Контрольная работа по «Проблемы социальной работы с молодежью»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 21:09, контрольная работа

Краткое описание

Исследование молодежи и ее проблем в дореволюционной России и СССР.
В России исследования проблем молодежи имеет давние традиции. По своей направленности и по своему назначению они частично совпадают с традициями, известными из гуманитарных наук Европы и Америки. Как и там, в России в разные времена многообразные концепции молодежи выражали и продолжают выражать ожидания общества от новых поколений, это своего рода теоретическое зеркало естественного процесса смены поколений

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная ПО МОЛОДЕЖИ.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Новые стороны в исследованиях молодежи появились по мере утверждения в ряде российских научных школ феноменологических концепций и качественных исследовательских методов. Более основательными в этом аспекте стали микроисследования молодежных сообществ (Омельченко, 2004; Луков, Агранат, 2005).

 

  1. Объясните, почему со стороны государства требуется особое внимание к молодежи.

 

В настоящее время вопросы молодежной политики приобретают особую актуальность. Если в предыдущее десятилетие численность молодежи в Российской Федерации росла, то вплоть до 2025 г. ее численность будет снижаться в силу демографических причин, причем это снижение по отношению к 2012 г. будет драматическим - более чем на четверть. Особенно сильное снижение численности молодежи будет в самых продуктивных и с экономической, и с социальной точек зрения возрастах - 23-28 лет - от 35 до 50%. Это означает, что на карту в ближайшем будущем будут поставлены и экономический рост страны, без которого невозможно повышение благосостояния населения, и само воспроизводство населения в России.

Поэтому необходимо обеспечить решение целого комплекса взаимосвязанных задач с тем, чтобы избежать указанных негативных сценариев или, по крайней мере, значительно смягчить их последствия. От модели государственной молодежной политики, которая объективно опиралась на количественные показатели (рост охвата молодежи, ее вовлеченности в различные молодежные практики), требуется переходить к повышению качества по всем направлениям развития молодежи и ее деятельности. На первый план выходит рост человеческого капитала молодежи, что потребует: существенного роста качества образования молодежи, наращивания молодежью социальных и экономических компетенций; повышения культуры и дисциплины труда, производительности труда, ответственности за выполняемую работу; формирования нравственного поведения, семейных ценностей, ответственности за воспитание детей; роста патриотизма, гражданского участия и ответственности, высокого уровня правосознания; продвижения установки на изменение мира и окружающей действительности к лучшему, включение молодежи в инновационную и предпринимательскую деятельность; обретения ценностей и культуры здорового образа жизни молодежи.

Повышение человеческого капитала предъявляет серьезные требования к здоровью молодого поколения, невозможно без его сохранения – без формирования здорового образа жизни, резкого снижения травматизма, сокращения смертности в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), отказа от курения, потребления наркотиков и психотропных средств.

В то же время наращивание человеческого капитала, рост конкурентоспособности молодежи на рынке труда требуют изменения институциональной составляющей молодежной политики, создания принципиально новых инфраструктур в молодежной среде, инвестирования в данную сферу ресурсов, как государственных, так и частных, формирования условий для самоорганизации и самореализации молодежи.

В связи с этим необходим анализ проведения государственной молодежной политики в России с 1991 г. по настоящее время и полученных результатов, сопоставление российского опыта выстраивания государственной молодежной политики с опытом наиболее конкурентоспособных стран и быстроразвивающихся стран, входящих, наряду с Россией, в БРИКС - Бразилии, Индии, Китая и Южной Африки.

Государственная молодежная политика - один из важнейших инструментов развития страны, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений. Только путем формирования у современной молодежи таких качеств, как ответственность, целеустремленность, инициативность, толерантность можно возродить силу, мощь и величие России. И совершенно очевидно: какие ресурсы будут вложены в молодежную политику, таковыми и будут развитие страны, ее политическая и экономическая стабильность.

Кроме того, создание новой модели государственной молодежной политики предполагает определение основных вызовов, стоящих перед молодежью – тех проблем, которые должны быть решены в средне- и долгосрочной перспективе. А следовательно, необходимо четко задать те цели, задачи, приоритеты и инструменты молодежной политики, которые отвечают новым условиям развития российской молодежи.

 

  1. Описать технологии социальной работы с молодежью «Центра социальной помощи семье и детям г. Сыктывкара».

 

Во исполнение Указа  Главы Республики Коми от 10.01.1997 года №3 «О муниципальных центрах социального обслуживания населения» и в целях оказания помощи различным категориям населения, нуждающимся в социальной поддержке был открыт муниципальный Центр социальной помощи семье и детям. Центр был организован на базе существующей сети учреждений социальной защиты населения и территориальных центров помощи семье и детям.

ГБУ РК «Центр социальной помощи семье и детям города Сыктывкара» в своем структурном подразделении имеет 5 территориальных   центров   социальной   помощи   семье   и   детям    и    4 специализированных: реабилитационный  центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Надежда»; «Центр экстренной психологической помощи населению города Сыктывкара; Территориальный центр социальной помощи молодежи; Территориальный центр социальной помощи женщинам «Райда».

В настоящее время в учреждении реализуются 13 технологий социальной работы:

- технология социального сопровождения семей, испытывающих трудности в социальной адаптации «Социальная поликлиника». По данной технологии работают все отделения учреждения.

- технология социальной работы с несовершеннолетними беременными и молодыми матерями (Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Райда»)

- технология работы психолога с обращениями граждан по проблемам семьи (все отделения)

- технология психологической коррекции детской и подростковой агрессивности (Отделение экстренной психологической помощи населению)

- технология информационного обеспечения слабозащищенных категорий молодежи (Отделение помощи лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающим семьям)

- технология социальной работы с несовершеннолетними, занимающимися самовольным уходом из дома «Ребенок на улице» (Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних «Огонёк»)

- технология социального сопровождения семей с несовершеннолетними, находящимися на индивидуальном обучении в общеобразовательных учреждениях (Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями «Надежда»)

- технология активизации участия родителей в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями (Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями «Надежда»)

- технология  проведения социальных экспедиций в отдаленные микрорайоны и поселки города как комплексной формы предоставления социальных услуг населению (Аппарат ГУ РК «ЦСПСиД г. Сыктывкара», отделения)

- технология социальной работы с семьями, воспитывающими детей, не посещающих ДОУ «Карусель» (Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних «Семья)

- технология социальной работы с женщинами-матерями, воспитывающими детей-инвалидов, по развитию их трудового потенциала (Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями «Надежда»)

- технология социального сопровождения женщин, подвергающихся домашнему насилию (Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Райда»).

 

Технология социального сопровождения семей, испытывающих трудности в социальной адаптации, «Социальная поликлиника»

Цель технологии: социальное сопровождение семей, испытывающих трудности в социальной адаптации.

Основными задачами социального сопровождения являются: диагностика; определение направления и путей реабилитации; процесс реабилитации

Краткое описание технологии:

С каждой семьей, включенной в реабилитационный процесс, заключается социальный контракт, в котором оговариваются все условия социального сопровождения: права и обязанности обеих сторон Контракта, а также уровень их ответственности. Контрактная система, предусматривает встречные обязательства клиента (т.е. семьи) при получении помощи со стороны социальных служб, а именно - трудоустройство, участие в общественных работах, в программах социально-психологической реабилитации и пр. Реабилитационная работа с семьями проводится в несколько этапов:

I. Предпрогнозный этап:

1.Запрос, первоначальная  диагностика;

2.Определение круга участников, комплектование реабилитационной  группы;

3.Первичные ознакомительные  встречи;

4.Определение проблемы.

II. Диагностический этап (углубленная диагностика):

1.Изучение всей имеющейся  документации у ребенка;

2.Сбор информации по  месту учебы ребенка или из  ДОУ, медицинских учреждений;

3.Посещение семьи, проведение  экспертизы ЖБУ;

4.Беседы;

5.Тестирование;

6.Реализация диагностического блока Карты реабилитации семьи;

7.Составление комплексного  социального портрета семьи;

8.Изучение продуктов деятельности  ребенка.

III. Прогностический этап:

1.Доклад специалиста по  социальной работе;

2.Межведомственный консилиум;

3.Доклад психолога;

4.Определение образа желаемого  будущего семьи.

IV. Ресурсный этап:

1.Возможности ребенка;

2.Микроклимат в школе, классе;

3.Возможности семьи;

4.Алгоритм деятельности  педагога, ориентированного на прогнозирование  ЛРР;

5.Психологический инструментарий индивидуального развития ребенка;

6.Возможности реабилитационного  пространства;

7.Возможности дополнительного  образования;

8.Влияние референтной  группы.

V. Рефлексивный этап (ближняя  и средняя перспектива):

1.Итоги исследования родителей;

2.Реализация комплексной программы действий специалиста по социальной работе и психолога;

3.Контрольные промежуточные  срезы;

4.Итоги исследования ребенка.

VI. Результативный этап (дальняя  перспектива):

Снятие проблемы семьи, ребенка.

Целевая группа: семьи, состоящие на контроле учреждения.

Технология утверждена приказом Управления по социальным вопросам № 23 от 19.03.2004г.

 

Технология социальной работы с несовершеннолетними беременными и несовершеннолетними матерями

Цель технологии:

- проанализировать специфику  детско-родительских отношений;

- выявить уровень эмоциональных  связей между девочкой-подростком  и ее матерью;

- определить характерологические  особенности девочек, родивших ребенка  в подростковом возрасте.

Краткое описание технологии:

Проблема юного материнства в последнее десятилетие является актуальной. Это связано с ростом сексуальной активности подростков, который ведет к увеличению количества не планируемых беременностей и родов у девушек-подростков. Следовательно, увеличивается и количество юных матерей. Однако существующие службы, как здравоохранения, социального обеспечения, так и образования, оказались не подготовленными для оказания им медицинской помощи, социального обслуживания и поддержки.

С целью развития и совершенствования системы оказания социальной помощи несовершеннолетним матерям в 2005 году было проведено социологическое исследование, направленное на изучение социально-экономического положения несовершеннолетних матерей в городе Сыктывкаре. В проведенном исследовании интерес представляли социальный статус и семейное положение несовершеннолетних матерей; основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться несовершеннолетним матерям после рождения ребенка; обращаемость в учреждения социальной сферы и удовлетворенность оказанной помощью. В качестве метода сбора информации был применен анкетный опрос как способ наиболее эффективно собрать социологическую информацию по изучаемому вопросу в сложившихся условиях. Метод анализа информации - представление точных данных в процентном соотношении и дальнейшее их сопоставление с соответствующими выводами.

Исследование проводилось на базе отделения “Райда”. Всего в анкетировании приняло участие 30 респондентов – несовершеннолетние матери, состоящие на контроле отделения “Райда”.

При составлении социального портрета несовершеннолетних матерей были получены следующие результаты: во-первых, юные матери – это чаще всего девочки-подростки 15,16,17 лет, в своем большинстве воспитывающиеся в полных семьях, где отношения между ее членами характеризуются как ровные, доброжелательные. Однако, учитывая, что социальный опыт подростка формируется в родительской семье, а отсутствие привития культуры половых отношений – основная причина беременности несовершеннолетних.

Информация о работе Контрольная работа по «Проблемы социальной работы с молодежью»