Контрольная работа по "Социологии массовой коммуникации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:58, контрольная работа

Краткое описание

1. Опишите концепции идеологии и коммуникации в работах основоположников и последователей марксизма ( К. Маркс, Л. Альтюссер, А Грамши).
2. Покажите актуальность подхода в современных российских условиях. Перечислите идеологические функции, найдите примеры идеологического воздействия СМИ на аудиторию.

Вложенные файлы: 1 файл

смк (5).docx

— 48.84 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в настоящее  время в СМИ сформировался  редукционизм идеологических сообщений, основанный на сведении реальных социально-политических, мировоззренческих проблем и  явлений к предельно упрощенным и легким для восприятия аудиторией СМИ утверждениям. Особенностью современных СМИ, особенно электронных, как на Западе, так и на постсоветском пространстве, является разделение идеологической доктрины на отдельные компоненты - так, чтобы аудитория не смогла связать их воедино и осмыслить как целостную политическую идеологию.

В-четвертых, реальностью  становится информационный метаболизм - обмен информацией в обществе. Основу информационного метаболизма составляют функциональные информационные системы (ФИС), то есть динамические, саморегулирующиеся системы, деятельность которых направлена на поддержание информационного равновесия в обществе и создание благоприятных условий для функционирования рынка информации в стране. Идеологическая сущность ФИС состоит в том, что они занимают промежуточное положение между государством и обществом, тем самым обеспечивая гармоничное единство политической системы и легитимность политического механизма.

В-пятых, никакие реформы  в России невозможны без консолидации общества и активного подключения к этому процессу человеческого фактора, что неизбежно ведет к идеологизации как СМИ, так и всей журналистской практики. Фактически речь идет о человеческой революции, которая должна изменить наш образ жизни и поведение, продвинуть наше собственное развитие и дать возможность создавать более эффективные механизмы взаимного приспособления между человеком, обществом, государством и СМИ.

В-шестых, суть информационной революции, которая прошла в мире и, частично, в России в последнее десятилетие прошлого века заключается в том, что сегодня наиболее выгодным видом коммерческой деятельности стало преобразование человеческого сознания. Характерно, что промежуточным этапом подобной трансформации является состояние, когда для людей, подвергающихся воздействию СМИ, окружающий мир все в большей мере перестает быть реальным и все больше приобретает виртуальный, сконструированный, искусственный характер.

И это закономерно, так  как информационное общество, по существу, базируется на навязывании гражданам  единой для всех модели восприятия мира, то есть идеологии игнорирующей индивидуальные интересы и особенности. Подобный подход получил условное название информационная терапия. Если попробовать  дать определение этому термину, то чаще всего под ним подразумевают  стремление решать все проблемы общества (политические, экономические, социальные, идеологические) корректировкой человеческого  сознания, а не изменением реально  окружающего нас мира. Отметим, что негативный эффект информационной терапии для общества усиливается за счет того, что СМИ, журналисты сами начинают верить в собственно пропагандируемую ими идеологическую доктрину.

В идеале любой журналист  должен стремиться стать вторым «я»  для массовой аудитории, изучать  ее, чтобы лучше знать доминирующие в ней привычки, стереотипы, идеи и традиции и лучше их выражать в СМИ. Это необходимо, чтобы заставить  аудиторию СМИ чувствовать (но не думать) одинаково с журналистом. Однако, как показывает практика, журналисты, СМИ стремятся не к взаимопониманию  с аудиторией, а к достижению собственных  задач и целей. Для этого журналисты, СМИ должны держать под жестоким контролем все потоки информации, что тождественно цензуре или  манипулированию аудиторией. Как  результат, современные СМИ крайне редко рассматривают действительно  жизненно важные для простого человека проблемы. С другой стороны происходит эмоционализация социальной жизни, а, следовательно, содержания СМИ. Журналистика нередко становится экспериментальным  полигоном для разного рода радикалов  и фанатиков, призывающих к радикальным  реформам общества («шоковая терапия»), гуманитарным интервенциям с широким  использованием оружия большой разрушительной силы, насилию во имя будущих демократии и справедливости. Например, религиозная  секта «Аум сенрике» в течение  длительного времени использовала популярную на постсоветском пространстве радиостанцию «Маяк» для пропаганды своей идеологии. В итоге в  России последователей «Аум» на несколько  порядков больше, чем в самой Японии.

В-седьмых, в настоящее  время имеет место принципиальное снижение издержек распространения  социально-политической информации, что  обусловлено развитием принципиально  новых видов политической электронной  коммуникации. Как полагают эксперты, политическая информация как товар  имеет одну особенность. Производство оригинала стоит дорого, но последующее  его тиражирование в электронном  виде обходится издателю почти бесплатно. Поэтому, когда политическая информация становится действительно массовой, она вообще теряет цену и в итоге  сегодня уже никто не удивляется, что огромные массивы политической информации в Интернете доступны без всякой оплаты за нее. Это способствует развитию информационной полиархии, или  господству в стране многих СМИ, которая  обусловлена, с одной стороны, появлением возможности оперативного доступа  неограниченной аудитории к любой  информации несекретного характера  через «всемирную паутину», а, с другой - расширением части политически активного населения в новой информационной среде. Принципиальное изменение характера информационных политических коммуникаций позволяет преодолеть сформулированный Робертом Михельсом «железный закон олигархий», в соответствии с которым постулируется преобладание хорошо организованных властных элит над слабоорганизованным большинством.

Наконец, стало очевидным, что собственно экономические требования глобального медиарынка не совсем стыкуются  с традиционной ролью национальных СМИ, то есть социально-политическая и  идеологическая функции белорусской  журналистики, ориентированные на формирование в республике гражданского общества, вступают в противоречие с философией нового глобального медиа-порядка. Суть этой философии в том, что  культивируется идеология потребления, утверждающая, что смысл жизни  состоит в обладании вещами. Именно поэтому в СМИ все больше места  отводится маркетинговой информации, которая становится сегодня не просто пропагандой отдельных товаров  или услуг, а новых жизненных  стилей. Политическая реальность при  этом настолько трансформируется журналистами, что становится специфическим средством, декорацией той или иной идеологии.

В этой ситуации возникает  вопрос о том, в какой мере распространение  ценностей глобальной идеологии  потребления в СМИ будет соотноситься с задачами укрепления и развития собственных национальных политических и информационных ценностей, которые  необходимы для формирования полноценной  идеологии белорусского государства. Чтобы дать правильный и мотивированный ответ на этот вопрос необходимо четко  представлять содержание идеологической функции СМИ, взаимоотношение и  взаимодействие журналистики и идеологии, средств массовой информации и идеологических процессов.

Идеологическая функция  средств массовой информации

Основным связующим звеном между журналистикой и идеологическими  процессами является государственная  политика в сфере СМИ, регулирующая:

- внутрижурналистские отношения (учредитель, издатель - главный редактор - журналисты);

- отношения между СМИ и источниками информации;

- права журналистов на распространение информации;

- отношения между СМИ и аудиторией;

- объем и характер участия органов государственной власти и управления в массово-информационной деятельности;

- осуществление контроля за деятельностью СМИ в целях соблюдения ими действующего законодательства.

Следует четко представлять, что, с одной стороны, у СМИ  и государства с его политикой  и идеологией противоположные интересы. Но, с другой стороны, они стремятся  всегда к вполне естественному союзу. Так, журналисты, СМИ черпают свои сюжеты в политической сфере, а представители  государственной власти имеют возможность  через средства массовой информации убедить многомиллионную аудиторию  в правильности проводимой ими политики и принимаемых решений. Образно  говоря, СМИ рекламируют политику, а политика дает «пищу» для журналистов. Здесь нет и не будет исключений - в любом обществе и на Западе, и на Востоке политическая иллюзия поддерживает и обеспечивает власть. Хотя на практике это нередко ведет к тому, что СМИ, участвуя в распространении основных положений национальной идеологии государства на широкую аудиторию, неизбежно приходят к использованию методов и приемов формирования «нужного» общественного мнения. Определенная опасность подобной ситуации заключается в том, что человек перестает рассматривать свою повседневную жизнь в качестве политической реальности. Для него последняя существует только на экране или на газетной полосе. По замечанию Жака Эллюля, «человек сегодняшнего дня не доверяет собственному опыту, собственным выводам и наблюдениям… Любой факт становится в его глазах истинным, только когда он прочтет о нем в газетах; важность же факта он оценивает по размеру газетных заголовков».

В итоге, со временем конкретный человек может окончательно перестать  воспринимать политическую действительность в ее целостности. Хороша ли идеология  государства или плоха, к каким  результатам она ведет - это начинает приобретать все меньшее значение. Важно лишь то мгновенное чувство, которое вызывает очередной телевизионный кадр. Связь времени нарушается: в понедельник телевидение сообщает одно и большинство может этому поверить; на следующий день выясняется, что все как раз наоборот, но предыдущего сообщения массовая аудитория уже не помнит. Через неделю все повторяется, и этот процесс буквально гипнотизирует аудиторию. Кадр налезает на кадр, сообщение одной радиостанции на информацию другой, и так день за днем, доводя, образно говоря, до полного бесчувствия, заставляя аудиторию ощущать свое полное бессилие в отличие от той силы, что заключена в порожденных телеэкраном образах и мифах. Как результат люди лишаются чувства политической ответственности и становятся легкой добычей различных неоидеологических конструкций.

Рассматривая взаимоотношения  СМИ и идеологических процессов  уместно припомнить известное изречение  Ж.Эллюля, которое стало в прошлом веке афоризмом: «Политика - главная религия нашей эпохи». Характерно, что своим широким распространением эта политическая иллюзия обязана СМИ. И это вполне закономерно, так как СМИ стремятся всячески поддерживать политические иллюзии и мифы, в том числе, входящие в идеологические доктрины. В то время как обычная жизнь общества не изобилует захватывающими событиями, в политическом процессе всегда найдутся и противостояние, и интрига, и скандал. СМИ, прежде всего, ориентируются на политические события, раздувая сенсационность тех или иных политических коллизий, превращая политический процесс в бесконечный сериал политической «мыльной оперы».

Но политический процесс  по своей сути тождественен идеологическому  процессу, если мы признаем ту особенность, что политическая идеология формируется  и объективируется в конкретной деятельности политических партий и  государства. Соответственно, в идеологических процессах действительность отражается также только опосредовано, вследствие чего они могут превратиться в  процесс схоластического теоретизирования, в «вещь в себе и для себя». По своему содержанию идеологические процессы могут быть прогрессивными и регрессивными, гуманистическими и человеконенавистническими, действительными  и мнимыми (мифологическими) в зависимости  от социально-исторического контекста, в котором они протекают, и  отношения большинства общества к основной идее, на которой базируется вся идеологическая конструкция. Идеологические процессы в силу этого могут определять как политическую и социальную реальность, так и противостоять им, создавая свою виртуальную действительность или политическую утопию. В последнем  случае идеологические процессы рано или поздно приведут к полной дестабилизации социально-политической ситуации в  стране, так как вступят в конфликт с общественной психологией.

Следует понимать, что идеология  составляет духовную опору государства, которое в силу этого всегда будет  стремиться ее распространять и защищать от критики. Идеология, образно говоря, и есть единственно возможная  государственная религия, не имеющая  прямого отношения ни к одной  реально действующей конфессии. Поэтому всегда будет существовать противоречие между идеологией государства  и идеями отдельных граждан и  социальных групп. И это вполне естественно, так как большинство граждан  любой страны интересует в первую очередь то, что может им быть полезным и принести выгоду в реальной жизни. Например, с философской точки зрения марксистская идеология, безусловно, религия. Она предлагает исчерпывающее объяснение реальности, а марксистская эсхатология проникнута милленаристическими идеями: бесклассовое общество, отсутствие эксплуатации, отмирание политики и государства, социальная справедливость в отношении всех, торжество человеческой добродетели.

Таким образом, СМИ должны исходить из того, что политическая идеология - это неотъемлемый элемент структуры общественного сознания. Поэтому, как и общественное сознание в целом, политическая идеология может не только отражать политическую реальность, но ускорять, искажать и тормозить политические процессы. Политическая идеология при этом обладает не абсолютной, а относительной самостоятельностью: она создается субъектами политического процесса, применяется ими, проявляется в их деятельности. Это позволяет утверждать, что политическая идеология - неотъемлемый компонент любого современного общества и государства, так как она возникает и существует там и тогда, где и когда появляется политический процесс и его субъекты. Иными словами политическая идеология будет существовать до тех пор, пока будут иметь место политика и политический процесс, как неотъемлемые компоненты общественного бытия. Это обусловлено еще и тем, что идеология является не только структурным элементом, но и одним из уровней общественного сознания, что позволяет рассматривать идеологию и идеологический процесс как атрибут любого общества, как особый вид политической реальности. При этом механизмом соединения политической идеологии и идеологического процесса является политическая коммуникация. Иными словами, социально-информационным пространством протекания идеологических процессов является политическая коммуникация, которая выступает как «процесс передачи политической информации, посредством которого информация циркулирует между различными элементами политической системы, а также между политической и социальными системами».

Рассмотрение СМИ как  формы политической коммуникации позволяет  утверждать, что все функции журналистики в той или иной мере содержат идеологическую компоненту, или, в широком смысле слова, являются идеологическими, так  как имеют политически релевантный  характер. Существует достаточно много  типологизаций функций СМИ, но, как  правило, они опираются на классификацию, предложенную известным английским социологом Д.Макквейлом в его работах: «К социологии массовых коммуникаций» (1969), «Социология массовых коммуникаций» (1972) и «Коммуникация» (1975). Макквейл рассматривал все проблемы журналистики как социального института и с учетом этого предложил выделять следующие социальные функции СМИ:

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии массовой коммуникации"