Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 21:36, реферат
Основной смысл социального учения Огюста Конта – развитие исторического разума – исходный источник всех преобразований социально-исторической жизни. Весь прогресс Конт сводит к интеллектуальному познанию, связанному с освоением природы. Возникает вопрос: если история человеческого разума едина, то как это согласуется с фактом исторического разнообразия народов? Конт искал аргументы для осмысления данного вопроса. Он анализировал историческую культуру через три движущие силы: 1) Раса. Конт считал, что каждая раса имеет свои склонности к тому или иному виду деятельности. Например, черная раса имеет склонность к эмоциональной, чувственной деятельности.
1. Социологический проект О.Конта………………………….……….…......3
2. Общество как социальная система………………………….………............5
3. Предприятие как разновидность социальной организации………….……8
4. Библиографический список………………………………………………...14
Оглавление
1. Социологический
проект О.Конта………………………….……….…
2. Общество как
социальная система………………………….……….........
3. Предприятие как разновидность социальной организации………….……8
4. Библиографический
список………………………………………………...14
1.Социологический проект Огюста Конта
Основной
смысл социального учения Огюста
Конта – развитие
исторического разума – исходный источник
всех преобразований социально-исторической
жизни. Весь прогресс Конт сводит к интеллектуальному
познанию, связанному с освоением природы.
Возникает вопрос: если история человеческого
разума едина, то как это согласуется с
фактом исторического разнообразия народов?
Конт искал аргументы для осмысления данного
вопроса. Он анализировал историческую
культуру через три
движущие силы: 1) Раса. Конт считал,
что каждая раса имеет свои склонности
к тому или иному виду деятельности. Например,
черная раса имеет склонность к эмоциональной,
чувственной деятельности. Это представляется
Конту моральным превосходством. Разные
народы не развивались одинаково, ибо
имели разные предпосылки к освоению своей
социокультурной среды.
2) Климат. Различие предпосылок к освоению
природы Конт связывал с разным климатом
и географической средой. Климат - это
совокупность естественных условий, в
которых оказался народ. Через преодоление
климата, народ двигается к прогрессу.
В этом смысле Конт продолжает линию географического
детерминизма. 3) Политическая деятельность.
При рассмотрении политической деятельности,
Конт стремится показать, что реформы,
революции, не могут изменить ход исторических
событий. В качестве
примера – политическая деятельность
Наполеона, который не понял смысла истории.
Его попытка реставрировать военный режим
потерпела фиаско, т. к. он ошибся в определении
характера эпохи. Теория Конта, утверждавшая,
что человек не может изменить ход событий,
была направлена против реформаторов,
революционеров, утопистов, всех – кто
хотел изменить общество. По Конту, общественная
жизнь может лишь немного видоизменяться,
а не спонтанно управляться человеком.
Учение Конта о социальной статике и социальной динамике
Основная мысль – деление социологии как науки на две части – статику и динамику. Эти термины Конт взял из биологической науки, где статика – структура, организация организма, а динамика – сам процесс жизни. Задача социальной статики – изучение взаимодействия между сторонами, частями общественной жизни – духовной, экономической, правовой и т. д. Задача социальной динамики – изучение законов социальной жизни. Концепция статики направлена против индивидуалистических теорий, а также против попыток рассматривать общество как продукт общественного договора. Исследование принципов, определяющих структуру, характер взаимодействия общества, обеспечивает гармонию и порядок. В качестве основных социальных институтов, Конт выделяет: 1) Семью 2) Государство 3) Религию
Как видно из этого, взгляды Конта были крайне консервативны, а будущее виделось ему как романтически идеализированное прошлое. Касаясь социальной статики, нельзя не заметить один важный момент – отдельные социальные элементы не имеют независимого существования, а связаны между собой неразрывно. В этом отношении принцип солидарности и гармонии есть основной закон статики. Конт считал всякое изолированное изучение исторического бытия бесполезным и порочным занятием. Социальный организм совершеннее любого индивидуального. Таким образом, эта концепция антииндивидуалистична по духу. Статика является наименее разработанной частью социальной концепции Огюста Конта. Социальная динамика, над которой Конт работал больше всего, имеет не социологический, а историко-философский характер. Это часто умозрительные, а не прикладные знания. Основная идея – постепенное развитие человечества, идея эволюции, которая естественно была почерпнута в биологии. Умственное развитие - преобладающее для общественного развития. Сейчас это очевидно, но для своего времени это была очень прогрессивная мысль.
Антииндивидуализм Огюста Конта
Центральная проблема социологии – проблема отношения личности и общества. Она проходит красной нитью через всю историю общественной мысли. Почему О.Конт стал ярым антииндивидуалистом и даже реакционером? Новая наука была естественной реакцией на засилье индивидуалистических идеалов в эпоху Просвещения. Конт видел в индивидуализме причину всех социальных потрясений, постигших Европу. Конт считал, что «человек ради общества, а общество формирует его ради самого себя». «Не может быть общества при суверенитете каждого индивидуума». В реорганизованном обществе будут только обязанности и не будет прав. Конт считал, что права человека – анархичный, безнравственный пережиток. Сегодня такие мысли воспринимаются неоднозначно и многие исследователи считают иначе.
Индивид, по Конту, есть абстракция, реально только общество. Антииндивидуализм усиливается в поздний период, когда Конт выступал за светскую власть, движимую законом, над массами в форме диктатуры. Пытаясь соединить католицизм и позитивизм, Огюст Конт был яростно отвергнут и в консервативных, и в либеральных кругах. Концепция Огюста Конта была ориентирована на удовлетворение потребностей общественной жизни. Как это не странно, но он реально хотел изменить общественную жизнь. Однако сделать это он хотел не с помощью революций, а с помощью познания законов бытия. Признавая за социальной теорией основу практического действия, считал необходимым указать на цель, которую человек должен ставить и добиваться. То есть Конт имел ввиду формирование общественного идеала. Именно поэтому он дополнил социологию социальной политикой, которую понимал как способ познания.
В
поздний период позитивизм склонился
к субъективному источнику. Для
понимания трактовки Конта
2. Общество как социальная система
Учёные
по-разному трактуют понятие “общество“.
Это во многом зависит от той школы
или направления в социологии,
которые они представляют. Так, Э.
Дюркгейм рассматривал общество как
надиндивидуальную духовную реальность,
основанную на коллективных представлениях.
По М. Веберу, общество – это взаимодействие
людей, являющееся продуктом социальных,
то есть ориентированных на других
людей действий. Крупный американский
социолог Толкотт Парсонс определял
общество как систему отношений
между людьми, связующим началом
которой являются нормы и ценности.
С точки зрения К. Маркса, общество
– это исторически
Во всех этих определениях выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся между собой в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Система – это определённым образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Таким образом, социальная система – это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.
Общественные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный, надличностный характер, т.е. общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застаёт определённую структуру связей и отношений и постепенно включается в неё. Таким образом, общество – это определённая совокупность (объединение) людей. Но каковы границы этой совокупности? При каких условиях это объединение людей становится обществом?
Признаки общества как социальной системы таковы:
1) Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества). 2) Браки заключаются (преимущественно) между представителями данного объединения. 3) Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями. 4) Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной. 5) У него есть собственное название и своя история. 6) Оно обладает собственной системой управления (суверенитетом). 7) Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида. 8) Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.
Чтобы представить себе общество с точки зрения предмета социологии, необходимо различать три исходных понятия – страна, государство, общество. Страна – это часть света или территории, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом. Государство – политическая организация данной страны, включающая определённый тип режима политической власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент). Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.
Каковы же основные элементы структуры общества?
Прежде
всего общество можно представить
как систему взаимосвязанных
и взаимодействующих между
Социальные общности можно разделить на виды, наиболее общими из которых являются классы, слои и группы. Идея разделения общества на классы принадлежит французским обществоведам ХVIII–ХIХ вв., но наибольшее внимание анализу классового деления общества уделяли К. Маркс и М. Вебер. Они заложили традицию определения классов в экономических понятиях. М. Вебер, например, делил население на классы в соответствии с неравными жизненными шансами. А классическое марксистское определение классов было дано В.И. Лениным: “Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают”. Альтернативную традицию, согласно которой класс не представляет собой исключительно экономическое явление, развивают некоторые американские социологи. В частности, независимыми факторами класса называются социальный статус и престиж.
Понятие
социального слоя было введено в
науку первоначально как
Субъекты
социальной системы вступают между
собой в различного рода социальные
отношения. Социальная деятельность включает
в себя осознанную цель, средство, сам
процесс деятельности и её результат.
Таким образом, действие индивида или
группы получает статус социального
только в том случае, если оно
осмыслено и социально
При научном анализе социальной системы конкретного общества необходимо учитывать её социально-этнические, социально-демографические, социально-территориальные, социально-профессиональные и социокультурные характеристики.
Всё мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определённые типы. Несколько типов обществ, объединённых сходными признаками или критериями, составляют типологию. Принято выделять следующие типологии : 1) по наличию письменности – дописьменные и письменные; 2) по числу уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения) – простые и сложные; по способу производства, т.е. способу добывания средств существования, – охота и собирательство; скотоводчество и огородничество; земледельческое; индустриальное; постиндустриальное; 3) по способу производства и форме собственности (К. Маркс и его учение об общественно-экономической формации) – первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое.