Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:31, контрольная работа
1. Одним из наиболее интересных и продуктивных течений в современной западной социологии является символический интеракционизм. Его основатель, американский социолог и психолог Дж. Мид (1863 – 1931), вдохновленный идеями Ч. Дарвина, пытается создать специальную теорию человеческой эволюции.
2. Социологическая теория действия (или теория обмена) обязана своим возникновением американскому исследователю Дж. Хамансу (1910 – 1989). Он видит задачу эмпирической социальной науки в описании и объяснении связи между явлениями.
3. Французский ученый и философ О.Конт выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматриваются многими мыслителями как своего рода «социальные атомы», существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Символический интеракционизм. Феноменологическая социология..........4
2. Теория социального обмена……………………………………………….....9
3. На протяжении всей истории социологии длится спор между теориями, ориентированными на человека. Первые утверждают, что предмет их изучения общество – важнее человека, оно определяет его судьбу и развивается по самостоятельным законам. Другие теории, напротив, подчеркивают нравственную, духовную и творческую значимость личности. Приведите примеры подобных теорий и определите, какую сторону заняли бы вы в этом споре: что «первично» - общество или личность……………....12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………....16
С помощью этих пяти правил Хоманс пытается объяснить все специальные процессы: социальную стратификацию, политическую борьбу и проч. Однако психологическое объяснение оказывается явно недостаточным при рассмотрении явлений макроуровня, и с этими трудностями сталкивается сам Хоманс.
Общее место всей западной
социологической мысли 80-х – 90-х
годов - идея переломного характера
современной эпохи и
На протяжении всей истории социологии длится спор между теориями, ориентированными на человека. Первые утверждают, что предмет их изучения общество – важнее человека, оно определяет его судьбу и развивается по самостоятельным законам. Другие теории, напротив, подчеркивают нравственную, духовную и творческую значимость личности.
Французский ученый и философ О.Конт выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматриваются многими мыслителями как своего рода «социальные атомы», существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу.
Согласно такому пониманию, развитие отдельных людей как бы предшествует развитию общества. Чем более развиты отдельные индивиды с точки зрения их способностей к производственной, духовной и иной деятельности, нравственных, политических и других качеств, тем, следовательно, совершеннее будет и общество. Значит, чтобы развивать общество, надо, прежде всего, развивать отдельных людей. Так рассуждали, в частности, некоторые представители французского и немецкого Просвещения, в том числе Вольтер, Руссо, Лессинг, Гердер.
И с этим трудно спорить. Ведь уровень развития отдельных людей, их деловых качеств и культуры – действительно важный фактор развития общества, решения возникающих в нем проблем. Сегодня мы это ясно видим на примерах нашего общества, видим, какую роль в решении самых разнообразных проблем играют деловые качества, политическая компетентность и духовная культура людей, особенно тех, которые решают ключевые вопросы нашей жизни, видим, что все эти качества в людях надо развивать.
В учении о социальной динамике Конт характеризует развитие общества как закономерное и прогрессивное. Он указывает на большую роль в этом процессе общественного разделения труда и политической деятельности, исследованию которым он посвятил свой труд «Система позитивной политики». Обосновывая идею социального прогресса, Конт писал:
Человечество беспрерывно развивается во время хода цивилизации с физической, нравственной, умственной и политической точек зрения.[6.55]
При этом интеллектуальная эволюция человечества определяет содержание и направленность всех сторон прогрессивного развития общества, является как бы внутренней субстанцией этого процесса.
Многие идеи О.Конта, прежде всего, его позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а так же его представления об обществе как целостном организме воспринял и развил английский писатель Герберт Спенсер. Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции он подробно изложил в своем труде «Научные, политические и философские опыты».
С точки зрения другого выдающегося немецкого мыслителя М. Вебера, социология должна изучать, прежде всего, поведение и социальную деятельность человека или группы людей (Концепция идеальных типов).
Марксистская социология, в лице К. Маркса и Ф.Энгельса, базируется на следующем подходе - предпосылки, с которых они начинали исследовать исторический процесс, - это живые люди с их потребностями и интересами, находящиеся между собой во взаимном общении и взаимодействии. Совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов образует то или иное общество. Через систему присущих ему общественных отношений, условий материального производства и других социальных институтов общество в решающей степени определяет содержание и направленность деятельности людей, воздействует на формирование и развитие каждого человека.
Таким образом, мы рассмотрели разные точки зрения предмета социологического изучения. И можем сделать вывод, что в данном споре заняли бы позицию, которая основывается на нравственной, духовной и творческой значимости личности.
Заключение
С точки зрения интеракционистов, человеческое общество состоит из индивидов, обладающих «личностным я», т.е. они сами формируют значения, индивидуальное действие - есть конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации. «Личностное я» - человек может служить объектом для своих действий. Формирование значений - набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. Истолкование действий другого - определение для себя значений тех или иных действий окружающих. С точки зрения интеракционистов объект - это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая определенные значения. Диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковать действия других людей.
«Смысл возникает и располагается в пространстве отношения между жестом данного человеческого организма и последующим поведением этого организма, возвещенным другому человеческому организму посредством этого жеста. Если этот жест возвещает, таким образом, другому организму последующее поведение данного организма, то он обладает смыслом». [3.112]
Дж. Мид "От жеста к символу"
Список используемой литературы:
1. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
2. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лошаков Д.Г. Социология. Учебник./под ред. Лошакова Д.Г., М., 2002.
3. Кравченко А.И. Социология. Учебник. М., ТК Велби, Проспект, 2004.
4. Социология. Учебник для вузов (А.И. Кравченко и В.Ф. Анурин). Питер, 2007
5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 3е изд., М., Библионика, 2006.
6. Социология Конта в изложении Риголажа. – СПб., 1898.