Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 18:19, контрольная работа
1.Социология изучает не только общественное мнение. В социологии выделяются три основные концепции, которые раскрывают ее специфику,понимание предмета социологии.
Первая группа концепций рассматривает социологию, как науку о методологических подходах к исследованию человеческого поведения, совокупности методах изучения общества. Социология делает особый упор на системном подходе к обществу, на его изучение как своеобразной системы. Социологи считают, что специфика социологии заключается не столько в самом предмете, а в том, как она изучает общество, т.е. ее своеобразие - в методологии.
ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Социология
Студент: Дзюба Алина Юрьевна
МОСКВА - 2014
Контрольная работа по дисциплине «Социология»
1.Социология изучает не только общественное мнение. В социологии выделяются три основные концепции, которые раскрывают ее специфику,понимание предмета социологии.
Первая группа концепций рассматривает социологию, как науку о методологических подходах к исследованию человеческого поведения, совокупности методах изучения общества. Социология делает особый упор на системном подходе к обществу, на его изучение как своеобразной системы. Социологи считают, что специфика социологии заключается не столько в самом предмете, а в том, как она изучает общество, т.е. ее своеобразие - в методологии.
Вторая группа концепций представляет социологию как науку о социальном взаимодействии, социальных связях, социальных отношениях. Акцент делается на своеобразие предмета этой науки.
Одни сторонники такой методологической концепции утверждают, что социология - это наука только о социальных связях, социальных отношениях, и социальном взаимодействии. А. Гиденс излагает социологию, по его мнению, с анализа наиболее понятных социальных связей и отношений - любви и брака, переходя к более сложным и обезличенным.
Другие же подчеркивают, что социология - это наука не просто о социальных связях и отношениях, а о социальных системах. Американский социолог Т. Парсонс считает, что “социология занимается анализом социальных систем, уделяя особое внимание типу социальной, именуемой нашим обществом”.
Третья группа концепций определяет социологию как науку о социальном поведении. Данный подход характерен для американской литературы. Понимание социологии как науки о социальном поведении людей предопределяют специфику ее предмета.
2. В основе социологии лежат следующие категории:
Общество ;гражданское общество ;социальная группа ;социальная структура ;социальная стратификация ;социальная система. И так далее
Общество – это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Общество - самая большая группа из проживающих на данной территории.
Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения
Социальная группа – это любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям : пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и т.д. Социальная группа - это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Группа это так же среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы.
Социальная структура –это совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта. это взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции на основе ценностей, традиций, норм, законов.
Социальная стратификация -это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Страта -совокупность людей, объединенных общими статусными признаками.
Социальная система — это совокупность социальных явлений и процессов,которые взаимодействуют между собой.
3. Социальные институты - это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
- институты образования
(потребность в передаче
- политические институты (потребность в безопасности и социальном порядке)
- экономические институты (потребность в добывании средств существования)
-институт семьи и брака
(потребность в
- институт религии (потребности в решении духовных проблем, смысла жизни).
4. Современные трактовки глобального мира различаются предметом исследования. Одни ученые изучают глобальные проблемы человечества и именно в объединяющей стратегии их решения видят единство мира. Другие считают предметом исследования становящуюся целостность бытия человечества. Большинство ученых первого направления признает в качестве глобальных проблем такие, как; несбалансированный экономический рост, кризис управления, обеспечение Земли водой и продовольствием, рост численности населения, наличие экологического кризиса, опасности ядерного конфликта, права человека, охрана здоровья, сдвиги в мировой геополитической ситуации.
Ученые второго направления отожествляют глобализацию с вестернизацией, но здесь есть свои различия. Одни считают вестернизацию, т.е. следование путем западной цивилизации, принятие западноевропейской системы ценностей благом, что способствует прогрессу, развитию новых технологий, созданию рабочих мест, процветанию, росту богатства. Другие же видят в экспансии Запада “культурный”, “информационный” или “демократический” империализм, который ведет к новому варварству, т.к. навязывает другим народам свои представления о мире, в том числе идеи индивидуализма и потребительства. Культурная агрессия с помощью современных информационных технологий дает возможность тотального контроля над национальной, самобытной культурой.
Образ современного глобального мира определяется рядом сложившихся условий: вступление западных стран в период постиндустриализма, снижением зависимости постиндустриальных держав от развивающихся стран как поставщиков сырья благодаря внедрению новых технологий.
Сегодня в качестве ядра остается постиндустриальный мир, представленный тремя основными центрами: США, Европейские страны, Япония. Это самые могущественные государства, у них высокие передовые технологии, средства производства, самые качественные товары и больше всех капиталов.
Государства полупериферии и периферии составляют большую часть человечества. Полупериферия занимает промежуточную часть между ядром и периферией. Сюда входят интенсивно развивающиеся страны с динамичной экономикой и политикой: Бразилия, Чили, Мексика, Китай и др. Это развитые индустриальные страны, которые так же, как и постиндустриальные экспортируют свои товары, но у них нет богатства, власти и влияния. Большинство технологических достижений заимствованы у высокоиндустриальных стран.
Страны периферии - самые бедные и отсталые государства Африки и Латинской Америки. Они являются поставщиками сырья, которое не перерабатывается у них, а экспортируется. Благополучие этих стран зависит от экспорта сырья, а технологии и капитал поступают от западных инвесторов. Демографические процессы характеризуются высоким уровнем рождаемости и высокой детской смертностью. Отсутствие широкого слоя среднего класса, высокий уровень социально-классового расслоения, огромная диспропорция между богатыми и бедными слоями создают напряжение в обществе, порождают конфликты, внутренние перевороты, мятежи и насилия.
Иерархичность мировой системы сохраняется, несмотря на ускоряющуюся динамику мирового развития. Положение страны в мировой системе определяется не политическими или идеологическими принципами, а уровнем технологического, хозяйственного развития.
5. Социальное неравенство существовало на протяжении практически всей истории человечества. Несмотря на то что во все века неравенство осуждалось и никогда не вызывало симпатий у членов общества, люди с поразительным упорством сопротивлялись созданию “совершенных” обществ, основанных на социальном равенстве и отсутствии угнетения и принижения одних социальных групп другими.
Истоки социального неравенства современные исследователи видят в природных различиях людей по физическим данным, личностным качествам, внутренней энергии, по силе мотивации, направленной на удовлетворение наиболее значимых, насущных потребностей.
Неравенство - это критерий, при помощи которого одни группы размещаются выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности бедных, зажиточных, богатых. Стратификация - это определенным образом “ориентированный” состав населения.
Большие социальные группы “ориентирует” неодинаковая оценка обществом значения и роли каждого статуса или группы. Сантехник или дворник ценятся ниже адвоката и министра. Следовательно, высокие статусы и занимающие их люди больше вознаграждаются, имеют больший объем власти, престиж их занятия выше, более высоким должен быть и уровень образования.
В итоге получается четыре измерения стратификации - доход, власть, образование, престиж. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта и т.п. - социальные блага, которые всегда в дефиците (т.е. высокочтимые и недоступные большинству) и приобретаются благодаря доступу к деньгам и власти, которые в свою очередь достигаются благодаря высокому образованию и личным качествам.
Таким образом, социальная структура возникает по поводу разделения труда, а социальная стратификация - по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ. А оно всегда неравное. Так возникает расположение социальных слоев по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу.
6. Социальная стратификация – 1) совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоёв; 2) структура общества и отдельных его слоев; система признаков социального расслоения, неравенства.
Социальная стратификация - это расслоение людей. Термин “расслоение” означает разделение общества на слои, на группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных, или нищих
Слоистое, многоуровневое
общество можно сравнить с
геологическими наслоениями. Вместе
с тем по сравнению с простым
расслоением социальная
1) стратификация
представляет собой ранговое
расслоение, когда высшие слои
находятся в более
2) верхние слои
значительно меньше по
7. Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями - правами, обязанностями, отношениями - она связана с другими ролями. Вот почему к социализации более применим термин “освоение”, а не “обучение”. Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.
Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.
Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.
Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.
Этапы:
Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития.
Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.
Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.
В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в возрасте 30 лет.
8. Субкультура - часть общей культуры, присущая большой социальной группе.
Выделяются субкультуры профессиональные, субкультуры социальных групп, субкультуры конфессиональные, которые складываются на основе общности вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви: христианская, мусульманская, буддийская культура.
Если государство однородно в этническом и языковом отношении, то в нем существует одна национальная культура. В большинстве государств несколько различных национальных культур. Поэтому сосуществуют культура большинства нации и субкультуры национальных меньшинств.
Говорят о субкультуре пожилых людей, о молодежной субкультуре, о криминальной субкультуре, о субкультуре спортсменов, одиноких людей и т.п.
Субкультура формирует у людей чувство принадлежности к одной группе, групповую солидарность. Члены культурной группы симпатизируют друг другу, больше доверяют, чем посторонним. Общие особенности, присущие членам группы, выражаются во взглядах на жизнь, в одежде, жаргоне, манере поведения. Можно привести, к примеру, советских стиляг, хиппи, американских девочек-подростков “вэлз”, свой стиль жизнь также характеризует и представителей рок-культуры.