Контрольная работа по "Социология и политология "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 16:56, контрольная работа

Краткое описание

Социальная жизнь человека начинается с осознания (знания, оценки, мотивов) окружающих его реалий, выработки установок и претворения их на практике .Кроме того, человек при помощи своего сознания и его реализации во всех сферах общественной жизни развивается как родовое, общественное существо. Поэтому социология, исследуя общественные процессы и явления, ставит в центр своего внимания человека, его сознание, отношение к общественным изменениям не только как индивида, но и как члена определенной общественной группы, социального слоя, института.

Содержание

Введение.
1.Понятие социальной группы.
2.Понятие социального статуса.
3.Понятие социальной роли.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология и политология.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Статус сравнивали с готовым  костюмом. В определенных рамках будущий  покупатель выбирает ткань и фасон. Однако русский человек не может  выбрать одежду африканского шамана или индийского раджи: он будет исходить из того, что имеется в русской культуре. Более того, наш выбор ограничивается размером и нашими финансовыми возможностями. Сделав выбор в данных рамках, мы можем внести некоторые изменения. Но купить мы все-таки можем лишь то, что нам предлагает торговля. Статусы тоже поступают готовыми, и диапазон выбора здесь ограничен. Общества обычно лимитируют конкурентную борьбу за статус в зависимости от пола и возраста человека, его социальной принадлежности. Например, если смотреть на вещи реально, не каждый русский может быть избран президентом. Женщины, национальные меньшинства и представители низших слоев общества с самого начала сталкиваются с серьезными препятствиями в борьбе за более высокий социальный статус.

 

Приписываемые и достигнутые  статусы. Не все статусы находятся в нашей власти. Некоторые статусы придаются нам группой или обществом. Статус, унаследованный от рождения, прирожденный называется приписываемым (аскриптивным). Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста. Расовая принадлежность, религия, семья и социально-экономическое положение также являются общепринятыми основаниями для определения статуса того или иного лица.

Другие статусы мы получаем посредством  индивидуального выбора и конкуренции. Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Ни одно общество не может игнорировать различие индивидуальностей, поэтому успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определенного статуса на основе конкретного достижения. Профессор, дирижер хора, врач, актер, студент университета, священник, милиционер, карманный вор, президент компании, тренер и аквалангист – все это примеры достигнутого статуса.

 

Основной статус. Некоторые из наших статусов превалируют над другими статусами как в нашем сознании, так и в сознании других людей. Основной статус – это ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями. Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формулируются наши цели и проходит наше обучение.

 

 

 

 

3.Понятие социальной  роли.

Социальное взаимодействие принадлежит к центральным понятиям социологии и является одним из основных объектов социологического исследования. В настоящее время под социальным взаимодействием понимают сложный процесс, в котором индивиды оказывают влияние на действия и мысли друг друга. Таким образом, взаимодействие понимается как многосторонний, взаимный процесс, в который вовлекается все общество или его часть и который обязательно включает в себя следующие элементы:

- индивидов, которые совершают  действие;

- изменения, к которым приводят  данные действия;

- индивидов, на которых  намеренно или ненамеренно оказывается  воздействие;

- ответные реакции  или обратную связь (в виде  действий, контрмер, оценок, применения  санкций).

Любой поступок индивида не может быть рассмотрен изолированно от того, какой эффект он производит: как он влияет на представления других людей, как он ими оценивается, вызывает ли ответные реакции и, если вызывает, какого рода эти реакции и так далее. Данная особенность указывает на то, что любой поступок, какой бы личный характер он не носил, неизбежно имеет резонанс (по крайней мере, в ближайшем окружении), а следовательно, оказывается социальным действием. Кроме того, социальное взаимодействие не всегда носит осознанный, целенаправленный характер, так как действующий индивид не всегда стремится вызвать тот эффект, который в действительности вызывается.

Социальное действие имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Внутренняя сторона - это мотив и цель поступка. Внешнюю сторону поступка формирует конкретное действие, которое используется индивидом для достижения определенной цели. Эти две стороны не всегда совпадают. Доказательством тому может служить такое явление, как лицемерие, когда внешне искренние действия, якобы вызванные симпатией, уважением и позитивной оценкой, на самом деле преследуют эгоистичные цели и являются по своей сути манипуляцией.

Социальное взаимодействие также имеет объективную и  субъективную стороны, хотя несколько  в ином смысле. Субъективная сторона взаимодействия - это осознанное отношение его участников друг к другу, предполагаемое тем, что у каждого из них есть определенные ожидания относительно поведения другой стороны. Объективная сторона представляет собой связи, которые управляют взаимодействием индивидов и находятся вне их власти (то есть существуют объективно).

В контексте теории социального обмена взаимодействия называют также коммуникацией. Такое использование термина связано с весьма распространенной в социологии точкой зрения, в соответствии с которой люди обмениваются не действиями, а смыслами; соответственно, и реагируют люди не на действия, а на их смыслы.

Эти отношения описывают  при помощи понятий "роль" и "статус".

Социальная роль и  социальный статус являются очень близкими и почти синонимичными понятиями. Разница между ними сводится к  тому, в каком контексте они используются. Если термин "роль" применяется главным образом к тому, как ведет себя человек, то есть к его поведению, то термин "статус" соотносится главным образом с социальной системой, которая по определению статична.

Кроме того, социальная роль является более мелкой единицей анализа, поскольку поведение в рамках того или иного взаимодействия зависит не только от контекста данного взаимодействия, но и от статуса, который занимает индивид в данном обществе.

Социальная  роль - это способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданиях окружения, и зависит от социального статуса человека. Роль может быть рассмотрена также и как совокупность требований, которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему ту или иную социальную позицию.

Роль не может существовать вне социального института, а  следовательно, предполагает соотношение  с другими ролями. Так, например, роль "отца" не может существовать вне ее отношения к роли "ребенка", поскольку именно по отношению к ребенку она главным образом и реализуется (отец является воспитателем и кормильцем по отношению к ребенку).

Социальная роль может  быть охарактеризована по следующим  важным аспектам:

1. Способ поведения:  роль как совокупность ожиданий  окружающих предполагает не только цели, Нои совершенно конкретные способы достижения этих целей.

2. Формализация: одни  роли предусматривают по формальным  правилам, другие в большей степени  базируются на неформальных взаимодействиях.

3. Приобретение роли: роли бывают предписанными и приобретенными (достигнутыми).

4. Масштаб связей: социальная  роль личности связана с другими  ролями; однако одни роли предполагают  взаимодействие с множеством  лиц, тогда как другие - с их  ограниченным количеством.

5. Эмоции: так, одни  роли требуют неэмоционального, сдержанного поведения (судья, священник), тогда как другие - экспрессивности (актер, певец, агитатор, рекламный агент).

6. Мотивация: в принципе, одна и та же роль может  допускать множество мотиваций  (мотивом выполнения работы может  быть как интерес, так и материальная заинтересованность, могут также иметься оба мотива). В то же время отсутствие мотивов приводит к тому, что субъект не принимает на себя ту или иную роль.

Социальная роль распадается  на ролевое поведение, то есть конкретные действия, которые совершает человек, и ролевые ожидания - то, чего ждут от носителя роли окружающие. Естественно, между поведением и ролевыми ожиданиями не всегда обнаруживаются совпадения, а потому общество создает систему социального контроля, важной частью которой является совокупность санкций - наказание за отклонение от ролевых ожиданий.

В то же время ролевые  ожидания допускают некоторые колебания  в ролевом поведении: главное, чтобы  они не нарушали равновесия и, следовательно, не угрожали нормальному функционированию системы. Различие в величине такого зазора между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением является важным показателем особенностей общества. Нередко все допустимые варианты предписывается культурой, что создает некоторую свободу (или иллюзию свободы) для индивида.

Различают социальные и межличностные роли. Социальные роли, как правило, регулируют деятельность индивида в формализованных группах. Межличностные роли человек принимает в личном взаимодействии в составе неформальных групп, прежде всего первичных.

Социальные роли усваиваются  в процессе социализации. Сначала  наблюдая за окружающими, а затем, подражая им, ребенок учится действовать так, как принято в данном обществе или той группе, к которой он принадлежит. По мере взросления количество ролей, которые известны человеку, увеличивается.

Интеграция социальных ролей осуществляется благодаря  личности, которая вбирает их в  себя и превращает в инструменты  достижения целей и способы адаптации  к социальному контексту.

Существуют разные подходы  к пониманию роли. С точки зрения структурного функционализма роль - это совокупность требований, предписаний, направленных на регуляцию поведения носителя той или иной роли. Роль, понимаемая таким образом, рассматривается как детерминированная культурой и сближается с понятиями норм и ценностей; иногда даже высказывается мнение, что с этой точки зрения понятие роли является излишним. Более продуктивную точку зрения предложили представители символического интеракционизма: именно они связали роль с взаимодействием, в результате которого и ради которого она формируется. В этом смысле роль оказывается менее жесткой и может трансформироваться в процессе взаимодействия.

С точки зрения символического интеракционизма роль строится индивидом  в процессе взаимодействия с другими при помощи перенимания их ролей (так, ребенок узнает о сущностных чертах отца, матери, учителя, врача - как социальных ролей - и именно благодаря этому в будущем оказывается способным на их выполнение). Более того, в процессе взаимодействия ролевая модель постоянно проверяется индивидом, которые принимает новые способы поведения или отказывается от старых (особенно если они не одобряются окружающими).

С точки зрения функционализма роль представляет собой статичное  образование - неизменную совокупность достаточно жестких ожиданий относительно поведения носителя роли. Очевидно, что при определении роли символический интеракционизм опирается на понятие "взаимодействия", тогда как функционализм - на понятие "нормы".

Роли могут быть постоянными и временными (хотя четкую границу между ними установить трудно). Например, постоянной ролью (хотя и меняющейся по своему содержанию на протяжении жизни индивида) является "гендер", то есть социальный пол, а точнее, тот набор ожиданий, которым должен соответствовать типичный мужчина и типичная женщина. Даже если признать, что "мальчик" и "мужчина" - это две разные роли, все равно роль мужчины должна быть постоянной, так как в подавляющем большинстве взаимодействий мужчина должен выполнять хотя бы некоторые требования, составляющие роль "мужчины". Примером временной роли может служить роль "гостеприимного хозяина", которую индивид должен выполнять только тогда, когда он принимает гостей; соответствующее поведение в других ситуациях (например, на работе, в семье, на занятиях) оказывается либо невозможным, либо неуместным.

Роли могут быть также  более или менее жесткими. Эта  характеристика указывает на то, насколько  широк или узок диапазон ролевого поведения. Это можно проиллюстрировать  как в статическом, так и в  динамическом плане. С точки зрения статики, например, представителю творческой профессии позволяется гораздо больше, чем священнику, а человеку, занимающему высокое социальное положение, - больше, чем тому, кто находится на более низком уровне социальной системы. Можно также противопоставить бюрократические и военные роли менее определенным гражданским ролям, которые существенно различаются с точки зрения количества жестких предписаний и возможностей импровизации.

С точки зрения социальной динамики можно отметить тот факт, что роль женщины в прошлом была гораздо жестче: в настоящее время диапазон допустимых с социальной точки зрения действий для женщин заметно расширился и больше не ограничивается пресловутыми четырьмя "К": - кухня, дети, церковь, платье.

 

Статус предполагает наличие определенных социальной культурой прав и обязанностей, формирующих модель поведения – то, что социологи называют ролью. Эти ожидаемые от человека действия определяют поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или несоответствующее обладателю статуса. Говоря проще, различие между статусом и ролью заключается в том, что статус мы занимаем, а роль играем.

Социологи позаимствовали понятие роли из театра.

Информация о работе Контрольная работа по "Социология и политология "