Контрольная работа по «Социологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 23:14, контрольная работа

Краткое описание

Отечественное правоведение находится сегодня в сложной ситуации выбора пути: заимствовать традиционные западноевропейские образцы и модели правосознания и практического применения права, либо избрать собственный путь создания модели прав и обязанностей, где бы учитывалась и российская традиция. Стремление прийти к нормальной организации общественной жизни, сохраняя исконные традиции русского духа, должно опираться на внимательное изучение достижений отечественной правовой и общественно-политической мысли.

Содержание

1. Типологические черты российского массового правосознания в начале XX вв………………………………………………………………………………….3
Библиографический список…………………………………………………..13
2. Становление антропологической школы изучения историко-правовых явлений………………………………………………………..…………………….14
Библиографический список………………………………………………….17
3. Социоцентризм российской правовой ментальности……………………18
Библиографический список………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

После завершения Гражданской войны приоритетными задачами новой политической элиты стали: укрепление советской государственности и преодоление хозяйственной разрухи. Нуждаясь в ментальной легитимации своей власти для осуществления социалистических преобразований, большевизм уделял значительное внимание разработке методов воздействия на правосознание граждан в целях формирования адекватных государственной политике правовых установок и представлений. Если в период борьбы за власть в феврале - октябре 1917г. и во время Гражданской войны большевизм манипулировал укорененными на уровне априорно-константных слоев представлениями граждан, адаптируя их к социалистической доктрине, то по окончании Гражданской войны власть посредством целого комплекса идеологических и политических мероприятий стремилась сформировать качественно новое, советское правосознание, адекватное государственно-правовой системе диктатуры пролетариата. Социалистическое правосознание, культивировавшееся государственной властью, стало одним из фундаментальных компонентов тоталитарной политико-правовой системы13.

Советское правосознание представляло собой синтез социалистических идей и рудиментарных правовых представлений  о праве, законности, правосудии, легитимности государственной власти, справедливом правопорядке, о правовом статусе личности, неприкосновенности собственности, о методах регулирования гражданско-правовых отношений, о преступлениях и наказаниях.

Таким образом, закономерности трансформации массового правосознания в первой четверти XXв. обладают не только академической, но и практической значимостью, так как могут быть экстраполированы на современные транзитивные политико-правовые условия, в которых массовое правосознание продолжает аккумулировать исторически сформировавшиеся стереотипизированные образцы правоаксиологических представлений.

 

Библиографический список

Научная литература

  1. Абдурахманова, И . В. Трансформация массового  правосознания  в России в первой четверти XX в. :Историко-правовой аспект - Ростов-на-Дону, 
    2009. -63 с.
  2. Абдурахманова   И .В. Массовое  правосознание  в Советской России в 1917-1921 гг.: традиционализм или новационность? Монография. Ростов н/Д: РИЦ РГЭУ "РИНХ", 2008. 
  3. Абдурахманова И.В. Типологические черты правосознания российских обывателей на рубеже XIX–XX вв. // Философия права. 2006. 
  4. Магарил С.О. Российская интеллигенция: пределы рациональности // Жизнь Гражданина России. – 2009.
  5. Медушевская Н.Ф. Русская философия // История философии: учебно-практическое пособие. М.: Московский университет МВД России, 2009.  . 
  6. Медушевская Н.Ф. Поиск духовных оснований права в русской правовой мысли // История государства и права. 2007. № 14. С. 37 – 39
  7. Медушевская Н.Ф. Духовные основания современного российского права. М.: Московский университет МВД. России, 2008. – 196 с.
  8. Пивоваров Ю.С. Истоки и смысл русской революции // Правовая и политическая культура России: прошлое, настоящее, будущее. Новосибирск, СИБАГС. - 2008.- С. 56-62.

 

 

2. Становление антропологической школы изучения историко-правовых явлений

Юридическая антропология, или антропология права, возникла как антропологическая  школа  в западной философии права.

Основными вопросами  этой отрасли философско-правового  знания были вопросы  историко-правовых  и  антропологических  истоков антропологии права. Здесь главной считается проблема связи антропологии права с политической антропологией, этнографией, историей и социологией права.

Философское осмысление теории права  интересует традиционное право как  предмет  изучения  антропологии права. Сюда включаются обычно-правовые системы и религиозные формы права: индуистское и мусульманское право и др. Нужно заметить, что юридическую антропологию XIX - первой половины XX века интересовало, главным образом, исследование архаического права. На сегодняшний день можно констатировать расширение сферы интересов современной юридической антропологии14.

Очевидна плодотворность историко-антропологического подхода в его приложении к  историческому познанию (с включением в предмет исследования сферы ментальности). Ярким примером подобного исследования в области исторического  изучения  права служит книга Эстер Коэн «Перекрестки правосудия: Закон и культура в позднесредневековой Франции» (1993). В ней на материале позднесредневековой Франции (XIII—XVI вв.) рассмотрено бытование правовых норм и представлений, правовой практики в социокультурном контексте эпохи, как составных частей ее культуры. На основе разнообразных источников израильская исследовательница охарактеризовала движение всей сферы правовой ментальное, охватывающей как творчество ученых-правоведов, так и самые темные суеверия15

Основными понятиями юридической  антропологии являются: "обычное  право", "традиционное право", "обычай", "традиция", "обычно-правовая ментальность", "обычно-правовая система". Для этого обычно-правовые системы рассматриваются в традиционных и современных обществах.

Важным вопросом юридической антропологии является вопрос о соотношении власти и права в традиционных и современных  обществах и обычно-правовые аспекты лидерства. Здесь рассмотрению подлежат первые социальные нормы как источник власти и права в традиционных обществах.

Власть традиции рассматривается  как регулятор поведения в  традиционных обществах. К числу  важных вопросов относятся вопросы  анализа преступлений и наказаний в традиционных обществах, кровная месть и месть в правосознании представителей модернизирующихся и индустриальных (постиндустриальных) обществ, а также виды преступлений в традиционном обществе. Анализу подлежит универсальный характер института кровной мести. Естественно, отсюда вытекает вопрос о судопроизводстве в традиционных обществах и способах судебных доказательств, возникновения суда посредников и основных культурно-исторических форм посредничества, форм судебных доказательств, таких как поединок, клятва, ордалия и их обусловленность традиционным правосознанием. Все это дает представление о традиционном (религиозном) праве и обычно-правовых аспектах религии16.

Для рассмотрения всех указанных вопросов требуется анализ обычно-правовых норм в традиционной ментальности, табу как древнейшего регулятора общественной жизни, идейно-психологического содержания табу, закона предков как ранней формы правосознания.

Следует также отметить еще одно обстоятельство, которое касается  изучения  теории и философии права и называется юриспруденцией. Область сравнительного  изучения  правовых теорий заключает в себе богатые возможности для использования  антропологического  знания. Причем это знание может быть использовано достаточно плодотворно не только для раскрытия и разрешения коллизии между так называемым "обычным" правом и "централизованным", или национальным, правом и законодательством, но и для более всестороннего учета культурного контекста даже в самых индустриальных и модернизированных сообществах.

Центральным моментом  антропологического   изучения  правовых систем является их культурно обусловленный плюралистический характер, в том числе их частое сосуществование внутри единой национальной или региональной "централизованных" правовых систем. Речь идет, прежде всего, о том, что в мульти-этничных социальных средах такие правовые подсистемы, как уголовное, гражданское или коммерческое право, могут сосуществовать с другими правовыми кодексами разного типа. Эти "другие" правовые системы, или отдельные нормы, имеют различные степени формализации и развитости и обычно распространены среди разных сегментов населения одного и того же государства или его региона. Но, будучи признанными со стороны государства и общества, они составляют то самое "единое правовое пространство", о котором, прежде всего, заботятся представители "государственного права". Будучи непризнанными, или даже репрессируемыми, эти культурно обусловленные правовые нормы, бытующие, как правило, среди этнических или эммигрантских меньшинств, все равно составляют часть социальной реальности17.

В последние годы внимание ученых привлекает не только то, как в рамках "национального права" уживаются и учитываются специфические нормы и обычаи групп населения, исторически инкорпорированных в государственные образования, но сохраняющих эти особые нормы обычно на уровне местных или региональных сообществ. В социальной действительности, которая постоянно порождает правила, обычаи и символы, но одновременно подвержена воздействию правил и норм, которые проистекают от других действующих сил, прежде всего, от более широкого мира, который окружает конкретное социальное поле или включает его в свои границы.

 

 

Библиографический список

Научная литература

  1. Байниязов Р. С. Правосознание // Правоведение. - 2005. - № 3.
  2. Дамирли, М. А. К новой концепции исторического познания права//Правоведение. -2003. - № 3 (248). - С. 159 - 169
  3. Kohen Е. The Crossroads of Justice. Law and Culture in Late Medieval France. Leiden; New York; Koln, 1993

 

3. Социоцентризм российской правовой ментальности

Представители разных наук от философии и истории до психологии и педагогики обращаются к рассматриваемому концепту при исследовании, преимущественно, процессов, условий и обстоятельств формирования индивидуального сознания. Так, социоцентризм может трактоваться как «мотивация поведения людей или как «форма политического эгоцентризма»18. «В качестве модели объяснения поведения людей, вроде патронажа, социоцентризм используется в антропологических исследованиях»19.

В различных публикациях социоцентризм  выступает и как «заменитель теологии в общественном сознании в условиях кризиса традиционных норм»20 и как «препятствие для компаративного анализа цивилизаций»21,  и как «критерий для измерения самосознания юношества»22.

Отдельно стоит выделить работы известного швейцарского детского психолога Ж.Пиаже. Он в своём научном творчестве постоянно обращался к проблемам социоцентризма. В статье «Этноцентрическая мысль и социоцентрическая мысль» он квалифицирует социоцентризм как социализирующий механизм. Пиаже создал теорию десоциоцентрализации (децентрализации) групп. Здесь социоцентризм понимается как сосредоточенность на позициях, перспективах или действиях какой-либо группы23.

Социоцентризм есть внутренний принцип жизнедеятельности общества. Это - система долговременного функционирования резонного поведения людей, состоящая из последовательных действий, направленных на упрочение условий существования определенной социальной общности.

Социоцентризм общественных отношений  стремится исключить все лишние линии индивидуального поведения, которые не совместимы с условиями существования определенной социальной общности. Социоцентризм как явление - продукт исторического развития общества. Он обеспечивает активное присутствие прошлого опыта в настоящем времени. Общечеловеческое выступает его основой и ресурсом. Социоцентризм придаёт жизнедеятельности социума относительную автономию и устойчивость по отношению к воздействию различных внешних факторов24.

Российское общество, лишенное традиционных <подпорок> в лице прежних социальных перегородок и традиций, представляет собой весьма неустойчивый мир. Распад социальной целостности, отказ от прежних авторитетов и иерархичности в социальном и межличностном пространстве, социальный плюрализм, антропоцентристский принцип организации общественной жизни настоятельно требуют задуматься о новых парадигмах, стилях, уровнях социального познания. Для самосохранения общества необходимы страховочные механизмы, которые способна выработать культура. Одним из таких стратегических механизмов и является социоцентризм25.

Социоцентризм как интеллектуально-духовное основание российского права привел к стойкому превосходству государства над личностью, смешению закона с властными полномочиями, что объясняет дефицит правосознания, отсутствие правосубъектности и обычность правового насилия.

Идеология социоцентризма, базируясь на принципе общего блага и общей пользы, никогда не стимулировала личную инициативу и самостоятельность индивида, она неразрывно связана с идеей «беззаветного служения» государству, с культивированием абсолютной, безоговорочной исполнительности и подчиненности воле власти. В современном российском обществе социоцентризм способствует сохранению режима закрытого общества, а традиции «номенклатурной» организации государственной власти в целом усиливает правовую инфантильность населения, неверие в силу закона и неразвитость юридического мировоззрения26.

 

Библиографический список

Научная литература

Абдурахманова, И . В. Трансформация массового  правосознания  в России в первой четверти XX в. :Историко-правовой аспект - Ростов-на-Дону, 2009. -63 с.

Кончанин Т.Л., О специфике социологического познания // Проблемы и перспективы развития социологии в высшей школе. Тезисы докладов Всероссийской конференции. Ростов на Дону, 4-5 июня 1992 г., Вып.1, С. 9-12.

Королев И.Ю. Социоцентризм  как концепт социальной науки // I Всероссийская научная конференция СОРОКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ (Вологда)-2005.

Dumon Louis, On the Comparative understanding of non-modern civilizations // Daedalus, 1975, Vol. 104, Iss. 2, P. 155-177.

Enright R., Shukla D., Lansley D., Adolescent Egоcentrism - Sociocentrism and Self-Consсiousness // Journal of Youth and Adolescense. 1980, Vjl. 3, Iss. 2, Apr., P. 101-116.

Ferrarotti Franco, A Theology for Nonbelievers: Post-Cristian and Post-Marxist Reflections, Rome, 1983

Gabel Joseph, Alienation in Hungaro-Marxism. Paris, 1978

Gilmore David, Class, Culture and Communitive Size: The Relevance of Models // Antropological Quartely. 1976, Vol.49, Iss. 2. Apr. P. 89-106.

Piaget J., Pensee egocentrique et pensee sociocentrique // Cahiers Internationaux de Sociology, 1996, Vol. 101, July - Dec. P. 33-44.

1 Медушевская Н.Ф. Поиск духовных оснований права в русской правовой мысли // История государства и права. 2007. № 14. С. 37 – 39

2 Абдурахманова, И . В. Трансформация массового  правосознания  в России в первой четверти XX в. :Историко-правовой аспект - Ростов-на-Дону, 2009. -63 с.

3 Медушевская Н.Ф. Духовные основания современного российского права. М.: Московский университет МВД. России, 2008. – 196 с.

4 Магарил С.О. Российская интеллигенция: пределы рациональности // Жизнь Гражданина России. – 2009.

5 Абдурахманова И.В. Типологические черты правосознания российских обывателей на рубеже XIX–XX вв. // Философия права. 2006. 

Информация о работе Контрольная работа по «Социологии»