Вопросы.
- История развития социальной психологии.
- Социализация.
Социализация представляет
собой процесс становления личности,
постепенное усвоение ею требований
общества, приобретение социально
значимых характеристик сознания
и поведения, которые регулируют
её взаимоотношения с обществом.
Социализация личности
начинается с первых лет жизни
и заканчивается к периоду
гражданской зрелости человека,
хотя, разумеется, полномочия, права
и обязанности, приобретенные
им, не не говорят о том, что
процесс социализации полностью
завершен: по некоторым аспектам
он продолжается всю жизнь.
Именно в этом смысле мы
говорим о необходимости повышения
педагогической культуры родителей,
о выполнении человеком гражданских
обязанностей, о соблюдении правил
межличностного общения. Иначе
социализация означает процесс
постоянного познания, закрепления
и творческого освоения человеком
правил и норм поведения, диктуемых
ему обществом.
Первые элементарные
сведения человек получает в
семье, закладывающей основы и
сознания, и поведения. В социологии
обращено внимание на тот факт,
что ценность семьи как социального
института долгое время недостаточно
учитывалась. Принижение роли
семьи принесло большие потери,
в основном нравственного порядка,
которые впоследствии обернулись
крупными издержками в трудовой
и общественно-политической жизни.
Эстафету социализации
личности принимает школа. По
мере взросления и подготовки
к выполнению гражданского долга
совокупность усваиваемых молодым
человеком знаний усложняется.
Однако не все они приобретают
характер последовательности и
завершенности. Так, в детстве
ребенок получает первые представления
о Родине, в общих чертах начинает
формировать свое представление
об обществе, в котором он живет,
о принципах построения жизни.
Но социологов и поныне волнует
вопрос: почему так различен первоначальный
процесс социализации личности,
почему школа выпускает в жизнь
молодых людей, отличающихся не
просто представлениями, но и
набором ценностей, которые иногда
прямо противостоят друг другу?
Социализация той
части молодежи, которая приходит
на работу после окончания
учебных заведений (средних, профессиональных,
высших), продолжается в тех конкретных
условиях, которые сложились на
производстве под влиянием не
только общественных отношений,
но и специфических особенностей,
присущих данному социальному
институту.
Мощным инструментом
социализации личности выступают
средства массовой информации - печать,
радио, телевидение. Ими осуществляется
интенсивная обработка общественного
мнения, его формирование. При этом
в одинаковой степени возможна
реализация как созидательных,
так и разрушительных задач.
Социализация личности
органично включает в себя
передачу социального опыта человечества,
поэтому преемственность, сохранение
и усвоение традиций неотделимы
от повседневной жизни людей.
При их посредстве новые поколения
приобщаются к решению экономических,
социальных, политических и духовных
проблем общества.
И наконец, социализация
личности связана с трудовой,
общественно-политической и познавательной
деятельностью человека. Недостаточно
просто обладать знаниями, их
предстоит превратить в убеждения, которые
представляются в действиях личности.
Именно соединение знаний, убеждений и
практических действий образует характерные
черты и качества, свойственные тем или
иным типам личности.
Таким образом,
социализация личности представляет,
по сути, специфическую форму
присвоения человеком тех гражданских
отношений, которые существуют
во всех сферах общественной
жизни.
В современных
условиях процесс социализации
предъявляет новые требования
к духовному облику, убеждениям
и действиям людей. Это обусловлено,
во-первых, тем, что осуществление
социально-экономических, политических
и духовных изменений может
быть посильно людям высокообразованным,
высококвалифицированным и сознательно
участвующим в претворении их
в жизнь. Только человек, глубоко
убежденный в необходимости намеченных
преобразований, может быть активной,
действенной силой исторического
процесса.
Во-вторых, чрезвычайная
сложность процесса социализации
личности требует постоянного
совершенствования средств его
осуществления. Они нуждаются
в обновлении, каждодневном поиске,
конкретизирующем и уточняющем
место и ответственность человека
при решении как общественных,
так и личных проблем.
В-третьих, социализация
личности является неотъемлемой
частью решения всех общественных
проблем. Жизнь убедительно свидетельствует,
что это настолько взаимосвязанный
процесс, что он в одинаковой
степени может многократно усиливать
(или замедлять) общественный
процесс, если не учитываются
объективные перемены, а также
изменения в сознании и поведении
людей.
В-четвертых, социализация
личности предполагает преодоление
негативных явлений в сознании
и поведении людей. До сих
пор социология личности не
смогла ответить на такие вопросы:
почему часть людей, имеющих
одинаковое стартовое начало
становится хулиганами, пьяницами,
ворами? почему другая часть превращается
в бюрократов, подхалимов, угодников,
карьеристов и т.д.?
И наконец, социализация
личности происходит в условиях
взаимодействия мировой и национальной
культур. И хотя общечеловеческие
мотивы признаны ведущими в
структуре общественного сознания
и поведения, влияние национальных
особенностей нередко оказывается
решающим фактором, который во
многом определяет облик человека.
Феномен национального в процесс
социализации хотя поставил перед
социологией вопрос о поиске
новых резервов его сочетания
с общечеловеческими ценностями,
привел к необходимости более
глубокого понимания социально-психологических
механизмов признания особого
места в общественной жизни
каждого народа, каждой нации
и народности и каждого отдельного
их представителя.
Социализация личности
предполагает, что объектом исследования
становятся не одно или несколько,
а весь комплекс общественно
значимых качеств человека в
их тесном единстве и взаимодействии.
Они охватывают всю совокупность
черт сознания и поведения:
знания, убежденность, трудолюбие, культуру,
воспитанность, стремление жить
по законам красоты и т.д.
Важное значение имеет преодоление
стереотипов, атавизмов в сознании
и поведении людей.
Вместе с тем,
в какой бы сфере ни действовал
человек, духовный момент всегда
и во всем сопровождает его
деятельность. Более того, человек
не пассивно воспроизводит то,
что диктует ему общество. Он обладает
возможностью проявить свою творческую
силу и воздействовать на окружающие его
явления.
Духовный компонент
является определяющим в социализации
человека, что позволяет, на наш
взгляд, рассматривать эту отрасль
социологической науки в тесной
связи с проблемами культуры,
образования, науки, литературы
искусства. Это ни в коей
мере не преуменьшает роль
и значение экономических, социальных
и политический отношений. Но
человека возвышают лишь уровень
культуры, богатства и глубина
его духовного мира, степень развитости
гуманизма, милосердия и уважения
к другим людям.
Гуляихин В.Н., Галкин А.П.,Васильева Е.Н.
Молодежные и детские объединения как
субъекты вторичной социализации: опыт
регионального исследования // СоцИс. —
2012. — № 6. — С. 127-132.
Ильясов Ф. Н. Формирование
структуры удовлетворённости трудом
в процессе социализации индивида //
Удовлетворённость трудом (анализ структуры,
измерение, связь с производственным
поведением. — Ашхабад: Ылым (Наука),
1988. — С. 28—35.
Богданова В. В. Траектории социализации
современного студенчества. Феномены
сообразной и неадаптивной социализации.
№ 3 - Социология. Электронный журнал
«Знание. Понимание. Умение» (2009). Архивировано
из первоисточника 24 мая 2012.
Ковалева А. И. Социализация.
№ 1. Электронный журнал «Знание. Понимание.
Умение» (2004). Архивировано из первоисточника
24 мая 2012.