Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 15:01, контрольная работа

Краткое описание

Задание № 1.
Ситуация: в мебельном магазине семейная пара обсуждает ассортимент диванов перед принятием решения о покупке и в результате отказывается от нее, то есть покидает магазин, ничего не купив.

Вложенные файлы: 1 файл

2 zadaniia semja.doc

— 50.00 Кб (Скачать файл)

Задание № 1.

Ситуация: в мебельном магазине семейная пара обсуждает ассортимент диванов перед принятием решения о покупке и в результате отказывается от нее, то есть покидает магазин, ничего не купив.

 

Вопросы и  ответы:

 

1. Перечислите действующих  в этой ситуации лиц:

а) непосредственных участников: муж и жена

б) тех, кто мог повлиять на принятие решения: персонал магазина (продавец-консультант, менеджер по продажам, администратор зала и т.д.), знакомые супругов, которые оказались в  этом же магазине, могли посоветовать или отговорить от покупки (к советам знакомых люди прислушиваются чаще), незнакомая пара, выбирающая диван (во внимание будет взят выбор другой пары; в случае выбора одного и того же дивана и появления конкуренции, возрастет вероятность более быстрого принятия решения о покупке товара), эмоциональный покупатель, пришедший в магазин с претензией на качество товара и громко выражающий свои недовольства, может снизить решимость супружеской пары совершать покупки в данном магазине.

 

2. Какие социальные факторы могли повлиять на процесс выбора и принятие решения отказаться от покупки?

 

Это могут быть такие социальные факторы, как реклама, мода, соотношение  «цена-качество», наличие достаточной  суммы при себе, эмоциональный  фон, различие в потребностях мужа и жены, разные представления супругов о предстоящей покупке.

 

3. По каким признакам  Вы бы определили социальный  статус этой семейной пары?

 

У семьи всегда есть, как  минимум, 4 статуса:

  • социально-экономический: признаками определения этого статуса были бы внешний вид супругов, их одежда, электронная техника, а также ценовая категория товара, который супружеская пара рассматривает;
  • социально-психологический и социокультурный: признаками определения этих двух статусов можно назвать вербальные средства коммуникации – тон и тембр речи, лексика, аргументированность, проявление уважения и вежливости друг к другу в диалоге, а также невербальные – прикосновения, жестикуляция (муж прижимает жену к себе в процессе обсуждения или пытается убрать ее руку со своего плеча и т.д.);
  • социально-ролевой: признаками определения этого статуса может быть манера ведения диалога (аргументированные реплики обоих супругов, или один (ведомый) супруг приводит аргументы, как бы рекламируя товар другому, ведущему, который не соглашается с ними), инициатива в разговоре с продавцом; наиболее ярким признаком можно назвать то, за кем было последнее слово, после которого супруги покинули магазин.

 

4. По каким признакам  Вы бы определили распределение  социальных ролей между супругами? 

 

Социальные  роли – те роли, которые супруги  выполняют в семье. Можно говорить о традиционной системе, при которой женщина играет роль хранительницы очага, матери, а мужчина – добытчика. Также существует модель, связанная с распределением полномочий, то есть модель лидера и ведомого.

Признаками  определения социальных ролей можно  назвать:

  • мужчина задает вопросы о цене товара и качестве, а женщина – о цвете, фасоне;
  • важно то, за кем последнее слово, после которого супруги покидают магазин;
  • есть разница между двумя способами обсуждения: между супругами ведется диалог или один из супругов аргументирует необходимость покупки товара перед другим;
  • уверенность в поведении и речи у мужчины и сомнения, желание посмотреть весь ассортимент у женщины.

 

5. Какие из этих признаков могли явно присутствовать (быть очевидными) в описанной ситуации?

 

Все из перечисленных.

 

6. Каким образом социальный  статус супругов мог повлиять  на выбор дивана и на отказ  от его покупки? 

 

Люди с высоким социальным статусом покупают более качественную, дорогую мебель. Представленный в магазине ассортимент может быть низкого качества или недостаточно высокой цены (вызывает подозрения в качестве товара и в его престижности), потому супружеская пара с высоким социальным статусом воздержится от покупки. Равно как и наоборот, супруги с низким социальным статусом в силу ряда причин, таких, как социально-культурный уровень или уровень материального достатка не смогут позволить себе совершить покупку в салоне дорогой мебели.

 

7. Каким образом ролевые  отношения между супругами могли повлиять на выбор дивана и решение отказаться от его покупки?

 

Напрямую: ведомому нравится товар, а лидеру не нравится – покупка совершена не будет.

 

Задание № 2.

 

Вопросы и  ответы:

 

1. Укажите признаки, в которых семья проявляется:

а) как институт:

  • семья осуществляет важнейшую функцию воспроизводства;
  • социализация молодого поколения, непрерывная передача культурного наследия;
  • предоставление статуса членов семьи;
  • поддержание физического здоровья членов общества в рамках семьи;
  • экономическое поддержание несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества в рамках семьи;
  • эмоциональная стабилизация индивидов.

б) как малая  группа:

  • удовлетворение членами данной малой социальной группы таких потребностей, как потребности  в любви и заботе, потребности в водительстве, в совместном досуге, удовлетворение сексуальных потребностей;
  • способ формирования семьи – взаимная симпатия и духовная близость;
  • преобладание доверительных отношений между родителями и детьми;
  • семья – это союз между супругами, отличающийся духовной общностью и интимно-доверительными связями.

 

2. Приведите  примеры (возможно, из наблюдений  в Вашей семье) распределения  семейных ролей. 

 

Традиционная  модель: мужчина – «защитник», «добытчик», а женщина – «мать», «хранительница домашнего очага». При таком распределении ролей мужчина занимается обеспечением экономической безопасности, принимает все основные решения в семье, он осуществляет некие властные функции внутри семьи (чаще всего – по отношению к детям). Женщина же занимается воспитанием детей, поддержанием порядка в доме, бытом. Однако в современном мире далеко не всегда используется такая система распределения ролей в семье: можно привести пример семьи, в которой женщина занимается карьерой, приносит в семью деньги, ее социальный статус крайне высок, при этом она не имеет возможности заниматься бытом; ее муж берет на себя все обязанности по дому, готовит пищу, планирует отпуск, занимаясь при этом несложной удаленной работой. Такая система распределения тоже имеет место быть, главное, чтобы супруги были удовлетворены своей ролью в семье; говоря о семейных социальных ролях, нельзя давать четких советов по грамотному и единственно верному положению супругов и их обязанностям, каждая конкретная семья уникальна.

 

3. Попытайтесь  показать обусловленность ролевого  поведения в семье институциональными  нормами. Ответ обоснуйте.

 

Ролевое поведение в семье обусловлено институционально, например, мужчина по физиологическим особенностям не может выносить и родить ребенка, а потому эта обязанность является «женской». Женщина, занимаясь воспитанием ребенка, бытом, просто не имеет времени на работу и карьеру, следовательно, мужчина должен взять на себя эту обязанность и обеспечить материально свою семью. Также мужчина, чаще всего, изначально имеет большую физическую силу, а значит, имеет больше возможностей в совершении каких-либо ремонтных работ, в защите семьи. Нельзя не сказать, что с раннего детства, воспитывают нас сообразно принятым в обществе нормам поведения, характерным для мужчин и женщин: девочки играют в куклы, в школе на уроках труда учатся готовить, мальчики же на уроках труда занимаются физическим трудом, мастерят, в детстве преобладают подвижные игры, часто, с использованием силы. Через процесс воспитания у мужчин, как правило, закладывается больше жестких психологических черт, они более склонны к лидерству; женщины же более мягки, менее склонны к лидерству; именно так и закладывается феминный или маскулинный тип личности (который может быть и не связан с полом). К тому же высокая стереотипизация общества всячески подкрепляет традиционный тип разделения ролей в семье: на высокие административные должности с большей вероятностью возьмут мужчину, реклама бытовой косметики по уходу за домом практически всегда содержит в себе изображения женщины-домохозяйки, даже в традициях свадьбы предписывается проводить «выкуп невесты», а не «жениха», что характеризует предписанное отношение к мужчинам как к «добытчикам», демонстрирующим властное, доминантное поведение.

 

Список  литературы:

1. Берн, Ш. Гендерная  психология. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 320 с.

2. Давыдова, Н. М. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания / СОЦИС. – 2000. - №4. – С. 51-57.

3. Кравченко, А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 479 с.

4. Парсонс, Т. О социальных системах. – М.: Академический проект, 2002. – 832 с.

5. Шилов, И.Ю. Фамилистика (Психология и педагогика семьи) Практикум. - СПб: Петрополис. - 2000. - 284 с.


Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"