Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 15:22, контрольная работа

Краткое описание

Институт семьи должен быть «генератором духовности»3. Во все времена жизнедеятельности и развития человечества он должен был обеспечивать исполнение нескольких задач по непрерывному и последовательному возобновлению самого жизнедеятельного процесса (общественного развития). К таким задачам или функциям института семьи в первую очередь следует отнести:
1. Функцию биолого-репродуктивного возобновления и развития общества
2. Функцию социального возобновления и развития общества
3. Функцию духовно-нравственного возобновления и развития общества

Вложенные файлы: 1 файл

социология1 (сделано).docx

— 38.20 Кб (Скачать файл)

- способность к творческому  осмыслению действительности

- способность к творческому  коллективному труду на благо  Отечества

 Таким образом, высшей  функцией института семьи является  формирование в молодых людях  развитых духовно-нравственных качеств.

 Итак. Уже с момента  зачатия в будущем ребёнке  начинает формироваться душа  и развиваться духовность. Как  показывают внутриутробные исследования, он воспринимает и ласку матери, и нежность отца, и их взаимоотношения,  и отношения родственников. После  рождения эти процессы идут  интенсивнее. При соответствующем  воспитании в нём формируются  потребности любви к родителям,  сочувствия и сопереживания близким,  сострадания их судьбам, любви  к высшему духовному и нравственному  началу – Богу. Развитые таким  образом, нравственность и духовность  поднимают потребности личности  на более высокий уровень. Развиваются  творческие способности, способности  к наукам и искусствам, способности  к безкорыстному и даже жертвенному  служению обществу.

 Параграф 2. Институт брака.

Этот институт прошел путь неуклонного развития от случайных  и беспорядочных спариваний в  стаде – через многочисленные разновидности и адаптации –  к тем нормам брака, венцом которых  в итоге стали парные супружеские  отношения: союз одного мужчины и  одной женщины с целью создания семьи высшего социального типа.

Брак как общественный институт.

 

 

Брак является общественным механизмом, предназначенным для  регулирования и управления теми многочисленными человеческими  отношениями, которые вытекают из физического  факта разнополости. В качестве такого института брак функционирует в  двух направлениях:

1. Регулирование личных  половых отношений.

2. Регулирование передачи  и получения наследства, правопреемства  и общественного порядка, что  является его более древней  и изначальной функцией.

Сегодня психологи выделяют шесть современных типов брака. Пять из них - так называемого "дефицитарного" толка.

1. Ранние браки - показательны  в этом смысле, ведь у обоих  молодых в 16-18 лет, как правило,  нет почти ничего своего - ни  личных материальных благ, ни "духовных  накоплений". Что может получиться  из дефицита, помноженного на  дефицит? Отношения, мало опирающиеся  на реальность. То есть чистая  романтика - свежесть первых чувств, книжность помыслов, отвержение  приевшихся родительских устоев. Все это - во имя чего-то неопределенного,  но нового. Увы, новизна быстро  сменяется рутиной. Отсюда и  крах львиной доли - но не всех! - романтических союзов.

2. При "плодотворном" союзе (в буквальном смысле  творящем плод) двое соединяются  ради детей. Пусть их будет  много, не меньше троих: за  себя, за супруга и чтоб поддержать  прирост населения. Дети вырастут  здоровыми и крепкими, получат  образование, сделают карьеру.  Муж и жена реализуются в  наследниках, и, если оба тем  довольны, супружество оказывается  дружным и благополучным.

3. Если один супруг  на алтарь семьи может положить  многое, а второй - ничего, кроме собственных  проблем, их брак будет асимметричным.  Супруга (супруг), постоянно пребывающая  в депрессии, замученная родительскими  нотациями, не имеющая работы, надеется, что супруг (супруга), положительный  во всех отношениях молодой  специалист экстра-класса с отдельной  квартирой, внесет покой в ее  метущуюся душу, поможет получить  образование и работу. С точки  зрения одной половины, такой  брак - потребительский. И донорский  - со стороны другой половины, которая "ловит свой кайф", ощущая себя благодетелем.

 

4. Если мужу не хватает  того, что есть у жены, а супруге  требуются мужние ценности, рождается  брак-сделка, взаимовыгодный обмен.  У него - деньги и положение,  у нее - красота и молодость.  Или: у нее развитый интеллект  и широкий кругозор, у него - золотые  руки... Варианты могут быть не  обязательно товарно-денежные.

5. Пятый тип: брак-соперничество,  брак-соревнование. Муж и жена - оба  лидеры - все время меряются заслугами:  чья должность выше, чья диссертация  длиннее. Все, кто живет в  такой семье, порой чувствуют  себя ненужными. Зато супруги  нуждаются друг в друге, каждый  пытается самоутвердиться за  счет партнера-стимула, вдохновляющего  на рывок. Именно этого внутреннего  моторчика не хватает каждому  по отдельности.

6. Это творческий союз, где взаимное притяжение возникает  не в результате дефицита, а  благодаря самодостаточности каждого  из двоих. Когда оба по отдельности  могут обеспечить себе полноту  существования, решить свои проблемы  самостоятельно. Им всего хватает  и в одиночестве, но они понимают, что жизнь вдвоем приобретет  другую, более высокую степень  качества. Вместе смотреть любимые  фильмы, благоустраивать квартиру  совсем не то, что одному.

Такую семью скрепляет  не привычка, не страх потерять партнера, но истинное единство. Когда связь  внутри пары, общность "мы-семья" теснее и крепче, чем общность "мы-женщины", "мы-друзья", "мы-коллеги". Жена с мужем в одной команде, а  весь мир и "святой дамский союз" - по ту сторону баррикад. Семья становится единицей, которая недроби

Проблемы брака  и семьи в России.

Одной из основных проблем  современной семьи является падение  статуса семьи как социального  института общества, изменение её места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской  власти социальный статус семьи был  относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влияние на семейные отношения в обществе. В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. В системе социальных институтов семья оказалась в весьма неравнозначном положении. К тому же надо иметь в виду, что начиная с 60-х годов, в общественном сознании всё больше стали брать верх ориентации на реализацию личностных качеств, достижение комфорта и других подобных символов социального успеха. Правы Ю.Г Волков, В.И.Добреньков, Ф.Д.Кадария, И.П.Савченко, В.А.Шаповалов, которые пишут, что "неравноправное положение института семьи среди других социальных институтов привело к девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, увеличению престижа одиночно - холостяцкой независимости и малодетности (1-2 ребёнка в семье) в разных стратах и слоях общества". Эти тенденции особенно усилились в 90-е годы, когда "обзаведение семьёй с несколькими детьми перестало выступать в качестве одного из показателей человеческого благополучия".С этим связано сокращение числа браков и рост количества разводов.

Серьёзной проблемой семьи  стало снижение её роли в выполнении репродуктивной функции. В годы реформ произошло существенное сокращение уровня рождаемости населения. За последние  пятнадцать лет рождаемость в  стране уменьшилась примерно вдвое. Семья в России в настоящее  время состоит из 3,2 чел. Начиная  с 1992г. смертность превысила рождаемость. Эти тенденции присущи и демографической ситуации, сложившейся в Бурятии. Здесь в 1990г. в расчёте на 1000 чел. населения рождалось 18,2 чел., в 1999г. - только 11,0. Если в 1990г. на каждую тысячу женщин в возрасте 15 - 49 лет приходилось в среднем 74,8 родившихся, то 1999г. - 40,0.

Всё более острой становится проблема социализации , воспитания детей. Социализация призвана помочь индивиду усваивать систему знаний, норм и  ценностей, позволяющих ему функционировать  в качестве полноправного члена  общества. Вместе с тем в условиях смены традиционной многопоколенной  семьи двухпоколенной с характерной  для неё двухкарьерной моделью  и следовательно двухзарплатностью  весьма существенно сужаются функции  социализа-ции детей. Будучи вовлечёнными в систему наёмного труда, родители ограничены во времени, поэтому их общение  с ребёнком является преимущественно  эпизодическим. Как свидетельствуют  данные Госкомстата Республики Бурятия, в 1990г. работающие женщины занимались с детьми в среднем 32 минуты в  сутки, а мужчины - всего 16 минут. Воспитанием  детей занимаются ясли, детсады, детдома, школы. Мы - отцы и матери, - как остроумно  пояснил эту ситуацию профессор  Бестужев - Лада, - сдаём детей, как  чемоданы, в камеры хранения, в школьные системы, и получая обратно этот чемодан, возмущаемся: почему он такой  бесчувственный по отношению к нам, когда мы становимся престарелы-ми, и не думает о нашем благополучии.

Но дело не только в отсутствии времени у родителей для общения  с детьми, но и в не рациональном его использовании. Как показывают исследования, большинство родителей  педагогически не образованы. Нередко  по отношению к детям применяется не только психологическое или эмоциональное, но и физическое насилие. Об этом свидетельствуют такие данные. Ежегодно в России около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тысяч - самоубийство. Более 50 тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тысяч несовершеннолетних находятся в розыске.

 По данным социологических  опросов, проведённых в нашей  республике (2000г.), прибегают к использованию  физического насилия родители как городских, так и сельских семей. В городе насилие применяется чаще, чем в деревне.

При этом прослеживается тенденция  роста числа проявлений физического  насилия, что объясняется прежде всего деморализацией, снижением  образовательного, культурного уровня части населения, ростом числа психических расстройств, алкоголизмом.

Сегодня, как никогда раньше, остро стоит задача кардинально  повысить роль родителей в воспитании детей. В отечественной и зарубежной литературе настойчиво высказывается  требование уйти от экономики двухзарплатной системы, когда работают оба родителя. Необходимо создать такие условия, чтобы зарплата одного из родителей  была достаточной для нормального  функционирования семьи, а второй имел возможность заниматься воспитанием  детей.

Актуальными проблемами семьи  является реализация экономической, защитной функций, функции эмоционального удовлетворения. Как показывают исследования, требуют  серьёзного улучшения внутрисемейные отношения. Остаётся актуальной задача подготовки молодёжи к семейной жизни.

Необходимым условием оздоровления российской семьи является поворот  государства, местных органов власти к проблемам семьи, преодоление  тлетворного, разлагающего влияния  на семью, прежде всего подрастающее поколение средств массовой информации, особенно центрального телевидения.

 

 

Заключение

«Только героическое основание может стать высшим узаконением для института семьи. Необходимо понять, что индивидуализм это не сила, но бессилие. Следует признать кровное родство в качестве прочного основания; основания, требующего артикуляции и персонализации, подкреплённых отношениями повелевания и подчинения, верности, преемственности и, скажем, почти воинской солидарности, и, наконец, теми силами, которые ведут к внутреннему преображению. Только в этом случае семья обретёт новую жизнь и окрепнет, вновь станет первичной и основной клеткой того высшего организма, каковое представляет собой государство.»5

Список литературы

  1. Источники
    1. http://www.coolreferat.com/Некоторые_проблемы_современной_российской_семьи
    2. http://revolution.allbest.ru/sociology/00300676_0.html
    3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%EC%FC%FF
    4. http://www.antidrug.ru/preventivedrug/preventive7.htm
    5. http://sociosphera.ucoz.ru/publ/konferencii_2010/semja_v_kontekste_pedagogicheskikh_psikhologicheskikh_i_sociologicheskikh_issledovanij/problemy_opredelenija_ponjatija_semi/8-1-0-216
    6. http://www.scribd.com/doc/19559226/Sergey-Gavrov-Historical-Evolution-of-the-Institutions-of-Marriage-and-Family

 

 

  1. Учебники
    1. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб,1998 г.
    2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи. Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Ростов - н/Д.:Феникс, 2001. - С.271.
    3. Поленина В.А. Реализация конституционного принципа равенства полов // Государство и право. 1998. №6. - С.29.

 

1 В.В.Путин послание Президента РФ В.В.Путина на 2006 год

2 Отрывок из песни телепередачи "Контольная для взрослых"

3 Шуринов А.С. обсуждение статьи В. Лексина и А. Чернавского «Школа и нравственность» в газете «Слово»

4 С.И.Ожегов, «Словарь русского языка»

5 Юлиус Эвола: Семья как героический союз

 


Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"