Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 21:12, контрольная работа
ВОПРОС 1. Какие основные концепции, раскрывающие специфику социологии, Вы знаете?
ВОПРОС 2. Какие категории лежат в основе социологии? Раскройте их.
Ответ: В фундаменте социологии лежат такие категории как “общество”, “гражданское общество”, “социальная система”, “социальная структура”, “социальная общность” и т. д. Наиболее обшей, широкой по содержанию категорией является понятие “социальное”, которое включает в себя понятие “социальная система”, “социальная структура”, “социальная группа” и т. д.
ВОПРОС 3. Какие социальные институты Вы знаете?
Студент: Вокуева Н. А.__________
(Фамилия и Инициалы)
ВОПРОС 1. Какие основные концепции, раскрывающие специфику социологии, Вы знаете?
Ответ: Многие социологи считают, что специфика их науки заключается не столько в самом предмете (что изучается), а в том, как она изучает общество, т. е. ее своеобразие - в методологии. По мнению Мура Хендри, социология - это наука о методах исследования человеческого поведения, специфический способ, совокупность методов изучения общества. Несомненно, в любой науке есть свои методы, но социология делает особый упор на системном подходе к обществу, на его изучение как своеобразной системы.
2-я группа концепций рассматривает социологию как науку о социальном взаимодействии, социальных связях, социальных отношениях. Здесь делается акцент на своеобразие предмета этой науки (онтологическая специфика). При этом одни сторонники такой методологической концепции делают упор на то, что социология - это наука только о социальных связях, социальных отношениях, социальном взаимодействии. Например, А. Гидденс начинает изложение социологии с анализа наиболее понятных, по его мнению, социальных связей и отношений - любви и брака, переходя потом к более сложным и обезличенным.
3-я группа концепций интерпрет
Во-первых, социология стремится выработать целостное представление об обществе, рассматривает его в единстве составляющих его компонентов (социальных групп, организаций, социальных институтов и др.). Тогда как обыденный взгляд ограничивается знанием тех сфер общественной жизни, с которыми непосредственно сталкивается человек в процессе своей жизни - работа, досуг. Во-вторых, социологическое познание строится в соответствии с определенными методологией и методикой. Истинность получаемых социологом фактов и обобщений устанавливается в ходе эмпирического исследования, путем сопоставления выдвинутых гипотез с эмпирическими данными. Обыденное представление о социальном мире человека формируется под влиянием самых различных источников - школа, семья, друзья, газеты, телевидение и т. д. Критерием их истинности выступает обычно личный опыт человека и здравый смысл.
В-третьих, специфика социологического видения общественных явлений выражается в использовании особого концептуального аппарата, что существенным образом отличает его от обыденного восприятия социального мира.
ВОПРОС 2. Какие категории лежат в основе социологии? Раскройте их.
Ответ: В фундаменте социологии лежат такие категории как “общество”, “гражданское общество”, “социальная система”, “социальная структура”, “социальная общность” и т. д. Наиболее обшей, широкой по содержанию категорией является понятие “социальное”, которое включает в себя понятие “социальная система”, “социальная структура”, “социальная группа” и т. д.
ВОПРОС 3. Какие социальные институты Вы знаете?
Ответ: Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:
1) Экономическо-социальные институты - собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
2) Политические институты
- государство, партии, профсоюзы и
другого рода общественные
3) Социокультурные
и воспитательные институты
4) Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.
5) Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.
6) Церемониально-символические
и ситуационно-
ВОПРОС 4. Как трактуют глобальный мир современные ученые?
Ответ: Современные трактовки глобального мира различаются предметом исследования. Одни ученые изучают глобальные проблемы человечества и именно в объединяющей стратегии их решения видят единство мира. Другие считают предметом исследования становящуюся целостность бытия человечества. При этом среди ученых, анализирующих глобальную проблематику, гораздо больше единства мнений, чем среди тех, кто изучает процесс формирования единого, взаимосвязанного мира. Большинство ученых первого направления признает в качестве глобальных проблем такие, как: несбалансированный экономический рост; кризис управления; обеспеченность населения Земли водой и продовольствием; рост численности населения; наличие экологических кризисов качественно новой сложности («парниковый эффект», истощение озонового слоя, потепление климата); опасность ядерного конфликта; права человека; охрана здоровья; опасность таких болезней, как СПИД, рак и др.; сдвиги в мировой геополитической ситуации.
ВОПРОС 5. Что Вы знаете о социальном неравенстве?
Ответ: Социальное неравенство существовало на протяжении практически всей разумной истории человечества. Несмотря на то что во все века неравенство осуждалось, подвергалось уничтожающей критике и никогда не вызывало симпатий у членов общества, люди в ходе исторической практики с поразительным упорством сопротивлялись созданию “совершенных” обществ, основанных на социальном равенстве и отсутствии угнетения и принижения одних социальных групп другими. При этом члены общества постоянно создавали новые виды иерархических социальных структур, основанных на неравенстве.
Относительно примитивная культура не создает социальных норм относительно жесткого закрепления отношений неравенства. Развитие социальных отношений, появление сложных обществ и системы социальных институтов предполагает наличие сложной сети взаимопересекающихся обменов социальными ценностями, в ходе которых происходит постоянное перераспределение этих ценностей. Изначальные различия людей по физическим данным и личностным качествам приводят к тому, что наиболее сильные, энергичные, целеустремленные и высокомотивированные личности получают преимущества в ходе обмена социальными ценностями. Эти преимущества дают возможность таким личностям совершать асимметричные, неравные обмены. В ходе постоянно совершающихся взаимопересекающихся асимметричных обменов начинается формирование нормативной основы неравенства. Нормативная основа представляет собой совокупность специфических норм, закрепляющих поведение индивидов в соответствии с их рангом. Начинается закрепление и создание законодательной базы для возвышения отдельных социальных групп в обществе.
Асимметричные обмены ценностями могут осуществляться в силу трех причин:
а) неравного первоначального владения ценностями, что позволяет тем, кто контролирует большее количество ресурсов, настаивать на выгодных для них правилах социального обмена, используя при этом нормативные ограничения, существующие в данной субкультуре;
б) введения в ситуацию обмена наиболее значимых ресурсов (неожиданно подорожавших товаров, появившихся возможностей использовать власть, информацию и т.д.);
в) наличия компенсирующих механизмов, которые могут выглядеть как третье лицо, посредством которого происходит вмешательство в отношения обмена, создание при этом асимметрии или неравного обмена между отдельными индивидами и группами (например, лица А и В, вступающие в отношения обмена ценностями, связаны с лицом С, где С доминирует над А, а В доминирует над С. Очевидно, что С путем влияния на А может добиться более выгодных условий обмена для В, даже если А понесет в ходе такого обмена ущерб). Очевидно, что подобного рода обмены могут рассматриваться как частный случай власти связей.
ВОПРОС 6. Раскройте понятие «социальная стратификация».
Ответ: Понятие «стратификация» (stratum - слой, facio - делаю) пришло в социологию из геологии, где оно описывает вертикальное расположение пластов различных пород земли. Однако подобная аналогия при анализе социальной стратификации не дает полной картины, так как породы земли не вступают между собой в существенные взаимодействия; один слой не способен переместиться относительно другого. Но в социальной иерархии подобное происходит. Например, социальный престиж адвокатов и банкиров в современном российском обществе существенно повысился по сравнению с тем, каким он был десятилетия назад в советском обществе.
В изучении проблем социальной стратификации существуют социологические направления:
• первое - ведущим критерием анализа выдвигает социальный престиж;
• второе - главным критерием рассматривает самооценку человека относительно его социальной позиции;
• третье - при описании расслоения общества использует такие объективные критерии, как образование, профессия, доход и др.
Социальная стратификация - это расслоение людей. Термин «расслоение» буквально означает разделение общества на слои, на группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных, или нищих. Данный термин фиксирует не только процесс поляризации населения, но и конечный результат расслоения, при котором в обществе возникает средний класс. Термин «стратификация» принят в науке; «расслоение» больше употребляется в повседневном языке, и лишь иногда - в науке.
ВОПРОС 7. Как происходит процесс социализации личности?
Ответ: Младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуется) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности.
В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного Я. Он просто продолжает жизнь эмбриона, как части материнского тела. Даже различение физических границ собственного тела от всего остального мира является результатом довольно длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежит иному миру, а не является частью его собственного тела, как, например, пальцы или руки.
Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального - довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он осознает, что мужчина - это папа, женщина - это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающих отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие Я, осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ своего собственного Я. Все дальнейшее формирование человека как личности - это построение собственного Я на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом, осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт.
То, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изоляции человеческого индивида. Известны случаи, когда ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и воспитывался в среде животных. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного Я, так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.