Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:54, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос №43 К принципам юридической психологии Мы относим:
1) обусловленность правозначимого поведения личности условиями ее жизнедеятельности;
2) факторы, детермининирующие правозначимое поведение, системны, комплексны; анализ этого поведения носит вероятностный характер;
Вопрос 44 Среди осужденных, находящихся в местах лишения свободы выделяется несколько категорий так называемой "группы риска".

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 44.50 Кб (Скачать файл)

Вопрос №43

К принципам юридической  психологии Мы относим:

1) обусловленность правозначимого  поведения личности условиями  ее жизнедеятельности;

2) факторы, детермининирующие правозначимое  поведение, системны, комплексны; анализ  этого поведения носит вероятностный характер;

3) реализация правозначимого поведения  определяется генезисом (онтогенетическим  формированием) личности; основной  способ научного анализа правозначимого  поведения - метод функционально-генетического  анализа;

4) психические факторы поведения личности не должны абсолютизироваться: поведение человека определяется единым генетико-психосоциальным фактором;

5) исследования в области юридической  Психологии синтетичны - психические  закономерности здесь соотносятся  с правовыми постулатами, нормами материального и процессуального Права;

6) как и любая наука, юридическая  Психология призвана соответствовать  принципу научности: она использует  научно апробированные методы  и методики, общепризнанные научно-методологической  концепции (2, 5, 6, 17, 18).

Источники получения  информации о личности и методы ее изучения:

· изучение материалов личного дела осужденного и иных документов;

· ознакомление с автобиографией и  характеристикой, данной различными учреждениями и следователем, с содержанием  приговора и другими материалами личного дела;

· выявление ценностно-ориентационных и поведенческих особенностей осужденного, его ролевого статуса в преступном сообществе, поведение в процессе предварительного следствия и судебного  разбирательства, анализ публикаций, переписки, социальных связей;

· объективное и включенное наблюдение

· получение и анализ данных о  непосредственно проявляемых осужденным личностных качествах в различных  условиях жизнедеятельности 

· особенности взаимоотношений  с людьми в зависимости от их группового статуса, предпочитаемый стиль поведения, объекты повышенной ориентации, деформированность отдельных социальных качеств, референтные группы, «уязвимые места» психики, зоны повышенной чувствительности.

· изучающая беседа (метод опроса)

· получение сведений от осужденного по определенной программе с целью выявления личностных позиций, системы его отношений к различным социально значимым явлениям, жизненного пути личности, возможностей опоры на положительные качества личности.

· общаясь с осужденным, воспитатель должен знать, где и когда родился осужденный, наиболее яркие его впечатления в различные периоды жизни, уклад семейной жизни, особенности семейных отношений, этнические обычаи и традиции, взаимодействие с микросредой;

· наиболее существенные психотравмирующие жизненные обстоятельства;

· в каком возрасте и при каких  обстоятельствах совершил первые деликты (проступки) и первое преступление и  т.д.

· Анализ данных медицинского (соматического  и психотерапевтического) обследования - ознакомление с состоянием физического и психического здоровья осужденного, с рекомендациями по организации его труда и быта в связи с возможными личностными акцентуациями, психопатическими проявлениями.

· Анализ данных о психических особенностях личности - интеллектуальных особенностях (уровень интеллектуальных возможностей, широта кругозора, глубина и обоснованность суждений), особенностях волевой и эмоциональной сферы (особенности принятия решений, их транзитивность или нетранзитивность, самостоятельность и настойчивость реализации, сфера импульсивных проявлений, преобладающие эмоциональные состояния, склонность к аффективному поведению).

· Анализ результатов различных  воспитательных воздействий (разработка системы средств эффективного ресоциализирующего воздействия на данную личность, коррекция системы воспитательных воздействий).

 

 

Вопрос 44

Среди осужденных, находящихся в  местах лишения свободы выделяется несколько категорий так называемой "группы риска".

   Нередко к ним можно  отнести лиц, недавно прибывших  в ИУ, находящихся еще в стадии адаптации к условиям жизни в учреждении. Психика осужденного в начальном периоде отбывания наказания во многом определяется воздействием сложных фрустраторов, влияние которых он пережил: арест, предъявление обвинения, судебный процесс, вынесение приговора, содержание в следственном изоляторе, прибытие в исправительное учреждение. Наслаиваясь и аккумулируясь, эти раздражители вызывают сильнейшее напряжение психики, обостряют чувства. Не случайно в этот период многие осужденные насторожены, недоверчивы, раздражительны, многие из них убеждены в несправедливости определенной им меры наказания, в ответ начинают "мстить", нарушая установленный порядок отбывания наказания. Продолжительность периода адаптации определяется авторами исследований по-разному: от двух-трех месяцев пребывания в ИУ до одного года. В этот период осужденных можно считать трудновоспитуемыми, в особенности тех из них, кто отрицательно относится к соблюдению режима, к требованиям сотрудников ИУ, обладает задатками лидера и организаторскими способностями.

   Довольно часто бывает  затруднена воспитательная работа  с осужденными женщинами в  женском исправительном учреждении. Это происходит из-за наличия  личностных особенностей, присущих  женщинам: их чрезмерную вспыльчивость, агрессивность, аффективность поведения, настойчивое стремление к самоутверждению. Распад социально-полезных связей у женщин происходит более интенсивно, чем у мужчин. Хотя назначенное наказание и воспринимается как возмездие за совершенное преступление, но при этом женщина часто не может понять, кому "выгодно" ее унизительное, по ее мнению, положение в колонии, распад семьи, разлука с ребенком.

   Как следствие наличия  этих черт, женщины являются более  дезадаптированными в условиях  жизни в ИУ, чем мужчины. Поэтому не случайно эта категория осужденных является одной из наиболее "трудных" для управленческой деятельности и проведения воспитательной работы.

   При управлении коллективом  осужденных, с психологической точки  зрения, важно учитывать и особенности личности, обусловленные возрастными различиями. Среди осужденных с отрицательным поведением часто встречаются лица молодежного возраста (среди постоянных нарушителей установленного порядка отбывания наказания осужденные в возрасте до 30 лет составляют 68,2%, на долю среднего и старшего возраста приходится соответственно 21,2% и 10,6%).

    Социально-психологическое  развитие осужденной молодежи  тесно связано с проявлениями  нигилизма и конфликтности, склонности  к нарушениям правил внутреннего  распорядка, с отсутствием психологической  готовности к формированию своей личности.

   Как отмечает Л.А. Высотина, общеобразовательная школа, вооружая  молодежь знаниями, во многих  случаях неудовлетворительно решает  задачи нравственного воспитания, формирования у учащихся социальной  зрелости и моральной устойчивости. Вследствие чего усвоение знаний нередко оказывается формальным и нейтральным по отношению к социальному поведению личности. Для трех четвертей осужденных Молодежного возраста характерны такие устойчивые отрицательные качества личности, как равнодушие, дерзость и грубость, безжалостность и жестокость, озлобленность, легкомысленное стремление "жить красиво". Об устойчивости нравственных пороков этой категории осужденных свидетельствует и то, что значительная часть из них первое преступление совершили в возрасте до 18 лет.

   Несомненно, нельзя исключать  и такую категорию осужденных, как личности в возрасте 35-50 лет,  неоднократно судимые, при этом  утратившие социально-полезные связи.  Эти люди, которым, по их собственному  выражению, "больше терять нечего", обладающие сильными чертами характера, зачастую не только не проявляют в своем поведении признаки отрицательной направленности, но и становятся лидерами негативно настроенных групп осужденных. По отношению к администрации ИУ они скрытны, озлобленны, недоверчивы. Осуществление по отношению к ним позитивной управленческой деятельности наиболее затруднено.

   Таким образом, категория  трудновоспитуемых осужденных, личности  которых присуща отрицательная  направленность, неоднородна. Среди  них можно выделить несколько  групп осужденных, отличающихся друг от друга поведением, личностными свойствами, реакцией на принимаемые к ним меры воздействия. Например, А.В. Пищенко предлагает разделить их на две группы:

   А) "пассивные с отрицательной  направленностью". Они держатся  независимо и обособленно, имеют свою точку зрения, которую отстаивают. Часто их мнение противоположно коллективному, преследует узколичностные, эгоистические интересы. Как правило, эти осужденные не оценивают практически свои негативные поступки, а, напротив, гордятся ими. Их самооценка обычно завышена, а отрицательные установки, мотивы и утверждения довольно прочны.

   Б) "активные с отрицательной  направленностью ". Основным регулятором  поведения у них являются не  нравственно-правовые нормы, а  неофициальные, основанные на соблюдении воровских традиций, что выражается в негативном, конфликтном отношении даже противодействии администрации ИУ, доминировании над другими осужденными.

   Ю.Н. Кудряков и В.П.  Голубев выделяют следующие группы  трудновоспитуемых осужденных:

   А) Первая группа включает  осужденных, нарушения которых однотипны  и носят хронический характер. Осужденные этой группы притесняют  других осужденных, пытаются заставить  их выполнять свою работу, недобросовестно  относятся к труду, устраивают  драки. Эти осужденные являются членами групп отрицательной направленности, выполняют поручения лидеров, но сами, как правило, в роли лидеров не выступают, так как не способны хитрить, подавлять эмоции, скрывать свои чувства и пр. Поведение этих лиц носит импульсивный характер, решающим моментом в поведении личностей подобного типа являются неконтролируемые побуждения. Они чрезвычайно вспыльчивы, раздражительны, подозрительны, остро реагируют на различного рода "несправедливость". Самооценка этой категории осужденных завышена, они считают, что окружающие не понимают их, враждебны к ним. Моральные устои в их жизни не играют сколько-нибудь заметной роли. Как правило, осужденные этой группы не умеют организовывать свое поведение в соответствии с любыми устойчивыми мнениями, интересами, целями. Они плохо усваивают любые нормы поведения, что делает их поведение практически непредсказуемым.

   В работе с осужденными  данной группы наиболее действенными  оказываются приемы и методы  индивидуальной работы.

   Б) Вторая группа осужденных отрицательной направленности включает в себя лиц, которые в среде осужденных в силу личностных особенностей держатся обособленно. Это либо совершенно озлобленные люди, не поддерживающие контактов с другими осужденными, либо такие личности, которые способны влиять на окружающих, и зачастую именно они являются инициаторами конфликтов, групповых нарушений, но сами предпочитают оставаться в тени. Эта группа довольно малочисленна, однако, трудности причиняемые ею администрации ИУ, довольно значительны. Различного рода взыскания к таким осужденным применять затруднительно, т.к. они весьма умело перекладывают свою вину на других лиц.

   Им свойственно жестко  закрепленное мировоззрение, которое  будет негативным, антиобщественным  по содержанию, делает их преступниками по убеждению. Наиболее характерной личностной чертой данной категории осужденных является честолюбие. Они осмотрительны, осторожны, трезвы в расчетах, целеустремленны, в то же время - подозрительны, недоверчивы и склонны воспринимать действия окружающих как направленные на ущемление их личных интересов. Эти осужденные жестоки, циничны, неспособны к сопереживанию и проявлению альтруистических чувств.

   В) третья группа включает  в себя осужденных, которые в  неформальной структуре ИУ чаще  всего занимают место лидера отрицательно направленной группы. Нарушения, совершаемые ими в исправительном учреждении, разнотипны, что объясняется личностными особенностями данной категории осужденных. У них нет, твердых позиций и принципиальности, они хитры, изворотливы и чрезвычайно активны. Они стремятся к любого рода деятельности, в которой смогли бы реализовать свои качества. В условиях ИУ такие осужденные обычно не конфликтуют со средой. Они без насилия над собой принимают правила поведения, выработанные самими осужденными, и занимают в ней определенную позицию, стремясь к лидерству. Роль лидера привлекает их, т.к. дает возможность реализовать стремление к активности, к проведению различных комбинаций.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"