;

       3) через  партии, их предвыборные программы  и политическую деятельность   начинает более объективно учитываться  общественное мнение различных  групп и слоев населения; 

4) позволяет формировать  профессиональный парламент, состав  которого отражает соотношение  политических сил в обществе;

5) укрепляет политические  партии, поскольку часть депутатов  избирается на пропорциональной  основе. В современном демократическом обществе политические партии создаются для участия в выборах, а не для проведения воспитательной работы с населением;

Информация о работе Контрольная по политологии и социологии