Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 20:42, контрольная работа
1. Чем объяснить то обстоятельство, что первые развитые философские системы сформировались еще несколько тысячелетий назад, а социология является относительно молодой наукой? Можно ли объяснить запоздалое возникновение социологии сложностью предмета её изучения?
Один из патриархов мировой социологии Роберт Кинг Мертон (род. 1910) как-то сказал: «Социология – это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения».
5. Чем различаются естественная, вынужденная и насильственная маргинализация? Приведите примеры.
Естественная маргинализация связана со спонтанной социальной мобильностью и потому существует в любом обществе. Как правило, она ограничена и не затрагивает основ существующей стратификационной системы. Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью.
В отличие от нее, вынужденная маргинализация носит принудительный характер и сопровождается понижением социального статуса целых социальных групп и слоев. Обычно такой тип маргинализации обусловлен действиями элитных слоев или крупными историческими событиями.
Выделяется также и насильственная маргинализация, при которой индивиды или группы лишаются своих традиционных социальных позиций. Подобная маргинализация лишь опосредованно носит предписанный характер. Причинами ее возникновения являются войны, революции, структурные сдвиги в экономике и т.п.
Примеры маргинальности:
1) человек, недавно переехавший жить в город из деревни; 2)горожанин, работающий в деревне после окончания института;
3) представитель азиатской страны, приехавший на заработки в европейское государство.
6. В каких направлениях
могут происходить
Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека.
К факторам индивидуальной
мобильности относятся
Одним из эффективных способов восходящей индивидуальной мобильности считается выгодный брак.
Групповая мобильность происходит тогда, когда перемещения совершаются коллективно, изменяется статус той или иной страты. Групповая мобильность имеет место, прежде всего там, где происходят изменения самой системы стратификации. Перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующее положение новому классу.
7. Охарактеризуйте основные признаки социального института?
Фундаментом, на котором строится все общество, являются социальные институты. Термин происходит от латинского «insti- tutum» — «устав». Социальный институт – это совокупность упорядоченных взаимосвязанных социальных статусов и ролей, направленная на выполнение каких-либо функций, обеспечивающих потребности общества в определенной сфере жизнедеятельности. Каждый социальный институт обладает своей спецификой, но есть и общие черты, характерные для всех институтов. Выделяют пять общих признаков социального института:
1. Установки и образцы поведения. В семье, например, это привязанность, лояльность, ответственность; в государстве – послушание, субординация, лояльность; в образовании – стремление к знаниям, посещение занятий.
2. Культурные символы. В семье, к примеру, это обручальное кольцо, в государстве – флаг, герб, гимн, в религии – крест, икона.
3. Утилитарные культурные черты. В частности, для семьи – это дом, мебель, для государства – общественные здания, для образования – классы, библиотеки.
4. Кодексы поведения – устные и письменные. Например, семейные правила, правила учащихся, церковные установления, нормативные акты.
5. Идеология. Например, романтическая любовь в семье, демократизм или национализм в государстве, православие или католицизм в религии.
К приведенным выше признакам социального института следует добавить признаки, которые связанные с восприятием социальных институтов людьми, а не вытекают из их внутреннего содержания:
Объективность. Социальные институты (семью, производство, государство, религию, здравоохранение, образование и т.д.) человек воспринимает как сложную систему, которая существует независимо от его воли и сознания.
Принудительность. Институты обладают силой, способной навязать человеку такое поведение, мысли и поступки, которые он сам бы для себя не желал (например, государство мобилизует юношей на военную службу, не спрашивая их желания; налоговые службы заставляют платить налоги, а родители принуждают детей учиться).
8. Опишите разные модели взаимодействия культур.
Этнические — относящиеся к государственно территориальным общностям, в которых сформировалась культура того или иного народа в доиндустриальную эпоху. Этнический уровень взаимодействия характерен для отношений между локальными этносами, историко-этнографическими, этноконфессиональными и другими общностями.
Национальные — относящиеся к полиэтническим , государственно-территориальным общностям, сформировавшим культуру той или иной нации на индустриальном и более позднем этапах развития. На национальном уровне взаимодействия регулятивные функции в значительной степени выполняют государственно-политические структуры.
Цивилизационные — относящиеся к метаобществам, породившим в определенные периоды своеобразные культурные русла или парадигмы развития многих этнических и национальных культур. Например, цивилизация Двуречья.
Цивилизационный уровень взаимодействия
приобретает спонтанно-исторические формы;
однако на этом уровне и прежде, и в настоящее
время возможны наиболее существенные
результаты в обмене духовными, художественными,
научными достижениями. В повседневной
практике общения стран и народов мира
чаще всего перекрещиваются процессы
и отношения, характерные для всех трех
уровней взаимодействия. В межкультурных
связях, особенно внутри полинационального
государства, принимают одновременное
участие как большие, так и малые нации,
имеющие свои административно-
Региональные — относящиеся к метасоциумам, разным обществам, объединенным природой и территориальной близостью условий проживания;
Локальные — относящиеся к сообществам, связанным условиями проживания и взаимодействия на той или иной конкретной территории.
Вертикальная типологизация позволяет рассмотреть культуры с точки зрения их иерархического взаимодействия. Для отражения этого взаимодействия в социологии используются понятия доминирующая культура, субкультура и контркультура. Рассмотрим конкретно, в чем же состоит смысл этих понятий. Каждое общество имеет некоторое сочетание основных элементов культуры, символов, убеждений, ценностей, образцов поведения, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой или всеобщей культурой. Ее содержание составляют общечеловеческие символы, ценности и образцы поведения. В то же время каждое общество структурировано на множество слоев, социальных групп, которые вырабатывают свои собственные символы, ценности и образцы поведения, которые, не разделяются всеми людьми данного общества.
9. Почему в социологическом
анализе личности понятие
Наряду с правами статус содержит в себе и обязанности, которые должен соблюдать его «носитель». Плохое выполнение обязанностей может повлечь за собой лишение самого статуса. Если преподаватель вуза не обеспечивает необходимого качества учебной и научно-исследовательской работы, он может быть лишен своего статуса. Для этого существуют специальные, нормативно предусмотренные процедуры: переизбрание на должность по конкурсу, приказ ректора вуза об освобождении от выполняемых обязанностей на основании соответствующих решений и представлений кафедр и деканатов и т.д. Невыполнение основных обязанностей студентом также влечет за собой возможность потери своего статуса. В данных случаях речь идет о потере формального статуса.
Поскольку в обществе существуют значительные статусные различия между людьми, изобретаются многочисленные способы их демонстрировать. Для этого существует статусная символика, представляющая собой совокупность внешних знаков отличия обладателей разных статусов. Ордена, медали, значки, воинские звания и погоны — все это символы определенных статусов. В таком же качестве может выступать одежда, хотя требования к ней с каждым годом становятся все более непритязательными. Профессор, читающий лекцию студентам в джинсах и свитере, уже не воспринимается как нечто из ряда вон выходящее (хотя по-прежнему трудно себе представить в официальной обстановке в таком виде, скажем, ректора, не говоря уже о министре). Однако подобное изменение символики профессорского статуса может иметь иное содержательное наполнение: например, сократить дистанцию между преподавателем и студентом, создать обстановку доверительности за счет совпадения внешних символов разных статусов — профессора и студента.
Осмысление проблемы социального статуса 'Для личности имеет немаловажное значение. Участвуя в социальных действиях и входя с этой целью в различные социальные общности, человек занимает в них, как правило, неодинаковое место. Его положение обусловлено статусными взаимоотношениями с другими членами общности. Где-то статус человека выше, где-то ниже. Так, если студент приходит в баскетбольную команду или шахматный клуб, то его статус окажется зависимым от качества игры — собственной и партнеров, что в какой-то мере будет определять престиж данного студента. Однако на его престиж будут влиять и иные статусные характеристики, связанные с учебой, научными поисками, проявлениями товарищеской помощи и т.д.
Роли личности различаются по своей значимости. Одни из них яв-ляются ведущими, если они отражают требования, обусловленные разделением труда и положением в обществе данной социальной группы. Другие могут быть второстепенными. Так, если человек встал к станку, то его главной социальной ролью будет роль рабочего. И здесь важно то, как он ее выполнит: окажется качество труда высо¬ким, значит, справился, если нет, то, естественно, не справился. При всем том он может быть спортсменом, отцом семейства, наконец, про¬сто хорошим человеком. Но это уже не будет иметь решающего значе¬ния. Недаром говорят: «Хороший человек — это еще не профессия».
Многие люди в нашем обществе, не выполняя по-настоящему сво¬ей основной социальной роли (рабочего, студента, инженера, педаго¬га), до недавнего времени искали социального признания, играя иные роли (в спорте, художественной самодеятельности, в общественных движениях, партии, профсоюзах). На протяжении многих десятиле¬тий, предшествовавших современному периоду развития нашего об¬щества, такой компенсаторный механизм работал вполне успешно. Он давал возможность человеку проявить себя не в основной сфере деятельности (где он не мог или не хотел этого делать), а в иных ро¬лях, получая при этом заработную плату за то, чем реально не зани¬мался. Для личности становилось главным то, что для общества было второстепенным.
10. Что понимают
под социальным поведением
Поведение человека можно определить как образ жизни, действий и поступков людей. Иногда может казаться, что действия отдельного человека - сугубо его личное дело. Однако, живя в обществе, любой человек так или иначе (физически, вербально или мысленно) взаимодействует с другими. Например: производитель недоброкачественных продуктов может повредить здоровью сотен людей; "общение" буйных подростков во дворе заставляет жильцов нервничать… поэтому его индивидуальное поведение очень часто взаимосвязано с окружающими и носит социальный характер. Социальное поведение - это действия человека по отношению к обществу, другим людям, окружающим его природе и вещам. По своему характеру социальное поведение может быть самым разнообразным: альтруистическим или эгоистическим, законопослушным или противоправным, серьезным или легкомысленным, мужественным или трусливым, добродетельным или порочным, независимым или приспособленческим, деликатным, корректным или грубым и неучтивым и т. д. Оно определяется очень многими факторами как общественного, так и личностного характера.
К основным общественным факторам поведения можно отнести: существующие в обществе обычаи, традиции, социальные ценности и нормы, характер поведения социальной элиты (как образец для подражания), сложившиеся в обществе условия для позитивного или негативного поведения (скажем, чрезмерные налоги вызывают волну укрывательства от них, раздутость госаппарата — злоупотребления и коррупцию чиновников, слабый социальный контроль и безнаказанность нарушений — разгул ненормативного поведения, отсутствие на улицах урн и общедоступных туалетов — рост загрязнения среды и т. д.).
Личностные факторы поведения — это те факторы, что исходят от самого индивида. Среди них можно выделить следующие шесть факторов:
Врожденные инстинкты человека, состояние его психики, тип темперамента. Так, древнегреческий врач, «отец медицины» Гиппократ (460—377 или 356 до н.э.) определил четыре основных типа темперамента — сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.
Личные жизненные цели и интересы индивида, его ценностные ориентации и привычки.
Тип референтной (эталонной) группы, которую индивид избрал себе в качестве эталона поведения (скажем, космонавты, банкиры, артисты, политики).
Степень его самобытности, самостоятельности, умение оставаться самим собой, не поддаваясь голому подражательству.
Способность индивида к честной и трезвой самооценке, к самоконтролю, к осознанию и сдерживанию негативных тенденций в собственном поведении.
Умение индивида жить в обществе и ладить с людьми:
- способность подчиняться социальным нормам и ролевым предписаниям; умение быть свободным в своих действиях, не мешая свободе других;
- терпимость (или толерантность) к особенностям других людей;
- умение следовать известному «золотому правилу» — не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе, и т. д.
11. Как можно отличить девиантное поведение от нормального? Отклоняющееся, или девиантное поведение – это поведение, не соответствующее нормам, принятым в данном обществе. В широком смысле под девиантным понимается любое отклонение от принятых норм, начиная с опоздания на учебу и заканчивая самыми серьезными проступками, подлежащими уголовному преследованию. В узком значении девиантность обозначает отклонения, не нарушающие норм права.
К основным формам девиантного поведения относят:
1) пьянство и алкоголизм;
2) употребление наркотиков;
3) преступность;
4) самоубийство;