Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 11:47, контрольная работа
1.Социальное знание в античности и эпоху Средневековья
Несколько иных взглядов придерживался другой английский мыслитель 17 в. Дж. Локк (1632-1704). В работе «Два трактата о государственном правлении» он выдвигает иной взгляд на первоначальное, естественное состояние человека. В отличии от Гоббса с его тезисом о «войне всех против всех», Локк считает первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного их равенства и готовности следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается общественный договор между людьми, так возникает государство.
Основная
цель государства - защита естественных
прав людей, прав на жизнь, свободу и
собственность. Легко заметить, что
Локк существенно отходит от теории
Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную
власть государства над обществом
и людьми. Локк акцентирует другое:
люди отдают государству лишь часть
своей естественной свободы. Государство
обязано защищать их естественные права
на собственность, жизнь, свободу. Чем
больше прав у человека, тем шире
круг его обязанностей перед обществом.
Государство при этом не обладает
абсолютной произвольной властью. Общественный
договор предполагает, по мнению Локка,
и ответственность государства
перед гражданами. Если государство
не выполняет своего долга перед
людьми, если оно нарушает естественные
свободы - люди вправе бороться против
такого государства.
3.Просвещение как этап оформления теоритаческих предпосылок социального знания.
Взгляды на социальную жизнь Ш. Луи Монтескье, Ж.Ж. Руссо развивали теорию «общественного договора», Ж. Кондорсе сформулировал идею социального прогресса, а идеи А. Кетли, франко-бельгийского математика, положили основу эмпирической социологии и собственно социологии как науки.
Шарль
Луи Монтескье сыграл особую роль в создании
идейно-теоретической основы социологической
науки. В работе “О духе законов” (1748)
Монтескье задается целью понять историю,
увидеть во множестве обычаев, нравов,
привычек, идей, различных социально-политических
институтов определенный порядок. За цепью
событий, кажущихся случайными, он пытается
увидеть закономерности, которым эти события
подвластны. Многие вещи, отмечал он, управляют
людьми: климат, религия, законы, принципы
правления, примеры прошлого, нравы, обычаи;
как результат этого образуется общий
дух народа.
В своих произведениях Монтескье уделял
особое внимание политическим и государственным
институтам. Особый интерес представляют
его идеи о разделении властей и трех видах
правления (демократия, аристократия,
деспотия), которые впоследствии были
положены в основу политического устройства
современных буржуазно-демократических
государств.
С именем Монтескье во многом связано
возникновение теории географического
детерминизма. Он изучал влияние климата,
географической среды, численности населения
на различные аспекты социально-политической
и экономической жизни. По его мнению,
характер политического режима зависит
от размеров территории, занимаемой государством.
Например, Монтескье считал, что республика
по своей природе требует небольшой территории,
монархическое государство должно быть
средней величины, а обширные размеры
империи – предпосылка для деспотического
управления.
Жан Жак Руссо (1712-1778) разработал концепцию
“ordre naturel” (естественного порядка), который
благодаря общественному договору превращается
в “ordre positif” (“порядок позитивный”).
В отличие от Гоббса Руссо не считает,
что люди от природы враждебны друг другу.
В его понимании человек по своей природе
добр, свободен и самодостаточен. Первобытное
состояние человеческого сообщества характеризуется
свободой и равенством всех. Период выхода
из состояния дикости, когда человек становится
существом общественным, представлялся
ему самой счастливой эпохой – “золотым
веком”. Дальнейшие беды человечества
возникают по мере усиления социального
неравенства. Вследствие разделения труда
происходит присвоение всего немногими,
которые заключают с неимущими общественный
договор, основанный на неравенстве и
несвободе неимущих. Так с помощью договора
закрепляется неравенство. Оно может быть
устранено только путем передачи прав
всех отдельных людей обществу в ходе
процесса голосования, когда интересы
отдельных лиц нейтрализуются и обосновывается
общая воля. В этом общественном договоре
положение людей двояко: с одной стороны,
они независимы как части суверена, а с
другой – как подданные вынуждены подчиниться
общей воле. Руссо обосновывает законность
революционного переворота: народ имеет
право “сбросить с себя ярмо” и “вернуть
себе свободу”, поскольку рабство противно
самому естеству человека. Основой политической
теории Руссо является учение о народном
суверенитете как осуществлении общей
воли. Она в свою очередь выступает источником
законов, мерилом справедливости и главным
принципом управления.
Основываясь
на работах своих
Как отмечает
сам автор, цель его работы состоит
в том, чтобы «показать путем
рассуждений фактами, что не было
намечено никакого предела в развитии
человеческих способностей, что способность
человека к совершенствованию
Адольф
Кетле (1796— 1874). С его именем в истории
науки связан переход социальной статистики
от сбора и описания фактов к установлению
устойчивых корреляций между показателями,
или статистических закономерностей.
Работа Кетле «О человеке и развитии его
способностей, или Опыт социальной жизни»
(1835) поможет социологам перейти от умозрительного
выведения ничем непроверяемых «законов
истории» к индуктивно выводимым и статистически
рассчитываемым социальным закономерностям.
По существу, с этого момента можно начинать
отсчет социологии (в терминологии Кетле
«социальной физики») как строгой, эмпирически
обоснованной науки. Можно выделить несколько
ярких достижений Кетле: 1) открытие статистических
закономерностей; 2) концепция средних
величин и «среднего человека», согласно
которой арифметически средняя величина,
полученная в распределениях ответов
на вопросы, как бы онтологизируется, обретает
самостоятельную жизнь в среднетипичном
представителе данной группы, общества;
3) установление социального закона как
устойчивой тенденции изменения средних
величин либо как устойчивой корреляции
между несколькими характеристиками;
4) методические правила формулировки
анкетных вопросов. А. Кетле рекомендовал
ставить только такие вопросы, которые:
а) необходимы и на которые можно получить
ответ; б) не вызывают у людей подозрения;
в) одинаково понимаются всей совокупностью
опрашиваемых; г) обеспечивают взаимный
контроль. Импульсы социальным обследованиям
дали открытие Кетле того, что «траектории»
движения населения могут быть вычислены
с достаточной точностью (хотя и уступающей
точности астрономических наблюдений),
а также убедительные статистические
выкладки Мальтуса относительно опережающего
роста коэффициента рождаемости по сравнению
с ростом урожайности.