Контрольная работа по дисциплине "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:19, контрольная работа

Краткое описание

Семья – социальный институт, выполняющий функции малой группы, основанной на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью. В семье начинается и протекает социальная жизнь человека. В семье регулируются и контролируются различные стороны жизни на основе принципов, норм, правил и установок, принятых в обществе. В семье все её члены имеют определённый статус и роли. Одним из результатов успешного функционирования семьи как социальной группы является эффективное предупреждение отклонений от требования социальных норм в подавляющем большинстве сфер общественной жизни.

Содержание

Семья как элемент социальной структуры……………………………………………………….. 3 стр.
Функции и структуры семьи. Жизненный цикл семьи ……………………………………… 5 стр.
Влияние семейной социализации на формирование личности. ……………………….. 8 стр.
Список литературы ………………………………………………………………………………………………10 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 30.35 Кб (Скачать файл)

ЦЕНТРОСОЮЗ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ  КООПЕРАЦИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине: СОЦИОЛОГИЯ 
 
 
 

Выполнила: студентка 2 курса: Зиновьева Светлана Валерьевна 
 
 
 

Специальность: 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» заочная форма обучения 
 

Зачетная  книжка: № БХ-10-025-ВПО 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

Вариант № 15 
 

Семья как элемент социальной структуры……………………………………………………….. 3 стр. 

Функции и структуры семьи. Жизненный цикл семьи  ……………………………………… 5 стр. 

Влияние семейной социализации на формирование личности. ……………………….. 8 стр. 

Список  литературы ………………………………………………………………………………………………10 стр.

 

 

    Семья как элемент социальной структуры. 

     Семья – социальный институт, выполняющий  функции малой группы, основанной на браке, кровном родстве, члены  которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной  ответственностью. В семье начинается и протекает социальная жизнь  человека. В семье регулируются и  контролируются различные стороны  жизни на основе принципов, норм, правил и установок, принятых в обществе. В семье все её члены имеют  определённый статус и роли. Одним  из результатов успешного функционирования семьи как социальной группы является эффективное предупреждение отклонений от требования социальных норм в подавляющем  большинстве сфер общественной жизни.

     Семья считается одним из четырёх фундаментальных  институтов общества, придающим ему  стабильность и способность восполнять население в каждом следующем  поколении. Одновременно семья выступает  малой группой – самой сплочённой и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек  входит в состав множества самых  разных групп – группу сверстников  или друзей, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам или спортивную команду, - но лишь семья остаётся той  группой, которую он никогда не покидает.

     Специфика этого социального института  состоит в том, что семья обладает устойчивой структурированной организацией, включающей двух или более человек, связанных между собой кровным  родством, брачными узами или усыновлением.

     Причиной, побуждающей людей объединяться в семейные группы, выступают потребности  человека.

Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А.Маслоу, делится на:

    1. Физиологические  и сексуальные потребности;

    2. Потребности  в безопасности своего существования;

    3. Социальные  потребности в общении;

    4. Престижные  потребности в признании;

    5. Духовные  потребности в самореализации;

   Семья как социальный институт имеет и  еще две особенности.

Это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи.

     Семья существует как санкционированный  обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими  социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее  воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы  и санкции, поддерживающие семью.

 

 

Функции и структуры семьи. Жизненный цикл семьи

     Семья выполняет определенные функции. Под  функциями семьи понимается способ проявления жизнедеятельности и  активности семьи и ее членов. Эти  функции по ходу истории менялись: они обусловлены социально-экономическими особенностями общества.

Функции семьи:

  1. Репродуктивная (от лат. produc-tio — производство) 

Биологическое воспроизводство населения —  на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях — на личностном уровне. Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья.

  1. Социализации 

Формирование  индивида как личности. Семья включает в себя всю систему общественных отношений - брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения.

  1. Хозяйственно-бытовая 

Ведение домашнего  хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи

  1. Экономическая 

Суть этой функции с общественной точки  зрения заключается в поддержании  несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых  услуг одними членами семьи от других.

  1. Социально-статусная 

Предоставление  определенного социального статуса  членам семьи (наделение наследственными статусами — национальность, религия и др.), воспроизводство социальной структуры общества. Эта функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

  1. Эмоциональная 

Оказание  психологической поддержки членам семьи.

  1. Защитная 

Это функция  социальной и эмоциональной защиты своих членов. Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется  в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей  стремится быть рядом со своими семьями.

  1. Воспитательная 

Развитие  личности каждого члена семьи. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

    • Первый аспект - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.
    • Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.
    • Третий аспект - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
  1. Досуговая 

 Она осуществляет  организацию рационального досуга  и осуществляет контроль в  сфере досуга, кроме того, удовлетворяет  определенные потребности индивида  в проведении досуга. В счастливых  семья происходит взаимообогащение  интересов супругов и их детей,  досуговая деятельность носит  преимущественно развивающий характер.

  1. Рекреативная функция

Она направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов.

    11. Социально-биологическая функция семьи

Естественно-биологические  потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного  инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости  ребенка от матери - все это формируется  в социально-биологическую функцию  семьи.

    12. Коммуникативная функция

Можно назвать  следующие компоненты этой функции:

    • посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством;
    • влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.

Если семья  уделяет выполнению этой функции  достаточное внимание, то это заметно  усиливает ее воспитательный потенциал.

Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов.

  1. Вступление в брак
  2. Начало деторождения – рождение первого ребенка
  3. Рождение последнего ребенка
  4. Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка
  5. Смерть одного из супругов

 

 

    Влияние семейной социализации на формирование личности. 

 Социологи,  изучающие институт семьи, не  только в разных странах, но  и в разных классах, подметили,  что гораздо больше различаются  между собой социальные классы нежели страны, принадлежащие к однотипной культуре.

В Англии, Германии, России, США семьи среднего класса гораздо больше занимаются осмысленным  планированием внутрисемейных отношений, нежели рабочие семьи, а также  семьи из самых низов общества. Дети в среднем классе заканчивают среднюю школу, колледж и университет. Следуя примеру родителей, они целенаправленно строят свою карьеру продвигаясь всё выше и выше. Они – дисциплинированные и квалифицированные работники, законопослушные граждане, заботливые родители. Гораздо меньше эти качества проявляются в низшем классе.

В рабочих  семьях свободнее выражают агрессивность  по отношению к детям. Наказания  чаще физические. Родители не стремятся  понять мотивы поведения детей, не копаются в их внутреннем мире.

Целенаправленное  планирование семейных отношений, гуманистическая  модель семьи, в европейских и  североамериканских странах присущи  не только среднему но и высшему классу. Высший класс ещё в большей степени заботится о незапятнанности имиджа семьи и клана, репутации рода. Это и понятно: на протяжении многих столетий там складывалась аристократия, ориентированная на статус и честь.

 В России  такая модель присуща главным  образом среднему классу, поскольку  именно он – социальная основа  русской интеллигенции, высокие  нравственные принципы которой  известны всему миру. Эта модель  мало свойственна рабочему классу  и высшим слоям общества. Высший  российский класс крайне неоднороден,  наряду с истинной интеллигенцией  в нём присутствуют многочисленные  добавки из таких групп и  слоёв населения, которые не  отличаются высокой культурой  взаимоотношений. Богатые новориши, ослеплённые блеском золота нередко сходят с ума от неожиданно открывшихся возможностей. «Новые русские», попавшие на престижные западные курорты, встречающиеся с западными дипломатами и представителями высшего света, поражают их дикостью нравов.

 Брак  с точки зрения социального  воспроизведения общества и его  нравственной чистоты, это самое  гениальное изобретение человечества. По христианской морали настоящая  любовь начинается только в  браке, где индивид полностью  раскрепощён и доверился другому.

 Семья  – спасательная гавань в жизненных перепитиях. Когда в обществе кризис, на улицах разгул преступности, в магазинах всё дорого, на работе идут сокращения, родной дом становится самым нужным, самым желанным и любимым местом на свете.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Социология"