Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 23:14, контрольная работа
Отечественное правоведение находится сегодня в сложной ситуации выбора пути: заимствовать традиционные западноевропейские образцы и модели правосознания и практического применения права, либо избрать собственный путь создания модели прав и обязанностей, где бы учитывалась и российская традиция. Стремление прийти к нормальной организации общественной жизни, сохраняя исконные традиции русского духа, должно опираться на внимательное изучение достижений отечественной правовой и общественно-политической мысли.
1. Типологические черты российского массового правосознания в начале XX вв………………………………………………………………………………….3
Библиографический список…………………………………………………..13
2. Становление антропологической школы изучения историко-правовых явлений………………………………………………………..…………………….14
Библиографический список………………………………………………….17
3. Социоцентризм российской правовой ментальности……………………18
Библиографический список………………………………………………….21
После завершения Гражданской войны приоритетными задачами новой политической элиты стали: укрепление советской государственности и преодоление хозяйственной разрухи. Нуждаясь в ментальной легитимации своей власти для осуществления социалистических преобразований, большевизм уделял значительное внимание разработке методов воздействия на правосознание граждан в целях формирования адекватных государственной политике правовых установок и представлений. Если в период борьбы за власть в феврале - октябре 1917г. и во время Гражданской войны большевизм манипулировал укорененными на уровне априорно-константных слоев представлениями граждан, адаптируя их к социалистической доктрине, то по окончании Гражданской войны власть посредством целого комплекса идеологических и политических мероприятий стремилась сформировать качественно новое, советское правосознание, адекватное государственно-правовой системе диктатуры пролетариата. Социалистическое правосознание, культивировавшееся государственной властью, стало одним из фундаментальных компонентов тоталитарной политико-правовой системы13.
Советское правосознание представляло собой синтез социалистических идей и рудиментарных правовых представлений о праве, законности, правосудии, легитимности государственной власти, справедливом правопорядке, о правовом статусе личности, неприкосновенности собственности, о методах регулирования гражданско-правовых отношений, о преступлениях и наказаниях.
Таким образом, закономерности трансформации массового правосознания в первой четверти XXв. обладают не только академической, но и практической значимостью, так как могут быть экстраполированы на современные транзитивные политико-правовые условия, в которых массовое правосознание продолжает аккумулировать исторически сформировавшиеся стереотипизированные образцы правоаксиологических представлений.
Библиографический список
Научная литература
2. Становление антропологической школы изучения историко-правовых явлений
Юридическая антропология, или антропология права, возникла как антропологическая школа в западной философии права.
Основными вопросами этой отрасли философско-правового знания были вопросы историко-правовых и антропологических истоков антропологии права. Здесь главной считается проблема связи антропологии права с политической антропологией, этнографией, историей и социологией права.
Философское осмысление теории права интересует традиционное право как предмет изучения антропологии права. Сюда включаются обычно-правовые системы и религиозные формы права: индуистское и мусульманское право и др. Нужно заметить, что юридическую антропологию XIX - первой половины XX века интересовало, главным образом, исследование архаического права. На сегодняшний день можно констатировать расширение сферы интересов современной юридической антропологии14.
Очевидна плодотворность историко-антропологического подхода в его приложении к историческому познанию (с включением в предмет исследования сферы ментальности). Ярким примером подобного исследования в области исторического изучения права служит книга Эстер Коэн «Перекрестки правосудия: Закон и культура в позднесредневековой Франции» (1993). В ней на материале позднесредневековой Франции (XIII—XVI вв.) рассмотрено бытование правовых норм и представлений, правовой практики в социокультурном контексте эпохи, как составных частей ее культуры. На основе разнообразных источников израильская исследовательница охарактеризовала движение всей сферы правовой ментальное, охватывающей как творчество ученых-правоведов, так и самые темные суеверия15
Основными понятиями юридической антропологии являются: "обычное право", "традиционное право", "обычай", "традиция", "обычно-правовая ментальность", "обычно-правовая система". Для этого обычно-правовые системы рассматриваются в традиционных и современных обществах.
Важным вопросом юридической антропологии является вопрос о соотношении власти и права в традиционных и современных обществах и обычно-правовые аспекты лидерства. Здесь рассмотрению подлежат первые социальные нормы как источник власти и права в традиционных обществах.
Власть традиции рассматривается как регулятор поведения в традиционных обществах. К числу важных вопросов относятся вопросы анализа преступлений и наказаний в традиционных обществах, кровная месть и месть в правосознании представителей модернизирующихся и индустриальных (постиндустриальных) обществ, а также виды преступлений в традиционном обществе. Анализу подлежит универсальный характер института кровной мести. Естественно, отсюда вытекает вопрос о судопроизводстве в традиционных обществах и способах судебных доказательств, возникновения суда посредников и основных культурно-исторических форм посредничества, форм судебных доказательств, таких как поединок, клятва, ордалия и их обусловленность традиционным правосознанием. Все это дает представление о традиционном (религиозном) праве и обычно-правовых аспектах религии16.
Для рассмотрения всех указанных вопросов требуется анализ обычно-правовых норм в традиционной ментальности, табу как древнейшего регулятора общественной жизни, идейно-психологического содержания табу, закона предков как ранней формы правосознания.
Следует также отметить еще одно обстоятельство, которое касается изучения теории и философии права и называется юриспруденцией. Область сравнительного изучения правовых теорий заключает в себе богатые возможности для использования антропологического знания. Причем это знание может быть использовано достаточно плодотворно не только для раскрытия и разрешения коллизии между так называемым "обычным" правом и "централизованным", или национальным, правом и законодательством, но и для более всестороннего учета культурного контекста даже в самых индустриальных и модернизированных сообществах.
Центральным моментом антропологического изучения правовых систем является их культурно обусловленный плюралистический характер, в том числе их частое сосуществование внутри единой национальной или региональной "централизованных" правовых систем. Речь идет, прежде всего, о том, что в мульти-этничных социальных средах такие правовые подсистемы, как уголовное, гражданское или коммерческое право, могут сосуществовать с другими правовыми кодексами разного типа. Эти "другие" правовые системы, или отдельные нормы, имеют различные степени формализации и развитости и обычно распространены среди разных сегментов населения одного и того же государства или его региона. Но, будучи признанными со стороны государства и общества, они составляют то самое "единое правовое пространство", о котором, прежде всего, заботятся представители "государственного права". Будучи непризнанными, или даже репрессируемыми, эти культурно обусловленные правовые нормы, бытующие, как правило, среди этнических или эммигрантских меньшинств, все равно составляют часть социальной реальности17.
В последние годы внимание ученых привлекает не только то, как в рамках "национального права" уживаются и учитываются специфические нормы и обычаи групп населения, исторически инкорпорированных в государственные образования, но сохраняющих эти особые нормы обычно на уровне местных или региональных сообществ. В социальной действительности, которая постоянно порождает правила, обычаи и символы, но одновременно подвержена воздействию правил и норм, которые проистекают от других действующих сил, прежде всего, от более широкого мира, который окружает конкретное социальное поле или включает его в свои границы.
Библиографический список
Научная литература
3. Социоцентризм российской правовой ментальности
Представители разных наук от философии и истории до психологии и педагогики обращаются к рассматриваемому концепту при исследовании, преимущественно, процессов, условий и обстоятельств формирования индивидуального сознания. Так, социоцентризм может трактоваться как «мотивация поведения людей или как «форма политического эгоцентризма»18. «В качестве модели объяснения поведения людей, вроде патронажа, социоцентризм используется в антропологических исследованиях»19.
В различных публикациях
Отдельно стоит выделить работы известного швейцарского детского психолога Ж.Пиаже. Он в своём научном творчестве постоянно обращался к проблемам социоцентризма. В статье «Этноцентрическая мысль и социоцентрическая мысль» он квалифицирует социоцентризм как социализирующий механизм. Пиаже создал теорию десоциоцентрализации (децентрализации) групп. Здесь социоцентризм понимается как сосредоточенность на позициях, перспективах или действиях какой-либо группы23.
Социоцентризм есть внутренний
принцип жизнедеятельности
Социоцентризм общественных отношений
стремится исключить все лишние
линии индивидуального
Российское общество, лишенное традиционных <подпорок> в лице прежних социальных перегородок и традиций, представляет собой весьма неустойчивый мир. Распад социальной целостности, отказ от прежних авторитетов и иерархичности в социальном и межличностном пространстве, социальный плюрализм, антропоцентристский принцип организации общественной жизни настоятельно требуют задуматься о новых парадигмах, стилях, уровнях социального познания. Для самосохранения общества необходимы страховочные механизмы, которые способна выработать культура. Одним из таких стратегических механизмов и является социоцентризм25.
Социоцентризм как интеллектуально-духовное основание российского права привел к стойкому превосходству государства над личностью, смешению закона с властными полномочиями, что объясняет дефицит правосознания, отсутствие правосубъектности и обычность правового насилия.
Идеология социоцентризма, базируясь на принципе общего блага и общей пользы, никогда не стимулировала личную инициативу и самостоятельность индивида, она неразрывно связана с идеей «беззаветного служения» государству, с культивированием абсолютной, безоговорочной исполнительности и подчиненности воле власти. В современном российском обществе социоцентризм способствует сохранению режима закрытого общества, а традиции «номенклатурной» организации государственной власти в целом усиливает правовую инфантильность населения, неверие в силу закона и неразвитость юридического мировоззрения26.
Библиографический список
Научная литература
Абдурахманова, И . В. Трансформация массового правосознания в России в первой четверти XX в. :Историко-правовой аспект - Ростов-на-Дону, 2009. -63 с.
Кончанин Т.Л., О специфике социологического познания // Проблемы и перспективы развития социологии в высшей школе. Тезисы докладов Всероссийской конференции. Ростов на Дону, 4-5 июня 1992 г., Вып.1, С. 9-12.
Королев И.Ю. Социоцентризм как концепт социальной науки // I Всероссийская научная конференция СОРОКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ (Вологда)-2005.
Dumon Louis, On the Comparative understanding of non-modern civilizations // Daedalus, 1975, Vol. 104, Iss. 2, P. 155-177.
Enright R., Shukla D., Lansley D., Adolescent Egоcentrism - Sociocentrism and Self-Consсiousness // Journal of Youth and Adolescense. 1980, Vjl. 3, Iss. 2, Apr., P. 101-116.
Ferrarotti Franco, A Theology for Nonbelievers: Post-Cristian and Post-Marxist Reflections, Rome, 1983
Gabel Joseph, Alienation in Hungaro-Marxism. Paris, 1978
Gilmore David, Class, Culture and Communitive Size: The Relevance of Models // Antropological Quartely. 1976, Vol.49, Iss. 2. Apr. P. 89-106.
Piaget J., Pensee egocentrique et pensee sociocentrique // Cahiers Internationaux de Sociology, 1996, Vol. 101, July - Dec. P. 33-44.
1 Медушевская Н.Ф. Поиск духовных оснований права в русской правовой мысли // История государства и права. 2007. № 14. С. 37 – 39
2 Абдурахманова, И . В. Трансформация массового правосознания в России в первой четверти XX в. :Историко-правовой аспект - Ростов-на-Дону, 2009. -63 с.
3 Медушевская Н.Ф. Духовные основания современного российского права. М.: Московский университет МВД. России, 2008. – 196 с.
4 Магарил С.О. Российская интеллигенция: пределы рациональности // Жизнь Гражданина России. – 2009.
5 Абдурахманова И.В. Типологические черты правосознания российских обывателей на рубеже XIX–XX вв. // Философия права. 2006.