Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 19:19, контрольная работа
Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, который считается основателем социологии. Пер¬вым предложил термин «социология».
Однако существует мнение, что первенство Конта во многом формальное и ограничивается лишь созданием термина; в этом случае действительными создателями социологии считают Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Дж. Локка или социалистов (Сен-Симона, Фурье, Оуэна).
1. Огюст
Конт – родоначальник
Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, который считается основателем социологии. Первым предложил термин «социология».
Однако существует мнение, что первенство Конта во многом формальное и ограничивается лишь созданием термина; в этом случае действительными создателями социологии считают Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Дж. Локка или социалистов (Сен-Симона, Фурье, Оуэна).
закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической, стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. На второй, метафизической, стадии он отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Задача второй стадии - критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию - позитивную, или научную. На этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними.
О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику.Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.
2. Классическая социология начала XXв. «Понимающая» социология М. Вебера. Социологизм Э. Дюркгейма.
Классическая социология начала XXв.
Одним из виднейших представителей социологии, оказавшим влияние на создание классической социологии стал Э. Дюркгейм (1858–1917 гг.). Французский социолог во многом опирался на позитивистскую концепцию О. Конта, однако пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии:
1) натурализм – установление законов общества аналогично установлению законов природы;
2) социологизм – социальная реальность не зависит от индивидов, она автономна.
В одно время с Дюркгеймом жил и другой видный теоретик социологической мысли – М. Вебер (1864–1920 гг.). Однако его взгляды на общество значительно отличались от французского мыслителя.
Если последний безраздельно отдавал приоритет обществу, то Вебер полагал, что только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием, термин «коллективное сознание» – скорее метафора, нежели точное понятие. Общество состоит из совокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных, а не общественных целей, так как конкретную цель достичь всегда быстрее и для этого требуется меньше затрат. Для достижения индивидуальных целей люди объединяются в группы.
Социологизм Э. Дюркгейма.
Дюркгейм утверждал, что социология должна изучать объективную социальную реальность, в частности, что социология должна изучать социальные факты. Социальный факт – это элемент общественной жизни, который не зависит от индивида и обладает по отношению к нему «принудительной силой» (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система). Таким образом, можно выделить три принципа социальных фактов:
1) Социальные факты представляют собой основополагающие, наблюдаемые, безличные явления общественной жизни;
2) изучение социальных фактов должно быть независимым от «всех врожденных идей», т. е. субъективной предрасположенности индивидов;
3) источник социальных фактов находится в самом обществе, а не в мышлении и поведении индивидов.
Другим элементом социальной теории Дюркгейма, объединяющим ее с концепцией Конта, является учение о согласии и солидарности как основополагающих принципах общественного устройства. Дюркгейм вслед за своим предшественником выдвигает консенсус в качестве основы общества. Он выделяет два типа солидарности, первый из которых исторически сменяет второй:
1) механическая солидарность, присущая неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей однородны;
2) органическая солидарность, основывающаяся на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов.
Важным условием солидарной деятельности людей является соответствие выполняемых ими профессиональных функций их способностям и наклонностям.
Понимающая» социология М. Вебера
М. Вебер ставит в качестве необходимой предпосылки социологии не общество, а отдельного осмысленно действующего индивида. Согласно Вебе-ру общественные институты (государство, право, религия и т. д.) должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов. Он отрицал идеи, что общество первично в отличие от составляющих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из действий отдельных людей.
Неотъемлемым моментом социального действия он считает «ориентацию действующего лица на другого индивида или окружающих его индивидов». В этой «ориентации на другого» получает свое признание и «социально общее», в частности «государство», «право», «союз» и т. д.
Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия человека обретают характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других).
По мнению Вебера, предметом социологии должно стать не столько непосредственное поведение индивида, сколько его смысловой результат.
3. Современные социологические школы.
1.Эмпирическая социология
В эмпирической социологии можно выделить
две ветви: прикладную и академическую.
Прикладная ветвь решает практические
задачи. Объект академической ветви - системное
знание отдельных областей общественной
жизни.
2. Структурный функционализм
Представители этого направления Т. Парсонс,
Р. К. Мертон, К. Девис, и другие. Структурный
функционализм сближает с позитивизмом
ориентация на такие каноны научного метода,
как «объективность» и «свобода от ценностей».
Самой влиятельной концепцией структурного
функционализма является концепция Т.
Парсонса.
Особым видом социальной системы является
общество. Общество -это целостность, самодостаточность,
которая обеспечивается его главными
структурами, среди которых выделяются:
1) социальные системы (общественные институты);
2) культурная система, являющаяся регулятивной
силой;
3) поведенческие системы, задающие принципы,
правила;
4)личностные системы (репертуар ролей
и личностная мотивация).
^ 3. Феноменологическая социология
Философской основой феноменологической
социологии стали идеи работ Э. Гуссерля,
М. Мерло-Понти. Основателем этого направления
в социологии можно считать австрийского
социолога А.Щюна.
Согласно Э.Гуссерлю феноменология должна
описывать феномены, к которым он относит
данные не только чувственного опыта,
но и воображения, первоначальный опыт,
то, что предшествует всякому познанию,
- предмет изучения всех вариантов феноменологической
социологии. Цель феноменологии - выяснить
смысл этого мира, который каждый из его
обитателей
^ 4. Символический интеракционизм
Основоположником этой концепции является
Ч. X. Кули. Он сформулировал феноменологическую
точку зрения: наше отношение к людям определяется
не тем, чем они являются на самом деле,
а тем, чем они являются в нашем представлении
о них. Идеи Ч. X. Кули о специфике социального
познания получили названия в работах
Дж. Г. Мида.
Социальное взаимодействие рассматривается
по двум направлениям:
1) анализ процесса взаимодействия на микроуровне;
2)изучение стабильных символических структур,
т.е. социодраматический подход: актер,
сцена и т. д.
5. Этнометодология
Основатель этого направления - Г. Гарфинкель.
Предмет изучения -принятые на веру правила,
регулирующие столкновения между людьми.
4. Основные течения в русской социологии XIXв.
Б. Чичерин подчеркивает необходимость четко различать сферу государства и общества, а предмет социологии видит в изучении общества, но в его многообразных отношениях и противоречиях с государством.
В творчестве А. Градовского
мы находим идею правового государства,
в котором закон, выражая отношение власти,
вместе с тем является выражением народного
сознания, опытом выработанных убеждений
и общественных представлений о социальной
справедливости.
Н.К. Михайловский в качестве главного
критерия прогресса выдвинул степень
социальной интеграции. Сходные идеи мы
находим у М.М. Ковалевского.
Ковалевский определил социологию как
науку о порядке и прогрессе.
П.А. Сорокин. Его идеи
оказали огромное влияние на всю современную
социологическую науку. Главный труд П.А.
Сорокина - "Система социологии".
Социология, по Сорокину, представлена
двумя частями: теоретической и практической.
Кареев определял социологию как науку,
изучающую законы общества, хотя и подчеркивал,
что сами эти законы отнюдь не тождественны
тем, с которыми имеют дело естественные
науки, а представляют скорее общие, более
или менее определенные тенденции развития
социальных процессов.
Создателем социологии политических партий
и учения об элите можно считать М.Я. Острогорского.
Он первым поставил проблемы политической
социологии в качестве предмета социального
научного исследования, привлек для их
решений большой эмпирический материал
и сформулировал выводы, получившие характер
парадигмы.