Контрольная работа по «Социологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 08:56, контрольная работа

Краткое описание

Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание, воспитание.
Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Содержание и сущность культуры 4
Глава 2. Социология культуры: история возникновения и предмет 5
Глава 3. Структура и принципы культуры 8
Глава 4. Функции и формы культуры 11
Заключение 13
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 34.18 Кб (Скачать файл)

    Активным  элементом культуры признается искусство, которое является художественным обобщением процессов, происходящих в обществе; силой, организующей эмоциональную  деятельность человека. Искусство - это  образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. Искусство - средство общения между людьми, источник познания мира, своеобразная кодированная информация об эпохах и  странах, способ самовыражения и  самосознания человечества через личность художника. Искусство полифункционально, оно оплодотворяет любую творческую деятельность, помогает научному и техническому творчеству. Принцип взаимодействия и взаимопроникновения элементов культуры отмечен многими выдающимися ее представителями. Так, А. Эйнштейн, например, заметил общее в музыке и науке: "Музыка и исследовательская работа в области физики различны по происхождению, но связаны между собой единством цели - стремлением выразить неизвестное. Их реакции различны, но они дополняют друг друга".

    Среди компонентов культуры многие ученые выделяют идеологию, определяя ее как  ценности в виде строгой, логически  обоснованной доктрины; совокупность систематизированных представлений  той или иной социальной группы, имеющая по крайней мере три уровня: концептуально-теоретический, программно-политический и актуализированный, отражающий степень усвоения массовым сознанием социальных идеалов и целей. Идеология любого социального субъекта имеет несколько уровней: общечеловеческий (базисный), общенародный (общенациональный), социально-групповой и личностный. При рассмотрении идеологии как компонента культуры нельзя, конечно, недооценивать роль социальной психологии (которая также является элементом культуры), признавая в ней наличие большого количества элементов массового стихийного поведения, обыденного сознания, стихийных настроений и т.п. При характеристике культуры как социальной системы следует обратить внимание на принципы культуры - ее основные исходные положения.

    К их числу относится прежде всего принцип преемственности, выступающий как необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Что воспринимается, сохраняется в культуре? Очевидно, то, на что можно опереться в ходе общественной жизни на данном этапе. На основе принципа преемственности зиждется так называемый культурный консерватизм, утверждающий ценность и своеобразие национальной культуры, ставящий своей задачей сохранение "высокой культуры", которая не только сама по себе ценна, но и является одним из главных условий социальной и политической стабильности. Создателями этого течения были А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов. Коренная их идея - "национальная почва" - основа социального и духовного развития России.

    Второй  принцип - целостность, единство материальной и духовной культуры, гуманитарного и технического знания. Все материальное - своего рода "хранилище" духовного, все духовное так или иначе реализуется через материальное.

    Третий  принцип - проникновение культуры во все сферы социальной жизни. В этом проявляется ее творческий характер. Она объективируется в самых различных продуктах деятельности - как в вещественно-предметных, так и символически-знаковых.

    Четвертый принцип - способность к саморазвитию, которая проявляется в основном в трех формах:

  • спорадическая, стихийная, неосознанная;
  • метод проб и ошибок, где высок процент случайности;
  • сознательная деятельность, связанная с инновациями, научным расчетом, разработкой принципиально новых проектов.

    Пятый принцип - взаимодействие культур. Оно может происходить как внутри определенной культуры (связи между поколениями, людьми физического и умственного труда, между классами и нациями одного государства), так и между культурами различных стран и народов. Подобное взаимодействие порождает многообразие культур: в недрах отдельного общества или народа (субкультуры), в масштабах всего человечества (социокультурные суперсистемы, например, Восток и Запад). 

    ГЛАВА  4. ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ 

    Культура  выполняет многообразные и ответственные  социальные функции. Прежде всего она, по мысли Смелзера, структурирует общественную жизнь, то есть делает то же, что генетически запрограммированное поведение в жизни животных. Усвоенное поведение, общее для целой группы людей и передающееся из поколения в поколение, есть культура. Сам этот процесс называется социализацией. В его ходе ценности, убеждения, нормы, идеалы превращаются в часть личности и формируют ее поведение.

    Тесно связана с социализацией духовно-нравственная функция культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передает вечные ценности в обществе - добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная система. Совокупность ценностей, общепринятых в той или иной социальной группе, стране, выражающих особое видение ими социальной реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом.

    Культура  обладает также коммуникативной  функцией, что позволяет закрепить  связь личности и общества, увидеть  связь времен, установить связь прогрессивных  традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен), провести отбор самого необходимого и целесообразного для тиражирования.

      Можно назвать также такие  аспекты назначения культуры, как  быть инструментом развития социальной  активности, гражданственности.

    Сложность понимания феномена культуры заключается  также и в том, что в любой  культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы. В науке они  именуются субкультурами. Это - автономное образование внутри господствующей культуры со своими ценностями, нормами, институтами, определенным образом  жизни и мышления.

    Социальной  базой формирования субкультуры  могут быть возрастные группы (молодежная субкультура), крупные неформальные группы (хиппи, панки и т.п.), территориальные общности (горожане, сельские жители, население малых городов), конфессиональные группы (православные, иудеи, протестанты, католики), национально-этнические образования (англосаксы, славяне, монголоиды) и т.д. Носители субкультуры, как правило, не отрицают культуры целого, но все же существенно отличаются от нее.

    Активное  развитие средств массовой информации в ХХ в. привело к появлению новых культурных форм. Среди них особенно распространилась так называемая массовая культура. Она возникла вместе с возникновением общества массового производства и массового потребления. В западной социологии этот термин в первую очередь означает "коммерческая культура". Довольно часто считается, что массовая культура демократична, поскольку адресована и доступна всем людям.

    Массовой  культуре часто противопоставляется  так называемая элитарная культура. Она ориентирована на более узкий  круг потребителей. В конечном счете элитарная культура призвана поднять уровень массовой, поэтому нельзя считать их антагонистичными.

    В последнее время, как утверждают современные философ, появилась  еще одна новая форма культуры - экранная (виртуальная), связанная  с компьютерной революцией, основанная на синтезе компьютера с видеотехникой.

    Социологи отмечают, что культура весьма динамична. Так, во второй половине ХХ в. в культуре произошли существенные изменения: получили колоссальное развитие средства массовой информации, возник индустриально-коммерческий тип производства стандартизированных духовных благ, увеличилось время досуга и затрат на досуг, культура стала отраслью рыночной экономики.

    Ряд социологов также выделяет так называемую контркультуру, в которой отражаются оппозиционные, мятежные социально-культурные установки и настроения, ценностные ориентации. Можно отметить, что практически любая субкультура может принимать формы контркультуры (например, панки и т.п.). Наличие и распространение контркультуры расценивается социологами как признак кризиса культуры того или иного общества, неудовлетворенности людей существующей системой ценностей культуры.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Изложенное  выше позволяет сделать вывод, что  социология культуры изучает все  виды преобразовательной деятельности человека, социальных общностей и  общества в целом, а также результаты этой деятельности. Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует  человека как субъекта исторического  творчества. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к созданным в обществе ценностям, накопленным традициям, овладения  опытом, навыками и приемами деятельности, присущими данной культуре.

    Не  будет преувеличением определить культуру как меру человеческого в человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.

    Социология  культуры как отрасль социологического знания изучает указанные сложные  феноменологические ряды и системы, стремится к пониманию и оформлению в научной терминологии закономерностей  указанных явлений.

          
Список использованных источников и литературы
 

     1. Ионин Л. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. - М.: Логос,                   2000 – 245 с.

     2. Мишель Фуко и Россия, Под ред. О. Хархордина. СПб; М.: Европейский университет в СПб; Летний сад, 2001.-435 с.

     3. Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 2006. №6.- C.13 - 16.

       4. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений.  – М.: Наука, 2004. - 134c.

       5. Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М., 2005. - 324c.


Информация о работе Контрольная работа по «Социологии»