Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 13:59, контрольная работа
Прямые межрегиональные связи с сопредельными государствами, взаимовыгодное приграничное сотрудничество отвечают долгосрочным национальным интересам России. В политическом плане они призваны содействовать созданию по периметру российских границ "пояса добрососедства", в экономическом - увеличению экономического потенциала регионов. Как показывает опыт последних лет, приграничное сотрудничество в определенной степени способствует восстановлению и укреплению исторически сложившихся экономических и гуманитарных связей Российской Федерации с сопредельными государствами, развитию интеграционных процессов в СНГ, снижению напряженности, вызванной разделением некогда единых народов государственной границей.
Введение ………………………………………………………...…………. 3
1 Межрегиональные связи с точки зрения экономики …………………. 5
2 Характеристика и формы межрегиональных связей …………............. 11
3 Межрегиональное сотрудничество Хабаровского края …………........ 12
Заключение ……………………………………………………................... 17
Список использованных источников ………………………………..…... 18
Содержание
Введение ………………………………………………………
1 Межрегиональные связи с точки зрения экономики …………………. 5
2 Характеристика и формы межрегиональных связей …………............. 11
3 Межрегиональное сотрудничество Хабаровского края …………........ 12
Заключение ……………………………………………………..........
Список использованных источников ………………………………..…... 18
Введение
Прямые межрегиональные
связи с сопредельными
Межрегиональные связи с точки зрения экономики
Политико-управленческая
практика в годы становления России
как независимого федеративного
государства показала необходимость
развития межрегиональных интеграционных связей
в стране. Сложные последствия экономических
и политических реформ конца восьмидесятых
начала девяностых годов привели к децентрализации
политического пространства страны и,
как следствие, к значительному уменьшению
степени интегрированности российской
экономики, где разрыв хозяйственных связей
между предприятиями и регионами явился
одной из главных причин глубокого экономического
спада, снижения производственно-
Внутренняя «раздробленность» страны требовала от федерального
центра принятия серьезных мер по реформированию
государственного устройства страны и
обусловила усиление административной
роли федеральных органов в стимулировании
процесса интеграции субъектов РФ.
Так, в 1996 году в принятой «Государственной
стратегии экономической безопасности
Российской Федерации (Основные положения)»
(одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля
1996 г. № 608) наравне с проблемой неравномерности
в социально-экономическом развитии регионов
поднимается вопрос о нарушении производственно-
Согласно данному документу, «…
сохранение единого экономического
пространства и широких межрегиональных
экономических отношений, обеспечивающих
соблюдение общегосударственных интересов,
исключающих развитие сепаратистских
тенденций и функционирование единого
общероссийского рынка или интегрированной
системы региональных рынков с учетом
их производственной специализации» определено
как важное направление национальной
экономической безопасности.
Формирование единого
Под интеграцией понимается достижение состояния переплетения, преобразование в единый экономический организм различных аспектов воспроизводства и движения капиталов, товаров, услуг, рабочей силы различных экономических обособленных территорий. Интеграция начинается с того момента, когда уровень экономических связей между территориями достигает состояния взаимопроникновения воспроизводственных процессов. В общем виде экономическая интеграция - это объективный процесс развития все более глубокого и устойчивого обмена деятельности труда, расширения территориальных и производительных границ кооперации, финансовых связей.
Интеграция невозможна без капитала и преодоления рамок региональной ограниченности; без развития производства до уровня, предполагающего специализацию; без преодоления межрегиональных различий в функционировании рыночных механизмов; без появления государственных и общественных институтов, ставящих перед собой задачу слома территориальных барьеров на путях движения капиталов, товаров, услуг, рабочей силы. Наличие больших различий между регионами по этим параметрам делает межрегиональную интеграцию невозможной.
А экономические отношения между регионами при этом так и остаются торговлей, эпизодическим ввозом и вывозом капиталов, услуг, перемещением рабочей силы между сильно обособленными друг от друга региональными хозяйствами. К интеграции способны лишь регионы близкого уровня развития, и это реально воплотить в жизнь.
Единое экономическое
Опыт радикальных социально-
В настоящее время на территории Российской Федерации появилось несколько форм межрегионального сотрудничества: союзы городов, ассоциации территорий, объединенные по различным признакам, и др. В качестве одной из таких форм в настоящий момент выступают межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия.
На основании существующих нормативных
документов, тем или иным образом
затрагивающих вопросы
В ходе углубления совместной деятельности
региональных хозяйств имеет место
оптимизация хозяйственной
Региональная интеграция в условиях рыночной экономики невозможна без высокоразвитой рыночной инфраструктуры, позволяющей эффективно налаживать связи между различными организационными структурами (АО, госпредприятия, частные фирмы, банки) независимо от их территориальной принадлежности. Для формирования единого экономического пространства необходимо, чтобы как минимум не было больших различий между регионами в уровнях развития рыночных структур. Рыночные структуры включают в себя: создание широкой финансово-банковской сети, инжиниринговых центров, оптовых фирм, информационных сетей, сеть обучения и повышения квалификации, инфраструктуры, транспортных сетей, посреднических и консалтинговых фирм и др. Важнейшим ее элементом является банковская сеть, создающая предпосылки для привлечения инвестиций, которые финансово обслуживают движение товарных потоков, способствуют процессу интеграции регионов в единое экономическое пространство.
С другой стороны, федеральная экономическая политика должна учитывать мнение регионов по формированию межбюджетных отношений, созданию технопарков, транспортных магистралей и сетей, предоставлению налоговых льгот, инвестиций в производственный сектор экономики, развитию социальных и производственных программ, активной миграционной политики и т. д., которые способствуют дальнейшей интеграции регионов в единое экономическое пространство.
Миссию региона можно
Одним из возможных направлений осуществления миссии в условиях глобализации и усиливающейся конкуренции может быть успешная ВЭД, увеличивающая региональные доходы как результирующий показатель того, насколько эффективно по сравнению с другими регионами производятся, распределяются и продаются товары и услуги, насколько разумно используется экспортные возможности для сохранения и умножения сравнительных и конкурентных преимуществ региона. Однако разработка стратегии еще не означает успеха его развития, поэтому еще одним преимуществом является механизмах реализации стратегии. Таким образом, разработанная стратегия региона и механизм ее реализации – в этом заключается видение региона.
Если реализация стратегии не приносит запланированных результатов, то причиной неудач может быть не качество самой стратегии, а плохая организация ее выполнения. Для того чтобы организовать выполнение региональных стратегических целей, необходимо проведение соответствующих теоретических и методологических исследований, необходима разработка механизма, способного доводить до исполнения стратегические цели на каждом уровне управления. В последние годы значительно изменилась парадигма разработки стратегии региона. Если раньше считалось, что стратегия должна быть известна лишь узкому кругу высших руководителей и не должна предаваться гласности, то в наши дни отдается предпочтение открыто сформулированной.
Анализ основных направлений развития системы регионального управления позволяет заключить следующие выводы.
необходим поиск и
разработка инновационных систем управления,
которые позволяют
необходимо выделить основные объекты экономической деятельности, по отношению к которым направлено управленческое воздействие и от которых зависит успешное развитие экспорта и рост региона. Основными составляющими являются процессы, объединяющие производство, распределение, обмен и потребление продукции, работ и услуг различными отраслями региональной деятельности и международным сообществом, то есть бизнес-процессы и рынок. Эти составляющие региональной экономической деятельности находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, обеспечивая процесс регионального воспроизводства.