Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:14, контрольная работа

Краткое описание

1. К особенностям развития социологии XX века необходимо отнести процесс воссоздания западноевропейской социологии и приход в Европу американской социологии. Она оказывает влияние и увеличивает тягу европейской социологии к эмпиризму. На основе этого взаимодействия происходит интернационализация дальнейшего развития социологии, то есть переход от национального и регионального к межрегиональному её развитию. Обилие центров, направлений, течений обеспечивало плюрализм, постоянную полемику и продвижение социологии вперед.
2. В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека. Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.
3. Социальную динамику можно определить как социальное движение, как смену состояний общественных явлений и образований, общества в целом. Близкое к нему по смыслу понятие “социальные изменения”.

Содержание

1. Плюрализм современной социологии и ее перспективы.
2. Единство биологического и социального в человеческой личности.
3. Социальная динамика и ее источники.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 37.29 Кб (Скачать файл)

   Таким образом,  социальную динамику можно определить  как социальное движение, как  смену состояний общественных  явлений и образований, общества  в целом. Близкое к нему по  смыслу понятие “социальные изменения”. Социальные изменения — это  нарушение тождества социального  явления, процесса с самим собой  или с подобным ему социальным  явлением, процессом. Любое явление,  процесс в какой-то момент тождественно  самому себе или подобному  ему явлению, процессу, но по прошествии какого-то времени это тождество нарушается, что говорит о том, что в данном явлении произошли изменения. Древнегреческий философ Гераклит это выразил следующим афоризмом: “Дважды нельзя войти в одну и ту же реку. Все — течет, все — изменяется”.

   В каком же соотношении  находятся понятия: “социальная динамика” и “социальные изменения”? Если исходить из положения, что “Движение, в применении к материи, - изменение вообще”, то эти понятия находятся в непосредственной диалектической связи. Они друг друга обуславливают и раскрывают. Употребляя понятие “социальная динамика”, мы имеем в виду движение общества, смену его состояния, которые проявляются в изменениях, происходящих экономической, политической, социальной, духовной сферах, в изменениях конкретных социальных явлений и процессов.

   Что касается понятия  “социальное развитие”, то оно  отражает необратимое, направленное, закономерное изменение социальных  явлений или процессов, в результате  которого они переходят в новое  качественное состояние (изменяется  их состав или структура).

   Следует подчеркнуть,  что только одновременное наличие  всех трех указанных свойств  выделяет процессы развития среди  других изменений: обратимость  изменений характеризует процессы  функционирования (циклические воспроизведения  постоянной системы функций) ; отсутствие закономерностей характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и поэтому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии.

   Из этих рассуждений  видно, что социальное развитие  и социальные изменения неразрывно  связаны между собой. Социальное  развитие является одним из  проявлений социальных изменений. 

   Определив понятия  “социальная динамика”, “социальные  изменения” и “социальное развитие”,  их соотношение, рассмотрим более  углубленно содержание и направленность  социального развития.

   Существенной характеристикой  процессов развития является  время, так как во-первых, только время выявляет направленность развития. Поэтому история научных представлений о развитии начинается лишь с тех пор, как сформировались теоретические представления о направленности времени. Это связано с утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного развития времени, которая распространялось проповедниками лишь на сферу духа, а из сферы естественных процессов полностью изгонялась.

   С возникновением  эмпирической науки нового времени  идея линейного направления развития  времени пробивает себе дорогу  в исследованиях природы и  ведет к формированию представлений  о естественной истории, о направленных и необратимых изменениях в природе и обществе. Переломную роль здесь сыграло создание научной космологии, теории эволюции в биологии, геологии. Идея развития прочно утверждается в естествознании и почти одновременно становится предметом философского исследования. Это имеет место в философии Гегеля. Опираясь на диалектический метод, он не только показал универсальность принципа развития, но и раскрыл его всеобщий механизм и источник —возникновение, борьбу и преодоление противоположностей.

   Идея развития  была взята на вооружение социологами  при анализе общества и его  истории. И О. Конт, и Г. Спенсер,  и Э. Дюркгейм, и К. Маркс  рассматривали общество, его структуры  как постоянно развивающиеся  феномены. Правда, О. Конт, Г. Спенсер,  Э. Дюркгейм разделяли концепцию  эволюционного развития, К. Маркс  и его последователи —революционного. К. Маркс считал революцию локомотивом истории.

   Так в социологии  сложились две концепции во  взглядах на развитие общества: эволюционизм и марксизм. На их  основе сформировались два течения  —реформистское и революционное.

   Не вдаваясь в  анализ этих концепций, подчеркнем  мысль о том, что как та, так  и другая концепции подвергаются  критике и в западной, и отечественной  социологии.

   Что же является  методологической основой определения  характера и направленности социального  развития?

   Очевидно, что этой  основой должно выступать учение  Гегеля о развитии. При опоре  на данное учение можно сформулировать  следующие сущностные характеристики  социального развития.

   1. По своему характеру  социальное развитие представляет  собой количественные накопления  каких-то изменений в социальных  явлениях, процессах, обществе в  целом, которые на каком-то  этапе (когда будет нарушена  мера, характеризующая их устойчивость), приведут к качественным изменениям данных явлений, процессов, общества в целом. Например, если в обществе будут успешно проводиться реформы, результатом которых станет рост производства материальных благ, обогащение народа достижениями культуры, совершенствование системы управления на основе демократических принципов, улучшения жизненного уровня трудящихся, то по прошествии какого-то времени общество выйдет на качественно новый этап в своем развитии. Причем, этот скачек в общественном развитии не обязательно должен носить революционную форму.

   Отличие реформистского  или эволюционного характера  развития общества от революционного  состоит в том, что в процессе  преобразования, изменения, переустройства  каких-либо сторон общественной  жизни (порядков, институтов, учреждений  и т. д.) не устраняются основы  существующей социально-политической  структуры и данного общественного  строя. Революционный же характер  общественного развития означает  слом самих основ функционирования  экономических и политических  институтов данного общества, принципиальные  изменения в его структуре.  Поскольку в основе революционного  характера развития общества  лежит разрушение, то он является  болезненным для общества и  может не продвинуть его вперед  к совершенству, а наоборот, отбросить  назад. История это подтверждает  не единичными примерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Добреньков, В.И. Социология: учебник / В. И. Добреньков, А.И. Кравченко; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 624с.

2.   История социологии: учебник в 3-х кн. / ред. В.И.  Добреньков; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: ИНФРА-М. Кн. 1 : История социологии (XIX-первая половина XX в.). - М.: ИНФРА-М, 2004. - 592 с.

3.   Козер, Л.А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте / Л.А. Козер ; пер. Т.И. Шумилина, ред. И. Б. Орлова. - М.: Норма, 2006. - XIV, 528 с.

4.   Кравченко, А.И.  История зарубежной социологии : учеб. пособие для вузов / А.И. Кравченко. - М.: Культура : Академический Проект, 2005. - 704 с.

5.   Кравченко, А.И.  Социология: учебник для вузов  /А.И. Кравченко; МГУ им. М.В.  Ломоносова. - М.: Велби, Проспект, 2008. - 536 с.

6.   Кравчнеко, С.А. Социологическая теория: дискурс будущего / С.А. Кравчнеко // Социс: Социологические исследования. - 2007. - №3. - С. 3-12

7.   Кравченко, С.А.  Социология: парадигмы через призму  социологического воображения: учебник  для вузов / С.А. Кравченко. - 2-е  изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2004. - 624 с.

8.   Куликов, Л.М. Основы  социологии и политологии : учеб. пособие / Л.М. Куликов. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 336 с

9.   Социология: учебник  для вузов / Ю.Г. Волков [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 509 с.

10. Социология: учебник / ред.  П.Д. Павленок. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Маркетинг, 2005. - 1036 с.

11. Социология : учеб. пособие / Л.В. Балтовский [и др.] ; ред.: П.С. Емшин, Д.З. Мутагиров, Н.Г. Скворцов. - СПб.: Питер, 2004. - 400 с.

12. Социология. Основы общей  теории: учебник для вузов /ред.: Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - М. : Норма, 2003. - 912 с.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"