Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:06, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит задания по дисциплине "Социология" и ответы на них

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА социол.doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант 3

 

Задание № 1

Каждый из ученых, указанных  в таблице, внес существенный вклад  в социологию. В чем конкретно  заключается этот вклад? Какие важные для социологии понятия находились в центре его теоретических концепций? Свои ответы внесите в соответствующие ячейки таблицы.

Ученый (годы жизни

Социологические понятия, используемые в своем учении

Основной вклад  данного ученого в социологию

Г. Спенсер (1820-1903.)

Органическая  теория общества

 

 

Универсальный закон эволюции

 

Социальные институты

 

Общество, как «социальный организм»

Предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. Спенсер обосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе по мере того, как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной. В качестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый приводит многочисленные примеры зависимости характера человеческой деятельности от географии местности, климатических условий, численности народонаселения и т.д.

По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией социальной. Отсюда следует, что качество жизни членов общества. характер экономических и политических институтов зависит в конечном счете от "усредненного уровня" развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например, регулирования спроса и предложения, или радикальных реформ в политической сфере без учета свойств членов, составляющих общество, с точки зрения ученого, должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями..

Спенсер полагал, что человеческая цивилизация в целом развивается  по восходящей линии. Но отдельно взятые общества (также как и подвиды в органической природе) могут не только прогрессировать, но и деградировать.

Главное направление происходящих изменений Спенсер видел в  нарастании многообразия внутренней дифференциации общественного развития (социальное расслоение, появление новых организаций  и т.д.) при одновременном усилении общественных связей. Спенсер выделил два типа общества: “военное”, в котором сотрудничество людей в достижении общей цели имеет принудительный характер, и “промышленное” с добровольным сотрудничеством. Общество как социальный организм, помысли Спенсера, состоит из трех главных систем: “производящей средства для жизни” , “распределительной” , “регулятивной” . Последняя включает в себя систему социального контроля, который держится на страхе.

Спенсер потратил много усилий, определяя  специфические черты “социального организма” и выявлял общие системные принципы, делающие его похожим на биологические системы:

1. Общество, как и биологический  организм, наращивает массу (численности  населения, материальные ресурсы  и др.):

2. Как и в биологической эволюции, рост массы приводит к усложнению структуры.

3. Усложнение структуры сопровождается  дифференциацией функций, выполняемых  отдельными частями.

4. в обоих случаях имеет место  постепенное усиление взаимозависимости  и взаимодействия частей.

5. Как и в биологических организмах, целое всегда более устойчиво, чем отдельные части, стабильность обеспечивается сохранением функций и структур

Г. Зиммель

(1868-1918)

"социации" – устойчивые формы  социальной жизни, придающие обществу  целостность и стабильность

 

«содержание» общественной жизни и «формы обобществления»

Объект социологии- общество,  как  процесс социальных взаимодействий и итог этих взаимодействий. Предметная область социологии, по Зиммелю, ограничена изучением. Речь идет о таких известных  формах человеческого общежития, как  господство, подчинение, культура, разделение труда, конкуренция, конфликт, мораль, социальный контроль, мода и т.п.

 Исследование "социаций", установление  степени устойчивости "чистых" форм социальности, предполагает применение историко-сравнительного метода. Именно этот метод, по Зиммелю, есть основной способ социологического анализа. Он не исключал других методов социологии (в т.ч. наблюдений, опросов, экспериментов), сам использовал их при изучении городского образа жизни, социальных типов личности, межличностных и других социальных конфликтов, но расценивал их в качестве дополнительных к сравнительно-историческому анализу.

Дж. Мид (1863-1931)

Символический интеракционизм

 

Социальное действие

На характер взаимодействия людей оказывают влияние как общество, прежде всего, социальная группа, так и ментальность взаимодействующих. При этом действия социальной группы социолог считал новым качеством, не сводимым к простому

количеству действий отдельных  членов данной группы.

Социальное действие: символ –  ответная осмысленная реакция 

С точки зрения Мида, человеческая мысль и само поведение являются сугубо

социальными. Будучи сторонником бихевиоризма, он рассматривает взаимодействие

людей через призму стимулов, порожденных символами, и соответствующих на них реакций. Но для Мида стимул – лишь возможность действия, а не автоматический

бездумный ответ. В этой связи Мид  принципиально различает действие

(предполагает акт одного индивида) и социальное действие (включает двух и более людей с учетом их ментальности). Во втором случае, в силу возникающего социального

взаимодействия индивид может  действовать по-разному: он может  немедленно

отреагировать на стимул, отложить реакцию  на определенное время или вовсе  не реагировать на него. Откладывание реакции предполагает интеллектуализацию действия, его обусловленность социальным опытом действующего. Мид  исследует именно социальные действия.

В качестве символов способны выступать  жесты, которые по своему характеру  могут быть незначимыми и значимыми.

Значимые символы, способны вызывать вполне определенную, предсказуемую 

реакцию, у тех, кому они адресованы, благодаря чему возникает собственно

человеческая коммуникация. Значимые символы:

1) делают возможной

символическую интеракцию – они обеспечивают средства, с помощью которых люди

могут значимо общаться в своей  естественной и социальной среде. Без  символов не

будет ни собственно человеческого  общения, ни человеческого общества.

Символическая интеракция необходима, так как у людей нет инстинктов поведения в социальной среде. Чтобы существовать люди должны жить в мире осознанных

значений. Наконец, в отличие от животных, реагирующих на первый или наиболее

сильный стимул, люди обладают способностью выбирать символы из целого набора

 

символов и тем самым осмысленно совершать конкретные действия.

Принятие роли – средство интерпретации  значимых символов

Э. Гидденс (р. 1938)

«структурация»

«социальный агент».

По  его мнению, социальные действия создают  структуры, и только через действия осуществляется воспроизводство структур. Термин «структурация» Э. Гидденс использует для описания взаимодействия структур и социального действия. На примере соотношения языка и речи он показывает, что язык — это структура, кажущаяся независимой от индивида. Но чтобы язык сохранился, на нем должны говорить и писать по существующим правилам. Однако языки меняются, появляются новые слова, другие забываются. Отсюда вывод: люди своими действиями могут изменять и воспроизводить структуры.

Основное понятие теории структурации - «социальный агент». Агентами являются люди, способные трансформировать окружающий мир посредством своих действий и воспроизводить его, что не обязательно связано с трансформацией всего общества. Деятельность агентов непосредственно связана с социальными системами и институтами. Социальная система, по Э. Гидденсу, — это образец социальных отношений, существующих в определенное время и в определенном пространстве.


 

 

 

 

 

Задание № 2

Заполните таблицу.

Европейская социологическая мысль классического периода

 

Социологическая парадигма 

Ключевые фигуры

Основные положения  теории

 

Огюст Конт (1798–1857)

закона о трех стадиях развития интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной

     
     
     


Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"