Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:17, контрольная работа

Краткое описание

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Содержание

История развития социальной психологии.
Социализация.

Вложенные файлы: 1 файл

Вопросы.docx

— 19.23 Кб (Скачать файл)

                       Вопросы.

  1. История развития социальной психологии.
  2. Социализация.

    Социализация представляет  собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований  общества, приобретение социально  значимых характеристик сознания  и поведения, которые регулируют  её взаимоотношения с обществом.

 

    Социализация личности  начинается с первых лет жизни  и заканчивается к периоду  гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права  и обязанности, приобретенные  им, не не говорят о том, что  процесс социализации полностью  завершен: по некоторым аспектам  он продолжается всю жизнь.  Именно в этом смысле мы  говорим о необходимости повышения  педагогической культуры родителей,  о выполнении человеком гражданских  обязанностей, о соблюдении правил  межличностного общения. Иначе  социализация означает процесс  постоянного познания, закрепления  и творческого освоения человеком  правил и норм поведения, диктуемых  ему обществом.

 

    Первые элементарные  сведения человек получает в  семье, закладывающей основы и  сознания, и поведения. В социологии  обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального  института долгое время недостаточно  учитывалась. Принижение роли  семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка,  которые впоследствии обернулись  крупными издержками в трудовой  и общественно-политической жизни.

 

    Эстафету  социализации  личности принимает школа. По  мере взросления и подготовки  к выполнению гражданского долга  совокупность усваиваемых молодым  человеком знаний усложняется.  Однако не все они приобретают  характер последовательности и  завершенности. Так, в детстве  ребенок получает первые представления  о Родине, в общих чертах начинает  формировать свое представление  об обществе, в котором он живет,  о принципах построения жизни.  Но социологов и поныне волнует  вопрос: почему так различен первоначальный  процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь  молодых людей, отличающихся не  просто представлениями, но и  набором ценностей, которые иногда  прямо противостоят друг другу?

 

    Социализация той  части молодежи, которая приходит  на работу после окончания  учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных  условиях, которые сложились на  производстве  под влиянием не  только общественных отношений,  но и специфических особенностей, присущих данному социальному  институту.

 

    Мощным инструментом  социализации личности выступают  средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется  интенсивная обработка общественного  мнения, его формирование. При этом  в одинаковой степени возможна  реализация как созидательных,  так и разрушительных задач.

 

    Социализация личности  органично включает в себя  передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение  и усвоение традиций неотделимы  от повседневной жизни людей.  При их посредстве новые поколения  приобщаются к решению экономических,  социальных, политических и духовных  проблем общества.

 

    И наконец, социализация  личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной  деятельностью человека. Недостаточно  просто обладать знаниями, их  предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.

 

    Таким образом,  социализация личности представляет, по сути, специфическую форму  присвоения  человеком тех гражданских  отношений, которые существуют  во всех сферах общественной  жизни.

 

    В современных  условиях процесс социализации  предъявляет новые требования  к духовному облику, убеждениям  и действиям людей. Это обусловлено,  во-первых, тем, что осуществление  социально-экономических, политических  и духовных изменений может  быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно  участвующим в претворении их  в жизнь. Только человек, глубоко  убежденный в необходимости намеченных  преобразований, может быть активной, действенной силой исторического  процесса.

 

    Во-вторых, чрезвычайная  сложность процесса социализации  личности требует постоянного  совершенствования средств его  осуществления. Они нуждаются  в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем  место и ответственность человека  при решении как общественных, так и личных проблем.

 

    В-третьих, социализация  личности является неотъемлемой  частью решения всех общественных  проблем. Жизнь убедительно свидетельствует,  что это настолько взаимосвязанный  процесс, что он в одинаковой  степени может многократно усиливать  (или замедлять) общественный  процесс, если не учитываются  объективные перемены, а также  изменения в сознании и поведении  людей.

 

    В-четвертых, социализация  личности предполагает преодоление  негативных явлений в сознании  и поведении людей. До сих  пор социология личности не  смогла ответить на такие вопросы:  почему часть людей, имеющих  одинаковое стартовое начало  становится хулиганами, пьяницами,  ворами? почему другая часть превращается  в бюрократов, подхалимов, угодников,  карьеристов и т.д.?

 

    И наконец, социализация  личности происходит в условиях  взаимодействия мировой и национальной  культур. И хотя общечеловеческие  мотивы признаны ведущими в  структуре общественного сознания  и поведения, влияние национальных  особенностей нередко оказывается  решающим фактором, который во  многом определяет облик человека. Феномен национального в процесс  социализации  хотя поставил перед  социологией вопрос о поиске  новых резервов его сочетания  с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более  глубокого понимания социально-психологических  механизмов признания особого  места в общественной жизни  каждого народа, каждой нации  и народности и каждого отдельного  их представителя.

 

    Социализация личности  предполагает, что объектом исследования  становятся не одно или несколько,  а весь комплекс общественно  значимых качеств человека в  их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность  черт сознания и поведения:  знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить  по законам красоты и т.д.  Важное значение имеет преодоление  стереотипов, атавизмов в сознании  и поведении людей.

 

    Вместе с тем,  в какой бы сфере ни действовал  человек, духовный момент всегда  и во всем сопровождает его  деятельность. Более того, человек  не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления.

 

    Духовный компонент  является определяющим в социализации  человека, что позволяет, на наш  взгляд, рассматривать эту отрасль  социологической науки в тесной  связи с проблемами культуры, образования, науки, литературы  искусства. Это ни в коей  мере не преуменьшает роль  и значение экономических, социальных  и политический отношений. Но  человека возвышают лишь уровень  культуры, богатства и глубина  его духовного мира, степень развитости  гуманизма, милосердия и уважения  к другим людям.                                Гуляихин В.Н., Галкин А.П.,Васильева Е.Н. Молодежные и детские объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования // СоцИс. — 2012. — № 6. — С. 127-132.

Ильясов Ф. Н.  Формирование структуры удовлетворённости трудом в процессе социализации индивида // Удовлетворённость трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением. — Ашхабад: Ылым (Наука), 1988. — С. 28—35.

Богданова В. В. Траектории социализации современного студенчества. Феномены сообразной и неадаптивной социализации. № 3 - Социология. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2009). Архивировано из первоисточника 24 мая 2012.

Ковалева А. И. Социализация. № 1. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2004). Архивировано из первоисточника 24 мая 2012.


Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"