Шифр-13223
Контрольная работа
по
Социологии
студентки IV
курса
заочного факультета
специальности
«Юриспруденция»
Кузнецовой
Рины
Игоревны
Москва 2014
Тема: Социальные институты
Оглавление
Введение
Социальная практика показывает,
что для человеческого общества жизненно
необходимо закрепить некоторые типы
социальных отношений, сделать их обязательными
для членов определенного общества или
определенной социальной группы. Это прежде
всего относится к тем социальным отношениям,
вступая в которые, члены социальной группы
обеспечивают удовлетворение наиболее
важных потребностей, необходимых для
успешного функционирования группы как
целостной социальной единицы. Так, потребность
в воспроизводстве материальных благ
заставляет людей закреплять и поддерживать
производственные отношения; потребность
социализировать подрастающее поколение
и воспитывать молодежь на образцах культуры
группы заставляет закреплять и поддерживать
семейные отношения, отношения обучения
молодых людей.
Практика закрепления отношений,
направленных на удовлетворение насущных
потребностей, заключается в создании
жестко закрепленной системы ролей и статусов,
предписывающих индивидам правила поведения
в социальных отношениях, а также в определении
системы санкций для того, чтобы добиться
неукоснительного выполнения этих правил
поведения.
Системы ролей, статусов и санкций
создаются в виде социальных институтов,
которые являются наиболее сложными и
важными для общества видами социальных
связей. Именно социальные институты поддерживают
совместную кооперативную деятельность
в организациях, определяют устойчивые
образцы поведения, идеи и стимулы.
Понятие "институт" - одно
из центральных в социологии, поэтому
изучение институциональных связей служит
одной из основных научных задач, стоящих
перед социологами.
Понятие социального института
Главным объектом исследований
в социологии является социальные институты.
Само понятие «институт» в переводе с
латинского - это установление, организация,
учреждение. Это особая форма организации
совместной деятельности общества людей,
а так же определенные взаимоотношения
между людьми.
Отсюда социальный институт представляет
собой:
- ролевую систему, в которую
включаются также нормы и статусы;
- совокупность обычаев, традиций
и правил поведения;
- формальную и неформальную
организацию;
- совокупность норм и учреждений,
регулирующих определенную сферу
общественных отношений;
- обособленный комплекс социальных
действий.
Отсюда сделаем вывод, что
«Социальный институт» — это устойчивые,
организованные, общепризнанные формы
взаимоотношений людей, устанавливаемые
для выполнения одной из функций общества.
Устойчивые — значит существующие достаточно
длительно в более или менее постоянной,
стандартной форме.
Организованные — значит, существующие
в виде определенной организации, устойчивой
группы, оформленные, имеющие границы.
Общепризнанные — значит принятые в
согласии с большинством. Каждому институту
соответствует свой набор правил поведения
и ролей для выполнения соответствующей
социальной функции.1
В социальном обществе насчитывают
сотни институтов, но более всего выделяют
политический институт, экономический
институт, социально - культурный институт,
институт религии, институт образования,
а также институт семьи. Примеры институтов:
семья, образование, армия, милиция, здравоохранение,
банки, право и т. д.
Приспосабливаясь к среде, общество создает
свои социальные институты, на которые
влияют непосредственно историческое
время, географическое местоположение,
этнические и культурные отношения, религиозная
и политическая власть и т.д. Поэтому институты
разных обществ отличаются друг от друга
и отражают культурный облик характерный
для этого общества
Например, рассматривая институт
брака у разных народов, он содержит своеобразные
обряды и церемонии, опирается на принятые
в каждом обществе нормы и правила поведения.
В одних странах институт брака допускает
многоженство, а в других странах категорически
запрещено. Так же со временем меняются
и сами понятия брака, как например: раньше
было неприемлем брак без соответствующей
его регистрации, а в современном обществе
существует понятие гражданского брака,
т.е. брака без регистрации.
Социальные институты помогают
решать жизненно важные проблемы большому
количеству людей. А так же институты одновременно
выступают и инструментами социального
контроля, т. к. благодаря своему нормативному
характеру заставляют людей подчиняться
принятым нормам и соблюдать соответствующую
дисциплину. Поэтому институт понимается
как совокупность норм и образцов поведения.2
Разновидности социальных институтов
Все социальные институты обычно
подразделяют на главные и неглавные.
Вторые скрываются внутри первых, представляя
собой более мелкие образования. Помимо
деления на главные и неглавные различаются
институты по времени своего взаимодействия
и продолжительностью существования (постоянно
действующие и кратковременные), жесткостью
применяемых санкций за нарушение правил,
условиями существования, наличием или
отсутствием формальных правил и процедур.
Различают пять фундаментальных
потребностей и пять основных социальных
институтов:
1) потребности в воспроизводстве
рода (институт семьи);
2) потребности в безопасности
и порядке (государство);
3) потребности в добывании средств
существования (производство);
4) потребности в передаче знаний,
социализации подрастающего поколения
(институты образования);
5) потребности в решении духовных
проблем (институт религии).
Отсюда следует, что социальные
институты классифицируются по следующим
сферам жизнедеятельности общества:
1) экономическая сфера - отношения
в процессе материального производства
(производство, распределение, потребление
материальных благ, собственность, деньги,
регулирование денежного обращения, организация
и разделение труда). Институты, относящиеся
к экономической сфере: заводы, фабрики,
банки, рынки, фирмы. Т.е эти институты
организуют хозяйственную деятельность;
служат производству и распределению
ценностей и услуг; складываются на материальном
базисе общества.
2) политические - отношения между
гражданским обществом и государством,
между государством и политическими партиями.
Институты, относящиеся к политической
сфере: государство, парламент, правительство,
судебная система, политические партии,
армия, полиция. Т.е. эти институты регулируют
использование ценностей и услуг и связаны
с властью; основывающиеся главным образом
на манипулировании элементами силы для
установления, исполнения и поддержания
этой власти.
3) институты родства (брак и
семья) связаны с регулированием деторождения,
отношений между супругами и детьми, социализацией
молодежи. Т.е. семейный – институт регулирует
половые отношения, рождение и социализацию
детей.
4) Военный – институт,
организующий законное наследие
и осуществляет защиту членов
общества от физической опасности.
5) институты образования и культуры
Их задача состоит в укреплении, создании
и развитии культуры общества, в передаче
ее следующим поколениям. К ним относятся
школы, институты, художественные учреждения,
творческие союзы.
6) Социальная — отношения между
различными социальными и возрастными
группами; деятельность по обеспечению
социальной гарантии. Институты, относящиеся
к социальной сфере: коммунальные службы,
образование, система здравоохранения,
система социального обеспечения, предприятия
связи, предприятия досуга.
7) религиозные институты организуют
отношение человека к трансцендентным
силам, т. е. к силам сверхчувствительным,
действующим вне эмпирического контроля
человека, и отношения к священным предметам
и силам и возникающие в процессе создания
духовных ценностей, коллективное почитание
богов.3
Основные функции социальных
институтов
Уже рассмотренная
нами связь основных институтов и базовых
потребностей человека и общества показывает,
что главная функция любого института
— удовлетворение определенной потребности
(ради этого и создается сам институт).
Эти функции открыто определяются, записываются
в законах, программах, уставах; закрепляются
в системах социальных статусов. Так, цели
образования в нашей стране нашли отражение
в Законе РФ «Об образовании», задачи и
функции Академии наук записаны в ее уставе.
Такие функции называют явными. Изучая обществоведческий
курс, вы уже познакомились с функциями
многих социальных институтов. Вспомните,
к примеру, основные функции семьи.
Помимо явных, декларируемых,
социальным институтам присущи и скрытые функции. Возьмем, к
примеру, производство предметов потребления.
Его явная функция очевидна — удовлетворять
потребности людей через комплекс разнообразных
товаров (продукты, ткани, посуда, мебель,
товары длительного пользования и т. п.)
в пище, тепле, комфортной среде обитания.
Но есть у этого производства и скрытая
функция. Она, по мнению американского
социолога Т. Веб лена, заключается в том,
что производство этих вещей помогает
нам повышать собственный престиж в своих
глазах и глазах окружающих. Другой пример.
С началом индустриального развития стали
возникать крупные промышленные предприятия.
Их основное экономическое назначение
состояло в том, чтобы сделать процесс
производства более эффективным, а произведенные
товары — более дешевыми. При этом работа
на таких предприятиях учила рабочих точности,
дисциплине, координации своих действий
с другими, т. е. формировала новый тип
работника. История показала, что эта функция
крупного производства, на первых порах
неявная, оказалась в дальнейшем не менее
значимой, чем основная. Скрытые функции
многие исследователи отмечают и у такого
института, как современные средства массовой
информации, которые не только сообщают
сведения о событиях, но и неявным образом
внедряют в сознание людей определенные
установки, модели ожидаемого поведения.
Если скрытые функции
приобретают негативный характер, а главные
функции не реализуются, можно говорить
о дисфункции самого социального
института. К примеру, одним из проявлений
дисфункции какого-либо государственного
органа может стать его бюрократизация.
В этом случае акцент в деятельности смещается
с целей на средства. Представим себе министерство,
которое не столько решает конкретные
насущные задачи в своей области, сколько
плодит
различные резолюции,
постановления, создает всевозможные
комиссии. В этом случае, как сказал один
социолог, «на социальную реальность накладывается
бумажная решетка и бюрократ оказывается
неспособен воспринять первую из-под второй».
Внешне учреждение работает, служащие
сидят на своих рабочих местах, однако
к ожидаемым обществом результатам такая
организация не приводит..4
Регулятивная функция состоит в том, что
функционирование социальных институтов
обеспечивает регулирование взаимоотношений
между членами общества путем выработки
шаблонов поведения. Вся культурная жизнь
человека протекает с его участием в различных
институтах. Каким бы видом деятельности
ни занимался индивид, он всегда сталкивается
с институтом, регламентирующим его поведение
в этой области. Даже если какой-то вид
деятельности не упорядочен и не урегулирован,
люди немедленно начинают институционализировать
его. Таким образом, с помощью институтов
человек проявляет в социальной жизни
предсказуемое и стандартизированное
поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания
и знает, чего ждать от окружающих его
людей. Такое регулирование необходимо
для совместной деятельности.
Интегративная функция.
Эта функция включает
в себя процессы сплочения, взаимозависимости
и взаимоответственности членов социальных
групп, происходящие под воздействием
институционализированных норм, правил,
санкций и систем ролей. Интеграция людей
в институте сопровождается упорядочением
системы взаимодействий, увеличением
объема и частоты контактов. Все это приводит
к повышению устойчивости и целостности
элементов социальной структуры, в особенности
социальных организаций. Всякая интеграция
в институте состоит из трех основных
элементов, или необходимых требований:
1) консолидация или совмещение усилий;
2) мобилизация, когда каждый член группы
вкладывает свои ресурсы в достижение
целей; 3) конформность личных целей индивидов
с целями других или целями группы. Интегративные
процессы, осуществляемые те с помощью
институтов, необходимы для скоординированной
деятельности людей, осуществления власти,
создания сложных организаций. Интеграция
- это одно из условий выживания организаций,
а также один из способов соотнесения
целей его участников.
Транслирующая функция.
Общество не могло
бы развиваться, если бы не было возможности
передавать социальный опыт. Каждый институт
для своего нормального функционирования
нуждается в приходе новых людей. Это может
происходить как путем расширения социальных
границ института, так и путем смены поколений.
В связи с этим в каждом институте предусмотрен
механизм, позволяющий индивидам социализироваться
к его ценностям, нормам и ролям. Например,
семья, воспитывая ребенка, стремится
ориентировать его на те ценности семейной
жизни, которых придерживаются его родители.
Государственные учреждения стремятся
воздействовать на граждан, чтобы привить
им нормы повиновения и лояльности, а церковь
старается приобщить к вере как можно
больше новых членов.
Коммуникативная функция.
Информация, произведенная
в институте, должна распространяться
как внутри института с целью управления
и контроля за соблюдением норм, так и
во взаимодействиях между институтами.
Причем характер коммуникативных связей
института имеет свою специфику - это формальные
связи, осуществляемые в системе институционализированных
ролей. Как отмечают исследователи, коммуникативные
возможности институтов неодинаковы:
одни специально предназначены для передачи
информации (средства массовой информации),
другие имеют весьма ограниченные возможности
для этого; одни активно воспринимают
информацию (научные институты), другие
пассивно (издательства).
Явные функции институтов
являются ожидаемыми и необходимыми. Они
формируются и декларируются в кодексах
и закреплены в системе статусов и ролей.
Когда институт не справляется с выполнением
своих явных функций, его непременно ждут
дезорганизация и изменения: эти явные,
необходимые функции могут быть присвоены
другими институтами.
Латентные функции.
Наряду с прямыми результатами
действий социальных институтов существуют
другие результаты, которые находятся
вне непосредственных целей человека,
не запланированы заранее. Эти результаты
могут иметь большое значение для общества.
Так, церковь стремится в наибольшей степени
закрепить свое влияние через идеологию,
внедрение веры и часто достигает успеха
в этом, Однако независимо от целей церкви
появляются люди, которые ради религии
оставляют производственную деятельность.
Фанатики начинают гонения на иноверцев,
и может появиться возможность крупных
социальных конфликтов на религиозной
почве. Семья стремится социализировать
ребенка к принятым нормам семейной жизни,
однако чаек бывает так, что семейное воспитание
приводит к конфликту индивида культурной
группой и служит защите интересов определенных
социальных слоев.