Вариант № 4
2. Каковы основные положения
социологической мысли в Средние
века?
В период Средневековья развитие
социальных отношений осуществляется
преимущественно под контролем системы
нравственных, религиозных норм, что оказало
влияние и на развитие социальной мысли.
Наиболее видной фигурой теологической
социально-политической мысли этого периода
является Фома Аквинский, осуществивший
«модернизацию» раннесредневекового
христианства на основе комментариев
Аристотеля. Учение Фомы (томизм) стало
важным шагом в укреплении духовной власти
католицизма над развитием социальной
жизни (в 1879 г. это учение было объявлено
«единственно истинной философией католицизма»),
но не остановило Реформацию католицизма.
Идейное оформление Реформация получила
в учениях М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина,
представлявших бюргерско-буржуазное
направление, и Т. Мюнцера, вождя народной
Реформации. Важнейшая идея Реформации
— необходимость личной ответственности
человека, отрицание посредничества церковной
иерархии.
Реформация оказала серьезное
влияние на развитие социально-критического
мышления, теорий самосознания, раннебуржуазного
идеала «правового государства». Она способствовала
разрушению феодально-религиозных представлений
и утверждению новых, предпринимательских
ориентации в хозяйственной практике.
М. Вебер раскрыл воздействие на процесс
становления европейского капитализма
протестантского религиозно-этического
комплекса, обеспечившего воспитание
таких черт личности, как трудолюбие, бережливость,
честность, расчетливость. В социальной
мысли на новом уровне возрождается противостояние
идей «индивидуализма» и «коллективизма».
Идея приоритета индивидуального интереса
над общественным утверждается в качестве
ядра идеологии формирующегося класса
предпринимателей, буржуазии.
Наряду с идеями индивидуалистическими,
частнособственническими в XVI в. постепенно
оформляется социалистическое социально-политическое
течение как идеология нарождающегося
пролетариата. Родоначальником утопического
социализма принято считать Т. Мора (1478—1535
гг.), изобразившего в «Утопии» общество,
в котором нет частной собственности,
обобществлены производство и быт, а труд
является обязательным для всех.
Критикуя капитализм и вскрывая
его антигуманную сущность, социалисты-утописты
считали идеальным такое общество, в котором
осуществляется государственное или общественное
руководство экономикой, не знающей товарно-денежных
отношений. Но они не смогли найти стимулы
к труду в обществе без конкуренции, частной
собственности и самоорганизации экономической
жизни. Главное — ставка на прямое государственное
регулирование и социальный контроль.
5.Дайте характеристику
традиционному, индустриальному и
постиндустриальному обществу.
Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией.
Сохранение традиций является в нём более
высокой ценностью, чем развитие. Общественный
уклад в нём характеризуется (особенно
в странах Востока) жёсткой сословной
иерархией и существованием устойчивых
социальных общностей, особым способом
регуляции жизни общества, основанном
на традициях, обычаях. Данная организация
общества стремится сохранить в неизменном
виде социокультурные устои жизни. Традиционное
общество - аграрное общество.
Для традиционного общества,
как правило, характерны:
§ традиционная экономика
§ преобладание аграрного уклада;
§ стабильность структуры;
§ сословная организация;
§ низкая мобильность;
§ высокая смертность;
§ высокая рождаемость;
§ низкая ожидаемая продолжительность
жизни.
Традиционный человек воспринимает
мир и заведенный порядок жизни как нечто
неразрывно-целостное, холистичное, священное
и не подлежащее изменению. Место человека
в обществе и его статус определяются
традицией (как правило — по праву рождения).
В традиционном обществе преобладают
коллективистские установки, индивидуализм не
приветствуется (т. к. свобода индивидуальных
действий может приводить к нарушению
заведённого порядка, обеспечивающего
выживание общества в целом и проверенного
временем). В целом для традиционных обществ
характерен примат коллективных интересов
над частными, в том числе примат интересов
имеющихся иерархических структур (государства,
клана и т. п.). Ценится не столько индивидуальная
дееспособность, сколько то место в иерархии
(чиновничьей, сословной, клановой и т.
д.), которое занимает человек.
Традиционные общества, как
правило, авторитарны и не плюралистичны.
Авторитаризм необходим, в частности,
для пресечения попыток несоблюдения
традиций или их изменения.
В традиционном обществе, как
правило, преобладают отношения перераспределения,
а не рыночного обмена, а элементы рыночной
экономики жёстко регулируются. Это связано
с тем, что свободные рыночные отношения
повышают социальную мобильность и изменяют
социальную структуру общества (в частности,
разрушают сословность); система перераспределения
может регулироваться традицией, а рыночные
цены — нет; принудительное перераспределение
препятствует «несанкционированному»
обогащению/обеднению как отдельных людей,
так и сословий. Преследование экономической
выгоды в традиционном обществе зачастую
морально осуждается, противопоставляется
бескорыстной помощи.
В традиционном обществе большинство
людей всю жизнь живет в локальном сообществе
(например деревне), связи с «большим обществом»
довольно слабые. При этом родственные
связи, напротив, очень сильны.
Индустриальное общество
- тип экономически развитого
общества, в котором преобладающей отраслью
национальной экономики является промышленность.
Индустриальное общество характеризуется
развитием разделения труда, массовым
производством товаров, машинизацией
и автоматизацией производства, развитием
средств массовой коммуникации, сферы
услуг, высокой мобильностью и урбанизацией,
возрастанием роли государства в регулировании
социально-экономической сферы.
Отличия:
1. Утверждение индустриального
технологического уклада как доминирующего
во всех общественных сферах (от экономической
до культурной)
2. Изменение пропорций занятости по отраслям:
значительное сокращение доли занятых
в сельском хозяйстве (до 3-5%) и рост доли
занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере
услуг (до 40-45%)
3. Интенсивная урбанизация
4. Возникновение нации-государства,
организованной на основе общего языка
и культуры
5. Образовательная (культурная) революция. Переход
ко всеобщей грамотности и формирование
национальных систем образования
6. Политическая революция,
ведущая к установлению политических
прав и свобод(пр.всего избирательного
права)
7. Рост уровня потребления ("революция
потребления", формирование "государства всеобщего
благосостояния")
8. Изменение структуры рабочего и свободного
времени (формирование "общества потребления")
9. Изменение демографического типа
развития (низкий уровень рождаемости,
смертности, рост продолжительности жизни,
постарение населения, т.е. рост доли старших
возрастных групп).
Постиндустриальное
общество - общество, в котором сфера услуг
имеет приоритетное развитие и превалирует
над объемом промышленного производства
и производства сельскохозяйственной
продукции. В социальной структуре постиндустриального
общества возрастает численность людей,
занятых в сфере услуг и формируются новые
элиты: технократы, сциентисты.
Это понятие было впервые предложено
Д.Беллом в 1962 году. Оно зафиксировало
вступление в конце 50-начале 60-х гг. развитых
западных стран, исчерпавших потенциал
индустриального производства, в качественно
новый этап развития.
Он характеризуется
снижением доли и значения промышленного
производства за счет роста сферы услуг
и информации. Производство услуг становится
основной сферой экономической деятельности.
Так, в США в сфере информации и услуг сейчас
трудится около 90% занятого населения.
На основе этих изменений происходит переосмысление
всех базовых характеристик индустриального
общества, фундаментальная смена теоретических
ориентиров.
Так, постиндустриальное
общество определяется как общество "постэкономическое",
"посттрудовое", т.е. такое общество,
в котором экономическая подсистема утрачивает
свое определяющее значение, а труд перестает
быть основой всех социальных отношений.
Человек в постиндустриальном обществе
уже не рассматривается как "человек
экономический" по преимуществу.
Первым "явлением"
такого человека считают молодежный бунт
конца 60-х гг., который означал конец протестантской
трудовой этики как моральной основы западной
индустриальной цивилизации. Экономический
рост перестает выступать в качестве основного,
тем более единственного ориентира, цели
общественного развития. Акцент смещается
на социальные, гуманитарные проблемы.
В качестве приоритетных встают вопросы
качества и безопасности жизни, самореализации
индивида. Формируются новые критерии
благосостояния и социального благополучия.
Постиндустриальное общество определяется
также как общество "постклассовое",
что отражает распад устойчивых социальных
структур и идентичностей, характерных
для индустриального общества. Если прежде
статус индивида в обществе определялся
его местом в экономической структуре,
т.е. классовой принадлежностью, которой
были подчинены все остальные социальные
характеристики, то теперь статусная характеристика
индивида определяется множеством факторов,
среди которых возрастающую роль играет
образование, уровень культуры ( то, что
П.Бурдье назвал "культурным капиталом").
На этом основании Д.Белл и ряд других
западных социологов выдвинули идею нового
"сервисного" класса. Ее суть состоит
в том, что в постиндустриальном обществе
не экономической и политической элите,
а интеллектуалам и профессионалам, составляющим
новый класс, принадлежит власть. В действительности
принципиального изменения распределения
экономической и политической власти
не произошло. Утверждения о "смерти
класса" также кажутся явно преувеличенными
и преждевременными. Однако существенные
изменения в структуре общества, связанные
в первую очередь с изменением роли знания
и его носителей в обществе, несомненно,
происходят (см. информационное общество
). Таким образом, можно согласиться с утверждение
Д.Белла, что "изменения, которые фиксируются
термином постиндустриальное общество,
могут означать историческую метаморфозу
западного общества".
8. Какова социальная роль
личности?
Социальная роль — это набор функций, более
или менее четко определенный шаблон поведения,
которое ожидается от человека, занимающего
определенный статус в обществе. Так, семейный
человек исполняет роли сына, мужа, отца.
На работе он может одновременно быть
инженером, технологом, мастером производственного
участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется,
не все социальные роли равнозначны для
общества и равноценны для личности. В
качестве основных следует выделить семейно-бытовые,
профессиональные и общественно-политические
роли. Благодаря их своевременному освоению
и успешному исполнению членами общества
возможно нормальное функционирование
общественного организма.
Каждому человеку приходится
исполнять и множество ситуационных ролей.
Войдя в автобус, мы становимся пассажирами
и обязаны выполнять правила поведения
в общественном транспорте. Закончив поездку,
превращаемся в пешеходов и выполняем
правила уличного движения. В читальном
зале и в магазине мы ведем себя по-разному,
поскольку разными являются роль покупателя
и роль читателя. Отклонения от требований
роли, нарушения правил поведения чреваты
неприятными последствиями для человека.
Социальная роль не является
жесткой моделью поведения. Люди неодинаково
воспринимают и исполняют свои роли. Однако
общество заинтересовано в том, чтобы
люди cвoeвpeмeннo овладевали, умело исполняли
и обогащали социальные роли в соответствии
с требованиями жизни. В первую очередь
это относится к основным ролям: работника,
семьянина, гражданина и т. д. В данном
случае интересы общества совпадают с
интересами личности. Социальные роли —
формы проявления и развития личности,
а их успешная реализация — залогом человеческого
счастья. Нетрудно заметить, что поистине
счастливые люди имеют хорошую семью,
успешно справляются со своими профессиональными
обязанностями. В жизни общества, в государственных
делах принимают сознательное участие.
Что же касается дружеских компаний, досуговых
занятий и увлечений, то они обогащают
жизнь, но не в состоянии компенсировать
неудачи в осуществлении основных социальных
ролей.
10. Дайте характеристику
методу анализа документов.
Анализ
документов - метод, который широко применяется
во время сбора первичной социологической
информации
Документом
в социологии называют специально созданный
предмет, предназначенный для передачи
и хранения информации
Документ
- средство сохранения с помощью специального
носителя информационных фактов, явлений,
процессов объективной реальности и умственной
деятельности
Анализ
документов - совокупность методических
приемов, применяемых для получения из
документальных источников социологической
информации, необходимой для решения задач
исследования
Применяются
два основных метода анализа документов:
-
неформализованные (качественный, традиционный)
-
Формализованное (количественный, контент-анализ)
Во традиционным
классическим анализом документов понимают
всю полноту мыслительных операций, осуществляемых
исследователем и направленных на интерпретацию
данных, содержащихся в документах.
Формализованное
метод (контент-анализ) - перевод в количественные
показатели массовой текстовой информации
(или зафиксированной на определенных
носителях) с последующим ее статистическим
обработкой.